Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся юношеского возраста посредством знаково-символической деятельности - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся юношеского возраста посредством знаково-символической деятельности


Автор(ы): Митюхина Наталья Петровна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Особую актуальность проблема духовно-нравственного развития приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Попытка духовного возрождения не искусственна, она отражает насущную проблему нашего больного и глубоко трагичного времени, исказившего до неузнаваемости не только духовный лик России, но и внесшего великий хаос и разброд в умы всего человечества.
Среди молодежи различных возрастных групп царит беззаконие, преступность, грубость, стяжательство, эгоизм, проституция, наркомания, а также потеря молодыми людьми смысла жизни, превалирование материальных ценностей над духовными, понижение психосоматического здоровья и духовности.
Категория “Духовность” имеет разную трактовку. Понятие “духовность” связано с понятиями “дух”, “душа”, “внутреннее”, “душевность”, “нравственность”, “мораль”, “самосознание” и др. (Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Соловьев, В. П. Зинченко, В. Вундт, У. Джемс, Г. И. Челпанов и др. )
По мнению ряда исследователей В. Э. Вайцехович, В. П. Зинченко и др. охарактеризовать дух, духовность как понятия можно лишь ассоциативно, метафорически, поскольку современный понятийный уровень познания слишком груб и примитивен для этой сферы.
Обратимся к современным словарям и справочникам [2,4,5], которые определяют духовность как:
  • свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Дух как сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. Внутренняя, моральная сила;
  • отрешенность от низменных грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа;
  • интеллектуальная природа, сущность человека противополагаемаемая его физической, телесной сущности;
  • духовный-прилагательное к дух (в 1 и 2 значении); относящийся к умственной деятельности, к области духа; нематериальный, нетелесный; связанный с внутренним миром человека; связан с религией, церковью, относящийся к ним; духовные интересы; духовные запросы; духовные силы; духовная близость.
Некоторые словари объясняет понятие духовность с позиции материализма – это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания – мира, себя, смысла и значения своей жизни, и социальной потребности жить и действовать “для других”. Под духовностью преимущественно понимается первая из этих потребностей, а вторая под душевностью, т. е. добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.
Духовно-нравственные способности в психологии стали выделять сравнительно недавно, хотя без них, как совершенно справедливо замечает В. Д. Шадриков, “Невозможно проявление всех остальных способностей. . . теоретически невозможно говорить ни о какой способности, если не определено добро и зло, ибо тогда не ясно, о способности к чему идет речь, т. к. не будет определен предмет способности. Нормы и ценности определяют динамику развития способностей. Поэтому не существует способностей вне норм и ценностей” [6. , с. 77].
Проблема духовности в отечественной философии начала ХХ века развивалось в контексте религиозного миросозерцания. Разработка проблемы духовности велась в русле анализа проблемы самореализации “человеческого духа” (В. Соловьев, С. Л. Франк), “личностного духа” (Н. Бердяев, П. Флоренский).
Прикладной аспект исследования духовности находит свое воплощение в акмеологии, где духовное “акме” представляет собой наивысший, идеальный уровень развития духовности личности. Так, рассматривая духовность как компонент профессиональной культуры, О. Ю. Скуднова выделяет ряд ее функций, одной из которых называет интерактивную функцию - реализующую возможность профессионально-духовного взаимодействия с людьми.
В работах, так или иначе затрагивающих проблему духовности, нравственности личности, речь идет об альтруистическом поведении: особом отношении к другому, которое обеспечивает сочувствие и содействие ему в разных, ситуациях. Обычно такое отношение рассматривается в терминах эмпатических переживаний: переживания другого воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение, через принятие чужих переживаний.
Многие ученые, отмечая повышение интереса к проблемам духовно-нравственного развития, подчеркивают, что сейчас идет постепенно обозначающийся поворот - если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности, к душевным проявлениям человека, и опорой, адекватным зеркалом становится гуманитарный подход, а нравственность выделяется как форма организации человеческих взаимоотношений, один из критериев духовности человека.
Интерес к этой проблеме духовности снижался и ХХ век как раз и явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии, область социально-политического действия вовлекает в себя и чем дальше, тем определеннее не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных. Образовался гигантский вакуум духовности и гипертрофированная наука бессильна его заполнить.
В последнее время интерес к проблеме развития духовно-нравственной личности снова возрос. Специалистами области образования все отчетливее осознается, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса и катастрофического ухудшения духовного здоровья нации находятся не только в сфере экономики, но и в области духовно-нравственного воспитания. Общество не может и дальше существовать без единых моральных устоев. Искажение их, потеря духовности ведет к упадку культуры, деградации общества, вырождению человека.
С одной стороны, возникает потребность формирования человека как духовно-нравственной личности, которая требует целенаправленных действий по организации и практической реализации процесса формирования и развития личности молодого поколения в процессе учебной деятельности.
С другой стороны, в педагогической литературе слабо представлены новые идеи и подходы к проблемам духовно-нравственного развития личности молодого человека, поэтому современная педагогика пока не готова к решению вышеперечисленных проблем.
Хотя накоплен большой опыт развития духовно-нравственных сторон личности (Аболин Л. М. , Андреев В. И. , Асмолов А. Г. , Зинченко В. П. , Кандинский В. В. , и др. ); те или иные аспекты проблемы подвергнуты научному анализу в ряде диссертаций, защищенных в последнее время (Лебедев А. Б. , 1985, Сесюнина И. Б. , 1992; Кулагина Г. Н. , 1996; Шабалина Е. Ю. ,1997; Духновский, 2002); однако, предлагаемые нами аспекты проблемы до настоящего времени не были предметом специального исследования.
Из выявленного противоречия вытекает проблема исследования духовно-нравственное развитие детей юношеского возраста.
Опосредующая роль семиотической деятельности в развитии духовно-нравственных качеств личности.
Совершенствование и трансформация предполагает наличие каких-то средств, поэтому развитие духовности носит опосредованный характер. Психическое и духовное развитие человека осуществляется через усвоение всего предшествующего опыта, культуры, включающей различные знаково-символические системы и средства.
Как в культурно-исторической психологии в варианте Л. С. Выготского, так и в психологической теории деятельности в варианте А. Н. Леонтьева, функционирование и развитие психики предполагает наличие тех или иных средств.
В логике культурно-исторической психологии средствами развития В. П. Зинченко называет внешние по отношению к человеку средства: орудие труда, детская игрушка, знак, слово, символ, миф и т. д. [1]
Ж. Пиаже принадлежат термины - “символическая”, “семиотическая”, или знаковая функция, под которой он понимает “приобретаемую на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое событие посредством символов или знаков, т. е. обозначающих, дифференцированных от своих обозначаемых”.
С точки зрения А. Валлона, представление тесно связано с общением, обменом; оно использует язык и является некоторым уровнем развития языка и символической функции.
В отечественных исследованиях семиотической функции приходится отмечать отсутствие фундаментальных, работ по этой проблеме, что сказывается на содержательной ее разработке и на терминологии. Оперирование со знаково-символическими средствами обозначается по разному.
Анализ концепции Пиаже представлен в советской литературе, в которой показывается, что отношение ребенка к реальности с самого начала оказывается социальным, что ребенок постепенно осваивает окружающий его мир, предметы как продукты человеческой деятельности (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. Ф. Обухова и др. ).
Л. С. Выготскому принадлежит термин “сигнификация”. Он писал: “…основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т. е. создание и употребление знаков”.
Значительно чаще в нашей литературе используется термин “замещение” (Н. И. Непомнящая, Д. Б. Эльконин). Кроме него и наряду с ним употребляется термин “символизация”, “символическое замещение”.
Работа Н. Г. Салминой [3] “Знак и символ в обучении”, посвящена описанию различных знаковых систем, особенностям их усвоения детьми, диагностике готовности ребенка к школе, формированию умений оперировать знаковыми системами. Ей принадлежит термин “знаково-символическая функция”.
Как известно, ни одна форма человеческой деятельности не может осуществляться без применения знаково-символических средств. Вид деятельности, задачи, решаемые в ней, определяют и используемые знаково-символические средства, специфицируя их в соответствии с прагматической функцией.
Учебная деятельность, включая осуществление режима, связанного с ней, способы коммуникации, реализуемые в школе, предполагает употребление и освоение разных систем знаково-символических средств. Не говоря уже о специальном освоении принципов построения и использования естественного языка в разных его формах (устной и письменной), она широко применяет визуальные средства представления информации-схемы, диаграммы, графики, карты, чертежи и др. Усвоение знаний в ряде наук предполагает использование формализованного языка, научной символики. Способы коммуникации, реализуемые в разных формах учебной и внеклассной работы, предполагают ритуализацию поведенческих моментов, что выражается в некоторой формализации отдельных действий (режим жизни в школе, организующая его система средств, своеобразный код общения на уроках, церемонии и т. д. ).
Знаково-символические системы, используемые в учебной деятельности, принципиально различаются между собой по способам кодирования, сложности и четкости алфавита и синтаксиса, их эксплицированное — имплицитности, природе средств (визуальные, слуховые), произвольности — мотивированности, типам функционирования и др. Учебная деятельность предполагает необходимость перевода одной знаково-символической системы в другую, в том числе перевода визуальных систем в вербальную и обратно, что представляет известную сложность в силу структурных различий систем, существенных различий по ряду признаков, вызывающих трудности их сопоставления.
Таким образом, при развитии духовно-нравственных качеств личности в разных видах деятельности могут использоваться различные по способам построения и функционирования системы знаково-символических средств. Это определяется прагматической функцией знаково-символических средств.
В результате теоретического анализа в качестве основных принципов, определяющих формы, содержание, средства его реализации, а также систему критериев оценки развития, были выделены:
  • принцип активно-пристрастного деятеля - способного осуществлять пристрастные преобразования;
  • принцип творческого характера развития;
  • принцип ведущей роли социокультурного контекста развития;
  • принцип совместной деятельности и общения;
  • принцип ведущей деятельности, законы ее смены;
  • принцип ампфликации (расширения) духовно-нравственного развития;
  • принцип опосредствующей роли знаково-символических структур;
  • принцип интериоризации и экстериоризации;
  • принцип неравномерности (гетерохронности) развития и др.
Все эти психолого-педагогические принципы легли в основу разработанной нами модели развития духовности посредством семиотической деятельности. При этом главная задача исследования состояла не в их перечислении или декларировании, а в их верификации (подтверждения их истинности на практике) и операционализации, то есть в создании соответствующих методик, культурных педагогических психотехник, реализуемых учителями, психологами.
Мы разработали специальный тренинг, включающий лингвистику, логику, психологию и игры, который может быть использован и как одна форм обучения духовной культуре.
Показания: диагностика и стимулирование интеллектуального и духовного развития.
Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы духовного развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности после одного занятия. Мы разработали программу, включающую 20 занятий. В то же время у юношей происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.
Цель данного тренинга — развитие духовных качеств личности, помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, т. е. характерными для каждого. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя. (Приложение 1.)
Основная гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы развить духовные качества личности, не заставляя, не подавляя, не ломая человека, а помогая ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолев стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего в общении с окружающими.
Задачи:
Научить выполнять простые действия схематизации и моделирования:
  • Пантомимическое изображение различных действий и предметов (двигательное подражание и уподобление).
  • Моделирование каких-либо событий или действий в ролевых играх.
  • Построение последовательности схематических изображений или векторных схем-графов, отображающих протекание каких-либо процессов, событий или действий.
  • Построение схематических изображений, отображающих пространственные отношения между какими-либо предметами, объектами, процессами.
  • Построение схем классификации предметов по определенным признакам — умение фиксировать межпонятийные иерархические отношения.
  • Составление и придумывание задач или рассказов по определенным знаково-символическим схемам или изображениям.
С целью формирования и развития у учащихся умений использовать знаково-символические средства в общении и познавательной деятельности мы использовали предлагаемые ниже упражнения.
Принципы и правила работы тренинговой группы (Приложение 2).

Занятие 1.

“Душевные слова”.

Никогда не бросайся грязью: ты можешь промахнуться мимо цели, но твои руки останутся грязными.
Теодор Паркер
Цель занятия — создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять правила работы, начать освоение активного стиля общения.
Знакомство. (10 минут)
В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, реального политического деятеля, литературного героя и т. п. Предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.24 | Просмотров: 1906

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340