Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе


Автор(ы): Идрисов Александр Есмухамбетович, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
За последнее время, личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей. Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Ведь “решение любой воспитательной задачи возможно только на путях индивидуального подхода, поскольку нет и двух учащихся, которые бы точно копировали друг друга; у каждого из них своя биография, свой сугубо индивидуальный путь развития” (А.П. Краковский).
Своевременное образование сегодня невозможно без обращения к личности. Дело состоит лишь в том, какую роль будет играть личность в этом процессе – роль цели или роль средства. Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Личность формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие личности – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике.
Традиционное образование воспринимало личность через призму функционально заданных параметров – успеваемости, правильного поведения и др. Под “функциями образовательной системы”, как правило, понимались ее политические, партийно-государственные цели и установки. Традиционное образование, преследующее цели функциональной, предметно-вещной образованности человека, использует личность в функции средства и опирается на механизмы мотивации, ценностной ориентировки, как на своего рода движущие силы достижения заданных извне целей. На личностную сферу распространялись традиционные предметно-функциональные подходы, утверждалась не сама личность, а некие законы и постулаты, которые должны были материализоваться в этой личности, тогда как подлинное личностное своеобразие человека, его самобытность не становились предметом изучения и развития. Личностный подход в образовании, провозглашенный ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания (Е. В. Бондаревская, В. В. Горшкова, В. В. Давыдов, Л. И. Новикова, В. И. Слободчиков, А. Т. Тряпицына, Г. А. Цукерман, Дж. Найсбитт, М. Полани, Дж. Шваб и др.). Поэтому есть все основания вести речь о множественности личностно-ориентированного образования. Выделим некоторые наиболее часто встречающиеся трактовки этого феномена:
  1. Личностный подход в образовании на уровне обыденного, наиболее массового педагогического сознания понимается как этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанников. К гуманизму, к принятию ребенка как личности призывали педагогов как классики педагогической мысли – Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтесори и др., так и современные педагоги-новаторы, придают этому принципу форму так называемой педагогики сотрудничества. Сотрудничество есть объективный фактор. Этого требует и природа подростка, и природа наших социальных, общественных устремлений и сложившаяся в школе практика. Само слово “сотрудничество” кажется достаточно простым и понятным. Однако содержание его чрезвычайно многообразно, оно имеет самый разный – философский, психологический и педагогический смысл. Мы же рассматриваем его лишь в контексте образования. Сотрудничество детей и взрослых, как и всякое другое, предполагает глубокую заинтересованность в успех общего дела, Единство понимания тех целей и задач, ради достижения которых они вступили в союз, инициативу и активность каждой стороны и, конечно, взаимное уважение и внимание, когда они действуют во имя общих целей, рука об руку. Готовы ли к сотрудничеству дети? Конечно, готовы! Более того, они жаждут его. Это их объективная потребность. А взрослые? С их стороны нужна глубокая психологическая перестройка, переосмысление прежних представлений о своем собственном педагогическом авторитете. Педагогика сотрудничества – дело двустороннее, требующее активности, как детей, так и старших. Но решающее слово в ее становлении и утверждении за взрослыми.
  2. Личностный подход рассматривается как принцип синтеза направленной педагогической деятельности вокруг ее главной цели – точности. Все, что происходит в педагогическом процессе, педагогично лишь в той мере, в какой работает на эту цель.
  3. Личностный подход – это объяснительный принцип, раскрывающий механизм личностных новообразований в педагогическом процессе. Смысл этого принципа состоит в том, что никакие изменения в жизнедеятельности человека не могут быть объяснимы без понимания их места и роли в самореализации личности.
  4. Личностный подход трактуется, как принцип свободы личности в образовательном процессе в смысле выбора ею приоритетов, образовательных “маршрутов”, формирования собственного, личностного восприятия изучаемого содержания (личностного опыта).
  5. Долгое время бытовало понимание личности в образовании как некого эталона, модели “нового человека”. Речь шла о воспитании личности “с заданными свойствами”. Так трактовался личностный подход в советской педагогике.
  6. Личностный подход трактуется, как приоритет индивидуальности в образовании в смысле альтернативы коллективно-нивелирующему воспитанию.
  7. Личностный подход связывают с представлением о целостности педагогического процесса. Ориентация на личность позволяет преодолеть суммативность, функционализм, в построении образовательной системы.
  8. Личностный подход может рассматриваться, как построение особого рода педагогического процесса, который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.
Наличие данных трактовок говорит о том, что личностный подход, как и сама личность, не может быть сведен к одному-единственному способу его понимания.
Личностно-ориентированное образование рассматривает механизм личностного существования человека – рефлексия, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др. – самоцель образования, достижению которой, в конечном счете, подчинены его содержание и процессуальные компоненты.
Личностный подход невозможен без гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизация образования предусматривает распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Гуманизация воспитания и обучения предусматривает реализацию в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, забота о них; постановки в центре педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Под гуманитаризацией образования, мы подразумеваем установление гармоничного равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
В основе педагогической цели должна лежать не модель личности, а модель личностно утверждающей ситуации, свободного жизнепроявления человека. Мир человека – это не только “государство” и “общество”, и поэтому цели образования должны отражать не только социальные функции, но и все многообразие человеческого бытия. Гуманистическое обновление образования требует еще раз вернуться к исходным пунктам педагогического сознания; определить природу педагогических целей; критерии их научности (“педагогичности”); процедуры целеполагания, как одно из методологических регуляторов научного обоснования обучения. Определение цели неотрывно от определения функций школы или какого-либо другого социального института. Например, говорить, что цель школы – “воспитывать личность”, не очень корректно, так как воспитание начинается не в школе и не в ней заканчивается. Личностная ориентация образования неизбежно обуславливает расширение источников постановки педагогической цели. Традиционно рассматривались два источника целеполагания – социум, его “заказ” и ребенок, потребности его развития. В сущности, между ними нет противоречия, хотя их абсолютизация приводила к антагонистическими воззрениям, известным в педагогике как теории “свободного” и “авторитарного” воспитания.
Среди источников целей воспитания, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводится роль исполнителя “проектов” и “технологий”. Но педагогическая деятельность – как раз одна из немногих уникальных реальностей, в которых личность не только опосредствует, а именно определяет цель и содержание процесса. Личностная ориентация воспитания предполагает целостность личности воспитания, недопустимость ее отчуждения от его труда, утверждение его уникальности при решении педагогических задач. Педагогический процесс – это еще и самореализация учителя с известной самостоятельностью полагающего свои цели, содержание, средства. Учитель – это нечто гораздо большее, нежели просто ученый, знающий человек. Большой ученый может и не быть учителем. Учитель – это и актер. Он ведет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс – тоже зрители. Но Учитель – больше чем актер. Даже самый народный артист, в конечном счете, не несет ответственности за своего зрителя. А Учитель – несет. Учитель – это еще и режиссер-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и ее участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой своих подопечных. Учительство – это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал А. В. Луначарский: “…преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель – педагог – внешкольник – формирует самый благородный материал – людские души. И нужно уметь формировать их, сделав их мягкими, сделав их доступными вашему прикосновению и воздействию на их благородную сторону. Это можно сделать только тогда, когда между ними и вами протянулись токи, заразившие их определенной симпатией к вам. Это и значит, что вы явились перед ними как художник”.
Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Учитель обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремления воспитывать лучшие человеческие качества у школьников, подчас встречают сопротивление с их стороны. По капельке учитель отдает себя детям. Отдает, порой не получая в ответ причитающихся ему внимания, участия. Даже любимого учителя ребята вспоминают лишь по праздникам или в часы возвращения в свое детство. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду профессий с эмоциональными перегрузками. Воспитание – процесс хлопотливый и требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Без этого ни мастерства, ни таланта у учителя не будет никогда.
Вся жизнь учителя, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, антипатии, сильные стороны и слабости – все идет, как лента кино, на глазах ребят. Все подвергается их строгой, но достаточно объективной оценке. В школе нередко и учителя оказываются в роли “подопытных”. Дети изучают педагога, выставляют ему свои оценки в особых дневниках памяти. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Только работа с детьми показывает доброту и ум учителя, ограниченность и ремесленничество, щедрость и отзывчивость, черствость и равнодушие. Главное, что должно характеризовать работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.
Личностный подход будет проявляться хотя бы в том, как учитель будет обращаться к детям. Учитель, любящий ребят, не будет уже в первом классе называть их только по фамилии, а только по именам. Любящий детей учитель не побоится признать свою ошибку, извиниться перед ребятами, если окажется в чем-то неправым. Он никогда не позволит себе угрожать своим воспитанникам. Школа – дом радости – не может быть местом перепуганных детей. Ничего нет страшнее в школе, чем учитель, приходящий в класс с холодным сердцем. Несколько тысяч встреч ребенка с наставниками – какое же это богатство уроков жизни, уроков человеческих отношений. Многое из школьных наук потом забывается, не забывается одно – общение с умным, готовым тебя понять, собеседником. Педагог учит на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Да, учителя – обыкновенные люди. С нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но детям от этого не легче. Они учителя не выбирают. Он им достается. Учитель – профессионал умеет оставлять за порогом класса все, что может его отдалить от учеников, помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Это нелегко, в этом – мужество учительского подхода. Надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам такое важное: “Добрый день, дети!”. Проявить мужество, выдержку, не перебивать отвечающего у доски, не ответить резкостью на грубость. В этом проявляется, прежде всего, личностный подход к детям.
Ребенок живет на уроке особой духовной жизнью, и эта жизнь не приемлет насилия, принуждения, порождающих рабскую психологию. Нормальный ребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке. На реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке – далеко не идеальное условие обучения. Это хорошо знают физиологи и психологи. Плохо знают это лишь консервативные учителя. Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех – лучшее лекарство. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Вот что писал об этом В.А. Сухомлинский: “Самое главное, дорогие друзья, — это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам”. “Мое сердце сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять, что ему объясняется на уроке и получает двойку. Учитель, поставивший ему двойку, представляется ему самым несправедливым в мире человеком”. Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Также не возможен личностный подход без чувства толерантности. В основе толерантности (терпения) лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой. Формирование у себя толерантности – одна из важнейших задач профессионального воспитания учителя в условиях личностно-ориентированного обучения.
День школьника вмещает множество открытий, неизгладимых впечатлений, поступков. Кроме уроков ученику необходим досуг, когда, оставшись наедине с другом, с книгой или просто с самим собой, он может подумать о том, что волнует и увлекает. В такие часы пишутся первые стихи, конструируется первая модель, возникают мысли, будущее которых трудно предвидеть и переоценить. Если ребенок со своими склонностями и интересами существует сам по себе, а школа и ее требования сами по себе, воспитание и образование воздвигаются на песчаном фундаменте, а он не долговечен, быстро выветривается. Личностно ориентированное обучение как раз направлено на индивидуальный учет интересов, школьников. В свое время Д.И. Менделеев писал, что надо “в норме требовать определенного, обязательного времени от учеников, но не наваливать на них столько дела, чтобы они не имели возможности постепенно становиться самостоятельными людьми с личным характером. Регламентация каждого шага убивает развитие этой самостоятельности или при известных характерах и условиях приводит к уродству”.
Равнодушных учеников, совсем без желаний, обучающихся только по обязанности, немного. Каждое зерно неравнодушия прорастет и даст богатейшие плоды, только перекинь мост от интересов каждого к тому, чем можно увлечь. Стоит снять эту перегородку – откроется заманчивая перспектива, учение станет гораздо привлекательнее, а увлечения полезнее, плодотворнее, глубже. Если пренебрегать увлечениями ребят, учение превращается для них в труд без радости. Тогда появляются двойки даже по любимому предмету. А если рядом у того, кто ко всему безразличен, но усердно “проходит” химию, математику, литературу и все, что зададут – пятерки, то у него путаются представления о том, что такое “хорошо”, что такое “плохо”. Част...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.25 | Просмотров: 1819

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340