Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Реализация проекта Зеленая аллея памяти в МОУ НОШ № 29 - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Реализация проекта Зеленая аллея памяти в МОУ НОШ № 29


Автор(ы): Никитина Лариса Федоровна, директор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.
Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Цель экологического воспитания в МОУ «НОШ № 29» - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое состоится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Отношение школьников к природе мы тесно связываем с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватываем все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.
Цели экологического воспитания мы достигаем но мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе какк универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Как известно, воспитание в широком смысле слова это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.
На уроках учителями решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок даст больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.
Исходя из этого, встает вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?
Мы выявили, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе «Мир вокруг нас» (1 класс). Наиболее полное развитие они получают в курсе «Природоведение».
Здесь, на доступном учащимся уровне, учителями рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики нашей школы изучают окружающий мир, и в этом им также помогает «Экологический дневник школьника». Его ведение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
В процессе работы учащиеся самостоятельно и под руководством учителя разрабатывают проекты, с помощью родителей реализуют их. Дети на практике применяют и приобретают новые знания путем самообразования. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету.
Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Материал об экологических связях присутствует на всех уроках.
Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4классу. Так ученики 1-го класса могут убрать территорию от мелкого мусора, подобрать стихотворения о природе, составить кроссворд, ухаживать за комнатными цветами; второклассники с удовольствием участвуют в планировании и разработке проектов, подборке цветов для клумб; 3-4классы разрабатывают и реализуют проекты оформления пришкольной территории совместно с учителями и родителями. В школе №29 в период с 1-го по 30-еапреля был проведен месячник по благоустройству территории. Учителя 1-х классов, М.В. Вострикова, Г.В. Назарова со своими детьми произвели высадку саженцев елей, постоянно убирали вверенную им территорию. Вторые и третьи классы, под руководством Е.В. Михайловой, Е.Н. Осьмининой, С.М. Ульянич участвовали в проектировании. 1-е место занял Хрунов Виталий, ученик З «А»класса с проектом о березе. Еженедельно подводились итоги работы по благоустройству. Учащиеся 4-х классов выращивали рассаду, подобранную «озеленителями» и «дизайнерами». Учащиес...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.02.25 | Просмотров: 1190

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340