Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Модель взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ
Автор(ы): Кылосова Ольга Николаевна, учитель-логопед
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога. Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в создании апробации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. Для реализации цели были поставлены задачи: Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов. Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы: Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка. Комплексность ( взаимодополняемость ). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций. Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа. Модель взаимодействия была разработана при активном участии психолога детского сада и представляет собой систему из трех направлений: Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ. Цель: Создание и апробация модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка. Задачи: 1. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка. 2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов. 3.Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Направления: 1. Диагностическое.Задачи. - Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6-7 лет. - Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования. - Составление общей карты развития ребенка. Предполагаемый результат: 1. Совместный диагностический блок методик. 2. Критерии факторов риска. 3. Общая карта развития ребенка. | 2. Коррекционно-развивающее.Задачи. - Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающих заданий. - Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка. Предполагаемый результат: 1. Интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий. 2. Эффективные методы и приемы взаимодействия специалистов. | 3. Аналитическое.Задачи. - Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. - Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы. Предполагаемый результат: 1. Лист динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска. 2. Критерии эффективности коррекционно-развивающей работы. | Индивидуальные подгрупповые консультации для родителей и педагогов с целью оказания помощи проблемным детям. | Первое направление - диагностическое, т. е. определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания. При разработке диагностической базы мы исходили из основных принципов педагогической диагностики: системности, конкретности, научной обоснованности, последовательности, преемственности, комплексности, прогностичности, оптимизации форм и методов диагностики, сочетания констатирующей и коррекционно-развивающей функции диагностики, доступности методик и процедур. Диагностика в ходе нашей работы приобрела три основные составляющие: Определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.02.26 | Просмотров: 3050
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|