Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Учебная экскурсия в курсе экологии
Автор(ы): Глазунова Евгения Львовна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Экологические проблемы современности поставили перед обществом серьёзную задачу осуществления экологического образования, которое в настоящее время рассматривается как непрерывный процесс, направленный в первую очередь на формирование научных и практических знаний и умений. Развитие ответственного отношения к природе предполагает преобразование общественно-значимых экологических ценностей в личностно-значимые. Этот процесс сложен и связан с формированием мировоззрения, усвоением норм ответственного поведения, развитием убеждений и свойств характера. Педагогический аспект данной проблемы связан с формированием научного мировоззрения учащегося. Основной целью должно стать вовлечение учащихся в посильную деятельность по изучению и охране экосистем на основе знаний и умений, усвоенных при изучении биологии, географии, физики, химии, максимально эффективное использование принципа наглядности в освоении учащимися курса экологии. Формирование прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках теоретического знакомства с экологическими проблемами. Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране природоокружения. Одной из форм такой деятельности является экскурсия. При подготовке учебной экскурсии создаются благоприятные условия для разъяснения определённых норм и правил конструктивного ведения диалога, спора, воспитания тактичности, принципиальности. Возникает реальная возможность помочь школьнику определить свою точку зрения, своё отношение к различным сторонам взаимодействия человека и природы, а учителю диагностировать степень сформированности экологических знаний, убеждений учащихся. Задачи экологической экскурсии: углубление знаний учащихся о многообразии организмов, их взаимодействии со средой; формирование умений по изучению и охране окружающей среды; знакомство с научными методами исследования; обогащение ценностных ориентаций учащихся; формирование экологической наблюдательности. Экологическая экскурсия должна рассматриваться как важнейшее дидактическое и методическое средство интеграции естественнонаучных знаний школьников. Отражая идею единства природы, они позволяют создать целостное представление о ней; реализовать на практике один из основных законов экологии, согласно которому организм и необходимые для его жизни условия составляют единое целое. В качестве примера такого подхода к рассмотрению природы приводится экскурсия по изучению структуры экосистемы. ТЕМА: Структура экосистемы Задачи: - познакомить учащихся с понятием “СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ”;
- конкретизировать знания учащихся о взаимодействии организмов со средой обитания;
- продолжить формирование умений и навыков сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы, составлять отчёты;
- продолжить экологическое воспитание школьников.
Экскурсия начинается со вступительной беседы, в ходе которой учащиеся знакомятся с основными закономерностями функционирования естественных экосистем и разновидностями их классификаций. После беседы группам предлагается провести самостоятельную работу по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. Содержание каждой инструктивной карточки включает указание к действию, которое необходимо выполнить, вопросы и указания о фиксировании результатов действий. Содержание карточек зависит от места проведения данной экскурсии (парк, лес, пришкольный участок). Перед началом самой работы учитель проводит инструкцию о порядке выполнения заданий. Оборудование: - рулетки;
- карандаши;
- блокноты для записей.
Экосистема (биогеоценоз) состоит из двух структурных (биоценоз и биотоп) и двух функциональных (автотрофы и гетеротрофы) компонентов. Кроме того, она обладает определённым видовым составом, численностью, биомассой живых организмов, определённой пространственной структурой населяющих биотоп видов. Между членами биоценоза в каждой экосистеме складываются разной степени сложности биотические отношения. Основными среди них являются отношения пищевые, или трофические, при этом одни виды в сообществе используют в пищу другие. Образуется пищевая, или трофическая, цепочка, по которой в экосистеме идёт поток веществ и энергии. В начале трофической цепи стоят автотрофы – как правило, зелёные растения (продуценты), которые, используя энергию солнечного света, создают из неорганических веществ органические. Продуцентами питаются гетеротрофы (консументы первого порядка) – животные фитофаги; фитофагов съедают хищники (консументы второго порядка); последних – консументы более высоких уровней. Продуценты и консументы, отмирая, становятся достоянием сапрофагов (деструкторов, редуцентов), использующих их в пищу и разлагающих мёртвую органику. Это грибы, микроорганизмы и пр. они принимают участие в минерализации органических веществ и делают их доступными для растений. При этом трофическая цепь замыкается, образуя биогенный круговорот. Поскольку животные, как правило, полифаги (питаются различными видами организмов), они одновременно включаются в несколько трофических цепей, что приводит к образованию трофических сетей. Наряду с видовым составом большое значение для изучения сообщества имеет его биоморфологический спектр – состав и соотношение слагающих сообщество жизненных форм. По преобладающим жизненным формам определяется принадлежность сообщества к тому или иному типу растительности (например, леса, луга и т.п.). Совместное существование разных видов и жизненных форм в сообществе приводит к их пространственному обособлению. Это выражается в вертикальном и горизонтальном расчленении фитоценоза на отдельные элементы, каждый из которых играет свою роль в преобразовании и накоплении веществ и энергии. По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы – горизонтальные слои, толщи, в которых располагаются надземные и подземные части растений определённых жизненных форм. Эта ярусность особенно выражена в лесных фитоценозах. Здесь насчитывается обычно пять-шесть ярусов: - Древесные ярусы (высокие и низкие деревья);
- Кустарниковый (подлесок);
- Травяно-кустарничковый;
- Моховой (или лишайниковый);
- Подстилка (опад листвы).
Малоярусные сообщества – луг, степь, болото – имеют по два-три яруса. Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло, влагу. Растения разных ярусов живут в разных условиях, что уменьшает конкуренцию и способствует увеличению видового разнообразия. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность. Животное население биоценоза, “привязанное” к растениям, также распределено по ярусам. Например, микрофауна почвенных животных наиболее богата в подстилке; достаточно чётко приурочены к ярусам определённые группы насекомых. Разные виды птиц строят гнёзда и кормятся в разных ярусах – на земле, в кустарниках, в кронах деревьев. По горизонтали сообщество так же разделяется на отдельные микроэлементы – микрогруппировки, расположение которых отражает неоднородность условий жизни. Особенно хорошо это видно в струк...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.02.28 | Просмотров: 1479
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|