Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программа элективного курса Межнациональные отношения: история и современность
Автор(ы): Биркалова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Не моря разделяют народы, а невежество, не различие языка, а враждебные отношения”. Д. Рескин. Пояснительная записка Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур, и религий. Особую актуальность в современных условиях приобретает учет интересов всех населяющих Россию народов и культур, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе появились тенденции к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой, прежде всего в области образования. Цель курса: воспитание у молодежи чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование уважительного, толерантного отношения к людям другой национальности, приобщение подростков к бесконечному многообразию мировой культуры. Задачи курса: - изложение материала проводить в доступной форме;
- изучать межнациональные отношения на примерах истории и современности;
- развивать у учащихся способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей, в том числе представляющих другие национальности;
- не забывать, что правам и интересам любой группы не должны приноситься в жертву законные демократические права и интересы личности;
- помочь учащимся разобраться в содержании национально-этнических отношениях и исторических тенденциях их развития
Области применения программы. Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Организационная работа по программе. Данный курс является дополнением к курсу “Обществознания” 10-11 классов, занимающихся по программе А.И. Кравченко. Программа курса рассчитана на 32 часа. Проведение исследований по темам на теоретическом уровне. Ожидаемые результаты. Формирование толерантного отношения у учащихся , способность адекватно оценивать себя и других людей, Овладение социально психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. Содержание программы. 1.Народы мира и их взаимоотношения сегодня (17часов). Тема 1.(2ч.) Понятие “этническая общность”. Этнос-народ-нация. Признаки этноса. Язык, бытовая культура, обычаи и традиции. Этническое родство. Народ - новый вид этнической общности. Природные и социальные свойства нации. Духовные признаки нации. Этническая характеристика нации. “Этнос”, “нация”, “народ” как синонимы. Тема 2.(3ч.) Национально-этнические отношения народов. Предпосылки возникновения и развития национальных отношений. Комплексный характер национальных отношений. Субъекты национальных отношений. Характеристика проявления межнациональных отношений. Национальное самоуважение. Регулирование национальных отношений. Тема 3.(2ч.) Взаимосвязь и взаимовлияние этносов. Этнос-форма приспособления к окружающей среде у человека. Формы взаимосвязи этноса. Культурный взаимообмен. Инонациональные группы и малые народности. Тема 4.(2ч.) Истоки национального вопроса. История возникновения национального вопроса. Возникновение конфликтов на национальной почве. Межгосударственные конфликты. Тема 5.(2ч.) Национальный вопрос в современных условиях. Национальный вопрос как система взаимосвязанных проблем развития национальных отношений. Причины этнического возрождения народов. Развитие взаимовыгодного сотрудничества. Права наций и народностей. Практическое осуществление прав всех народов. Объективные и субъективные факторы в решении национального вопроса. Тема 6. (2ч.) Межнациональное сотрудничество в современном мире. Экономическая интеграция – процесс сближения народов. Европейский союз. Европейский парламент. Межнациональная интеграция. Гарантия национально-культурной автономии. Демократическое государство- свободное сосуществование разных национальностей. Тема 7. (2ч.) Можно ли жить без национальных конфликтов. Национализм и его сущность. Геноцид рас и народов. История фашистской диктатуры. Толерантность и гуманистический подход к этническим проблемам. Культура межнациональных отношений. Семинарское занятие по разделу: “Народы мира и их взаимоотношения” (2 часа). Основные вопросы: 1) Продолжается ли в настоящее время образование новых наций? 2) В каких странах в настоящее время происходит наиболее интенсивное изменение их национального состава? 3) Чем вызваны сегодня процессы миграции населения? Как они влияют на межнациональные отношения? 4) Перечислите страны, в которых сегодня наиболее остро проявляются межнациональные отношения? 5) В каком направлении, с Вашей точки зрения, будет развиваться национальная культура? 6) Что в современном мире мешает развитию национальных культур? II. Межнациональные отношения в РФ (15 часов). Тема 1(2ч.) Многонациональность нашего государства. Национальная характеристика народов нашей страны. Русские - один из крупнейших народов мира. Малые народы России .Культурное наследие и самобытность народов. Тема 2(3ч.) Национальный вопрос в России: страницы истории. Жизнь многонационального государства в ХIХ веке. Национальная политика в 1920-егг. Противоречия национальной политики в 1930-егг. Искренний и глубокий интернационализм становится доминирующей нотой в сознании масс. Национальная политика в 50-70гг. ХХ века. Причины национальных конфликтов в 80-90-е годы ХХ века. Тема 3(2ч.) Национальное самосознание. Национальное самосознание как важный фактор, определяющий нацию. Историческая память. Две стороны национальных интересов. Обогащение культуры, внутреннего духовного мира. Тема 4(2ч.) Межнациональные отношения в современной России. Дифференциация и интеграци...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.05 | Просмотров: 1993
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|