Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Программа элективного курса И сама по себе не играет гитара. Отражение истории в авторской песне
Автор(ы): Бутенко Елена Геннадьевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Авторская песня - самобытное явление культуры нашей страны. Истоки ее лежат в устном народном творчестве. Авторская песня является современным фольклором, зеркалом жизни России на разных исторических этапах. Курс “И сама по себе не играет гитара” предназначен для учащихся 9 классов основной школы (предпрофильная подготовка). Курс является межпредметным - он расширяет и углубляет знания, полученные в процессе изучения истории, литературы, музыки. Актуальность программы определяется тем, что в школьной программе учащиеся лишь минимально знакомятся с авторской песней: ее темами, авторами и т. п. Курс имеет и возможное профориентационное значение: дети, стремящиеся получить в дальнейшем литературное либо музыкальное образование, могут попробовать свои силы в этой сфере и сделать выводы о правильности своего выбора. Цель данного курса – познакомить учащихся с авторской песней с исторической точки зрения. Задачи: - повышение интереса к изучению учащимися истории, литературы, музыки;
- воспитание патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны;
- эстетическое воспитание школьников;
- развитие творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей.
- развитие коммуникативных способностей через коллективную работу; умение выступать на людях;
- создание условий для самостоятельной исследовательской работы.
Формы организации учебной деятельности: беседы, клубная технология, поисковая деятельность, уроки-концерты. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации – газетами, журналами, книгами, аудио- и видеозаписями, специализированными сайтами Интернета и др. Содержание каждой темы предусматривает самостоятельную, индивидуальную или коллективную деятельность учащихся. Каждое занятие строится в начале на актуализацию знаний по той или иной теме, а после этого переходим к характеристике определенного исторического периода посредством авторской песни. Требования к квалификации учителя: учитель, ведущий данный курс, должен владеть информационными технологиями, желательно уметь играть на гитаре (чтобы научить азам игры учащихся). Техническое обеспечение: аудиозаписи (грампластинки, кассеты, диски), видеозаписи, гитара, использование информационных технологий, привлечение социокультурных ресурсов своей территории. Система оценивания: В соответствии с темой курса считается возможным применение безоценочной технологии. Зачетной работой по пройденному курсу является отчетный мини-концерт. Учащиеся, имеющие поэтические и музыкальные способности, могут в качестве зачетной работы предложить собственное произведение. Предполагаемые результаты изучения курса: В результате изучения курса учащиеся должны: - уметь соотнести произведения авторской песни с разными историческими периодами;
- ориентироваться в авторах, тематике, назвать несколько фамилий бардов и названий понравившихся песен, исполнить наиболее понравившуюся песню;
- более уверенно участвовать в творческих мероприятиях – концертах, спектаклях и др.
Учебно-тематический план. № | Тема | Кол-во часов | 1 | Введение. Истоки авторской песни – устное народное творчество. | 1 | 2 | Исторические темы, раскрываемые в авторской песне. | 1 | 3 | “Ах, война, что ты сделала, подлая…”(Тема Великой Отечественной войны в авторской песне). | 1 | 4 | Хрущевская “оттепель” и авторская песня. | 1 | 5 | “Афганские” и “чеченские” песни. | 1 | 6 | История-музыка-юмор. | 1 | 7 | Тематика современной авторской песни. | 1 | 8 | Авторская песня в Хакасии (история, темы, авторы). РК | 1 | 9 | Подготовка к итоговому занятию. | 1 | 10 | Итоговое занятие – мини-концерт (зачет). | 1 | Итого | 10 | Содержание курса. Тема 1. Введение. Истоки авторской песни – устное народное творчество. (1 час) Современный фольклор, его истоки и традиции. Признаки современного фольклора. Что такое авторская песня? История и эволюция авторской песни. Форма занятия: лекция с элементами беседы. Тема 2. Исторические темы, раскрываемые в авторской песне. (1 час). Дореволюционное время. Гражданская война. Сталинские репрессии. Великая Отечественная война. Хрущевская “оттепель”. Брежневский застой. Война в Афганистане. Перестройка. Чернобыль. Распад СССР. Война в Чечне. Современные песни. Форма занятия: урок-концерт с элементами практической работы. Тема 3. “Ах, война, что ты сделала, подлая…” (Тема Великой Отечественной войны в авторской песне) (1 час). Творчество Александра Галича. Творчество Булата Окуджавы (“Песенка о пехоте”, “Песня о Леньке Королеве”, “Мы за ценой не постоим”, “Песня о московских ополченцах” и др. ). Песни о войне разных авторов (В. Высоцкий “ “Як-истребитель”, “Сыновья уходят в бой”, “На братских могилах”, “Он не вернулся из боя”; Ю. Визбор “Военные фотографии”, “Помни войну”; О. Митяев “В осеннем парке”, “Кино”; Л. Сергеев “Колоколенка”, Н. Шипилов “Пехота”, М. Анчаров “Баллада о парашютах” и др. ) Тема 4. Хрущевская “оттепель” и авторская песня. (1 час). Творчество М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Якушевой, Ю. Шангина-Березовского, Ю. Кима, А. Городницкого и др. Тема 5. “Афганские” и “чеченские” песни. (1 час). Предварительное задание: подготовить краткие исторические справки по войне в Афганистане и войне в Чечне. (Вариант: пригласить реальных участников событий). Песня “Кукушка”. Форма занятия: семинар, которому предшествует самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Тема 6. История-музыка-юмор. (1 час). “Жил-был игуанодон” (неизв. автор). А. Городницкий. “Шуточная песня строителей петровского флота”. Творчество Ю. Кима. Творчество Л. Сергеева и других авторов. Форма занятия: урок-концерт. Тема 7. Тематика современной авторской песни. (1 час). Форма занятия: практическая работа с использованием ресурсов сети Интернет. Тема 8. Авторская песня о Хакасии и в Хакасии (история, темы, авторы). (1 час). А. Галич “Облака”, О. Митяев “Абакан”; “Хорошо в вагоне ехать, напевая…” (неизв. автор). Фестивали авторской песни в Хакасии: “Саяны”, в г. Саяногорске, “Солнцеворот” в г. Абакане. КСП Хакасии. Форма занятия: творческая встреча с представителями КСП г. Абакана. Тема 9. Подготовка к итоговому занятию. (1 час). Выбор произведений для концерта, составление сценария и др. Форма занятия: творческая лаборатория. Тема 10. Итоговое занятие. Мини-концерт (зачет). (1 час). Литература для учащихся: 1. Рябцев История русской культуры. XX век: учебное пособие. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 320 с. Литература для учителя: 1. Литературный энциклопедический словарь. – М. , Советская энциклопедия, 1987. 2. Ю. Визбор. Когда все были вместе… - М. : Киноцентр, 1989. 3. Ю. Визбор. Я сердце оставил в синих горах. – М. : Физкультура и спорт, 1986. 4. Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне. – М. : Молодая гвардия, 1990. 5. В. Высоцкий. Баллада о любви. Стихи. – Красноярск: МП Эффект, 1991. 6. А. Галич. Возвращение. – Л. :Музыка, 1990. 7. Гитара и слово. Михаил Анчаров. Звук шагов. – М. : Останкино, 1992. 8. Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. – М. :Текмахом, 1992. 9. Из пламени Афганистана. – М. : Советская Россия, 1990. 10. Люди идут по свету. Книга-концерт. – М. :Физкультура и спорт, 1990. 11. Б. Окуджава. Капли Датского короля. Киносценарии. Песни для кино. – М. : ВТПО “Киноцентр”, 1991. 12. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. – М. , 1994. 13. Антология авторской песни. // Русская речь. - №№1-12. – 1990. 14. Антология авторской песни. // Русская речь. - №№1-14. . - 1991 15. Н. Брилль. “Кто как живет – кто тлеет, кто горит…”// Библиография. -. №3. – 1994. 16. Б. Вахнюк. Не все об Аде…// Библиография. - №6. – 1993. Ресурсы сети Интернет: 1. grushin. samara. ru - все о Грушинском фестивале авторской песни 2. www. bards. ru - все о бардах, биографии, тексты песен, аудиозаписи. 3. lib. ru/KSP/ - тексты песен с аккордами, аудиозаписи 4. BARDS. net. ru - авторская песня в сети Интернет 5. www. snikitin. ru - клуб друзей авторской песни "Никитинские Встречи" 6. bardz. by. ru – все о бардах, биографии, тексты песен, аудиозаписи. 7. http://www. bardic. ru/ - история, биографии, КСП и многое другое 8. www. mityaev. ru – сайт Олега Митяева. Материалы к занятию №1 по теме “Введение. Истоки авторской песни – устное народное творчество”. Цель занятия: рассмотреть историю и эволюцию авторской песни, ее истоки и традиции, кроющиеся в устном народном творчестве. Форма занятия: лекция с элементами практической работы. Оборудование занятия: 1. Литературный энциклопедический словарь. 2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 3. Аудиозаписи песен. 4. Раздаточный материал – тексты песен. Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все ее члены, разрушая равнодушное, обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего… Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. (Н. В. Гоголь) Современная авторская песня. Еще не так далеко ушло то время, когда тема эта была практически под запретом – но авторская песня жила полноценной жизнью. Откуда же взялся такой вид песенного творчества? Почва, на которой выросла авторская песня, прежде всего наш русский фольклор: частушка, лаконичная, метафоричная, остроумная; городской романс, солдатские песни. Что же такое фольклор? (Задание: найти определение по словарю С. И. Ожегова). Фольклор – это не только искусство слова, но и составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с его элементами. В ней органично связаны между собой формы его проявления: мимика, жест, интонация, музыка. Все это объединяет слово. Что такое народное поэтическое творчество? (Задание: найти определение в Литературном энциклопедическом словаре). Народное поэтическое творчество (народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор) – это совокупность различных видов и форм массового словесного художественно творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. (Литературный энциклопедически...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.05 | Просмотров: 1653
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|