Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Работа психолога с семьей - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Работа психолога с семьей


Автор(ы): Ахметова Светлана Аглямовна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным воспитателям.
Взрослым необходимо обеспечить оптимальное психологическое сопровождение ребенка, поддерживающее стремление к самореализации, становление целостной, активно саморазвивающейся личности. В этом школе помогает семья.
Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте.
Деятельность родителей, педагогов и психолога в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Рассматривая работу с родителями выделим две области взаимодействия с родителями: групповую и индивидуальную.
Индивидуальная работа психолога заключается в индивидуальном консультировании по заявленной проблеме.
Остановимся на групповой, определим ее цели и задачи.
Целью работы психолога с родителями – является повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.
Задачи:
  • согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
  • согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
  • согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиться желаемых в нем изменений.
Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.
Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.
Второй – это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей.
Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами.
Опираясь на рассмотренные принципы, мы начинали работу с родителями, используя знакомые формы, т.е методы, в которых от них требовалась минимальная активность. А затем по мере появления доверия включали методы с постепенным повышением активности родителей, применяя менее определенные и знакомые методы.
Нашу «лесенку» методов можно представит следующим образом.
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.
2. Проблемные методы: проблемные лекции, детско-родительские мероприятия, тренинги, «круглые столы».
В данное время в работе с родителями мы используем проблемные методы.
Для повышения психологической культуры родителей нами систематически проводятся работа в форме психологических площадок.
Психологическая площадка – это мини-лекция психолога по определенной проблеме переходящая в групповую практическую работу родителей, либо родителей и детей с элементами тренинга, или «круглого стола».
Почему нами выбрана форма психологической площадки?
Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Поэтому мы выбираем такую форму работы, как психологическая площадка. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и информации.
Опираясь на основные функций семьи (Приложение 1) и специфику учебного заведения (лицея) мы определили следующую тематику психологических площадок.
Темы психологических площадок с родителями
Класс
Название темы.
Участники
Время проведе-
ния
Ответственные
5
«Ваш ребенок – пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене»
родители
Ноябрь
психолог
7
«Одаренность. Психологический комфорт ребенка в школе»
родители
Март
психолог
9
«Выбор профиля: помощь учащимся и их родителям в выборе профиля обучения»
учащиеся и
родители
Декабрь
психолог
11
«Психологическая готовность к экзаменам: как помочь своему ребенку в ситуации экзамена»
родители
Май
психолог

Учитывая то, что в каждом учебном заведении есть только одна ставка психолога, (т.е. 1 единица на 500 учащихся + как минимум 500 родителей, а учащихся в школах, как правило, больше данной цифры), то главным его помощником в работе с семьей, конечно же, является классный руководитель.
Классный руководитель проводит тематические лекции на родительских собраниях. В подготовки, которых психолог оказывает помощь. Тематика определяется психологом исходя из запроса родителей, учащихся, педагогов.
План основных мероприятий
...


Мероприятия
Сроки
Исполнители

1 этап - подготовительный


1.
Психодиагностическое исследование процесса адаптации
пятиклассников.
сентябрь-октябрь
психолог
2.
Разработка психологической площадки для родителей пятиклассников «Ваш ребенок – пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене» на основе результатов психодиагностического исследования.
октябрь
психолог
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.06 | Просмотров: 2043

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340