Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Работа психолога с семьей
Автор(ы): Ахметова Светлана Аглямовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным воспитателям. Взрослым необходимо обеспечить оптимальное психологическое сопровождение ребенка, поддерживающее стремление к самореализации, становление целостной, активно саморазвивающейся личности. В этом школе помогает семья. Семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Деятельность родителей, педагогов и психолога в интересах ребенка будет успешной только в том случае, если они станут союзниками. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Рассматривая работу с родителями выделим две области взаимодействия с родителями: групповую и индивидуальную. Индивидуальная работа психолога заключается в индивидуальном консультировании по заявленной проблеме. Остановимся на групповой, определим ее цели и задачи. Целью работы психолога с родителями – является повышение психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми. Задачи: - согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
- согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
- согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиться желаемых в нем изменений.
Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы. Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Второй – это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Опираясь на рассмотренные принципы, мы начинали работу с родителями, используя знакомые формы, т.е методы, в которых от них требовалась минимальная активность. А затем по мере появления доверия включали методы с постепенным повышением активности родителей, применяя менее определенные и знакомые методы. Нашу «лесенку» методов можно представит следующим образом. 1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции. 2. Проблемные методы: проблемные лекции, детско-родительские мероприятия, тренинги, «круглые столы». В данное время в работе с родителями мы используем проблемные методы. Для повышения психологической культуры родителей нами систематически проводятся работа в форме психологических площадок. Психологическая площадка – это мини-лекция психолога по определенной проблеме переходящая в групповую практическую работу родителей, либо родителей и детей с элементами тренинга, или «круглого стола». Почему нами выбрана форма психологической площадки? Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Поэтому мы выбираем такую форму работы, как психологическая площадка. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого соц. окружения, средств массовой коммуникации и информации. Опираясь на основные функций семьи (Приложение 1) и специфику учебного заведения (лицея) мы определили следующую тематику психологических площадок. Темы психологических площадок с родителями Класс | Название темы. | Участники | Время проведе- ния | Ответственные | 5 | «Ваш ребенок – пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене» | родители | Ноябрь | психолог | 7 | «Одаренность. Психологический комфорт ребенка в школе» | родители | Март | психолог | 9 | «Выбор профиля: помощь учащимся и их родителям в выборе профиля обучения» | учащиеся и родители | Декабрь | психолог | 11 | «Психологическая готовность к экзаменам: как помочь своему ребенку в ситуации экзамена» | родители | Май | психолог | Учитывая то, что в каждом учебном заведении есть только одна ставка психолога, (т.е. 1 единица на 500 учащихся + как минимум 500 родителей, а учащихся в школах, как правило, больше данной цифры), то главным его помощником в работе с семьей, конечно же, является классный руководитель. Классный руководитель проводит тематические лекции на родительских собраниях. В подготовки, которых психолог оказывает помощь. Тематика определяется психологом исходя из запроса родителей, учащихся, педагогов. План основных мероприятий № | Мероприятия | Сроки | Исполнители | | 1 этап - подготовительный | | | 1. | Психодиагностическое исследование процесса адаптации пятиклассников. | сентябрь-октябрь | психолог | 2. | Разработка психологической площадки для родителей пятиклассников «Ваш ребенок – пятиклассник. Адаптация учащихся в среднем звене» на основе результатов психодиагностического исследования. | октябрь | психолог | ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2011.03.06 | Просмотров: 2043
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|