Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Музыка в жизни и творчестве И.С. Тургенева. Интегрированный урок литературы и музыки - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Музыка в жизни и творчестве И.С. Тургенева. Интегрированный урок литературы и музыки


Автор(ы): Кузьминых Галина Ильинична, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • обучающая: показать внутреннюю связь произведений И. С. Тургенева;
  • развивающая: показать роль музыки в жизни и творчестве писателя;
  • воспитывающая: воспитывать любовь к искусству.
Оборудование:
Материально-техническое обеспечение:
  • портреты И. С. Тургенева, П. Виардо, М. Огиньского; (см. в Приложении )
  • репродукция картины Б. М. Кустодиева «Яков-Турок поёт» («Певцы»);
  • тексты художественных произведений И. С. Тургенева;
  • магнитофон;
  • аудиозапись арии Розины из оперы «Севильский цирюльник»;
  • фортепиано.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.

Учитель литературы: Изучение творчества Ивана Сергеевича Тургенева без урока, на который вы сегодня пришли, было бы невозможно. Талант не живёт в одиночку. Знакомясь с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, мы узнали, что он был замечательным художником. Ломоносов – известный учёный, физик. Антон Павлович Чехов совместил в себе дар писателя, драматурга, врача… Список этот можно ещё продолжать…
Знакомясь с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева, вы убедитесь, что понятия «ТУРГЕНЕВ» и «МУЗЫКА» неразделимы. Итак, сегодняшний урок мы назовём «Музыка в жизни и творчестве великого писателя И. С. Тургенева.
Учитель музыки: Маленький Тургенев со своим приятелем, тёзкой, дворовым мальчиком Ваней Кубышкиным, часто убегал в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек, увидеть их весёлые хороводы. Лёжа в густых зарослях орешника между господским садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице, прислушивались к словам полюбившихся песен, запоминая их мелодии. Музыкальный слух у ванечки Тургенева был изумительным.
Пройдёт много лет, и Тургенев, пленённый творчеством Полины Виардо в итальянской опере, всё-таки верен останется народным мотивам.
Студентом Петербургского университета Иван Сергеевич часто посещает музыкальные вечера и концерты, оперные и драматические спектакли.
Тургенев с детских лет, будучи неизменным поклонником и ценителем музыки, часто испытывал настоящий музыкальный голод. Тогда он подходил к фортепиано и одним - двумя пальцами проигрывал любимую мелодию и подпевал высоким тонким голосом, не соответствующим ни его росту, ни широкой богатырской натуре. Обладая безукоризненным музыкальным слухом, он улавливал самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыкальная память его вызывала изумление у современников.

III.

Учитель литературы: С многих страниц его книг «звучат» то народная песня, то вдохновенно исполняемые героями произведения классиков.
У вас было задание: в произведениях, которые мы прочитали в этом году и ранее, найти отрывки, где прослеживается музыкальная тема: пение, разговор о музыке, игра на музыкальных инструментах.
(Учащиеся читают отрывки из произведений И. С. Тургенева.)
  1. Роман «Рудин», глава 3, со слов «Я вижу фортепьяно, – начал Рудин…» до слов «… Пандалевский кончил.»
  2. Роман «Накануне», глава 3, со слов «У Берсенёва в комнате стояло фортепьяно…» до слов «…останавливаясь и замирая на уменьшенных септимах.»
  3. Роман «Дворянское гнездо», глава 4, со слов « Я не мог найти здесь увертюру Оберона…» до слов «…и поэзия, и гармония одинаково восхитительны!..»
  4. Роман «Отцы и дети», глава 16, со слов «Катя неохотно приблизилась к фортепьяно…» до слов «…А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна.»
    Этот эпизод читается на фоне исполняемой учителем на фортепиано «Фантазии ре минор» В. Моцарта.

  5. Роман «Дворянское гнездо», глава 34, со слов «…Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою…» до слов «… они сами пылали любовью».
  6. Повесть «Ася», глава 9 (о вальсе).
  7. «Записки охотника», рассказ «Певцы», со слов «Яков помолчал, взглянул кругом…» до слов «…и увидал, что победа была его…»
Учитель музыки: В последнем отрывке говорится об исполнении песни «Не одна во поле дороженька». Эта русская народная песня принадлежит к протяжным песням, которые исполнялись в любое время, когда человеку нужно было излить в песне своё горе. В них рассказывалось о смерти в чужом краю, о тяжёлой женской доле, о разлуке с любимым, о трудной солдатской службе. Само содержание таких песен требовало протяжной распевной мелодии. В них употреблялись слова-распевы, слова-обрывы, междометия (ох, ах, ой). Всё это помогало донести смысл песни.
Учитель литературы: Ребята, а хотели бы вы услышать эту песню? Представьте Притынный кабачок-избушку… Мы посетители-слушатели.
Учителем музыки исполняется acapella песня «Не одна во поле дороженька».
Не одна-то ли, да одна,
Ай, во поле дорожка,
Во поле дороженька.
Не одна-то ли дороженька,
Ай, дорожка пролегала,
Она пролегала.
Эх, частым ельничком доро…
Ай, дорожка зарастала,
Она зарастала.
Молодым-то ли да горьким,
Ай, горьким осинничком
Её заломало.
Как по той ли по дороженьке,
Ай, по той ли по дорожке
Нельзя ни проехать,
Ой, да ни проехать, ни пройти…
Учитель литературы: Яков-турок, спев эту песню, выиграл спор.
Писатель предпочёл песне рядчика с украшениями, напоминающими искусство итальянских певцов, русскую протяжную песню.

IV.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение И.С. Тургенева):
Я помню сам старинный, грустный сад,
Спокойный пруд, широкий, молчаливый…
Я помню: волны мелкие дрожат
У берега в тени плакучей ивы;
Я помню – много лет назад –
Я в том саду хожу в траве высокой
(Дорожки все травою поросли),
Заря так дивно рдеет… Блеск глубокий
Раскинулся от неба до земли…
Хожу, брожу задумчивый, усталый,
О женщине мечтаю небывалой…
Учитель музыки: Этой женщиной стала знаменитая французская певица Полина Виардо. Осенью 1843 года Тургенев впервые услышал её пение (в опере «Севильский цирюльник» Виардо исполняла партию Розины) и был буквально околдован её необыкновенным голосом и артистизмом.
С этой минуты вся жизнь Тургенева, его талант, богатство были положены к ногам этой женщины.
Послушайте арию Розины из оперы Д. Россини «Севильский цирюльник».
(Звучит запись.)
Учитель литературы: Писатель уезжает вслед за Полиной из России во Францию. Музыкальные и литературные «утренники» в парижском доме Виардо были популярны не одно десятилетие, и одним из активнейших участников литературных чтений и благодарнейшим слушателем был Иван Сергеевич Тургенев.
В 1865 году в Баден-Бадене, в доме Виардо, на музыкальных утренниках играли выдающиеся пианисты, среди которых были Брамс, Рубинштейн. Тургенев был автором либретто к опереттам, которые сочиняла Полина Виардо.
1875 год, Париж. В доме на улице Друэ по-прежнему царила артистическая атмосфера. По четвергам здесь ус...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.06 | Просмотров: 2704

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340