Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Методическая разработка урока по предмету Экология и автомобиль. Тема: Утилизация автотранспортных средств - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Методическая разработка урока по предмету Экология и автомобиль. Тема: Утилизация автотранспортных средств


Автор(ы): Семенков Владимир Викторович, мастер производственного обучения


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Предмет: Экология и автомобиль
Тема: Утилизация транспортных средств
Продолжительность: 75 минут
Группа: № 703
Специальность: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Тип урока: Комбинированный
Место проведения: Сургутский профессиональный колледж.
Технические средства и наглядные пособия:
  • Презентация
  • Опорные конспекты
  • Тестовые задания
Цели:
Образовательные:
Ознакомить студентов с видами и этапами утилизации транспортных средств, задачами утилизации автотранспортных отходов.
Развивающие: Развитие способности наблюдать, самостоятельно делать краткий конспект, выделять основное, делать выводы, умение применять знания на практике
Воспитательные: Бережное отношение к окружающей среде.
Межпредметные связи:
  • Автомобили - тема Система питания
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобилей - тема Система зажигания
  • Химия - тема Углеводороды, Природные источники углеводородов, Металлы
Литература:
  1. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования
  2. Денисов В.Н., Рогалев В.А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта
  3. Румянцев С.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
  4. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология
  5. Павлова Е.И. Экология транспорта
  6. Яременко О.В. Твой друг - автомобиль
Структура урока
Этапы № п/п Деятельность преподавателя Деятельность студента
1. 1. Подготовка студентов к работе на уроке, приветствие, проверка отсутствующих Полная готовность группы, быстрое включение в деловой ритм.
2. 2. Проблемные вопросы пройденного материала. Координация и контроль учебной деятельности по пройденному материалу. Воспроизведение материала, анализ вопросов.
3. 3. Сообщение темы и цели урока, перечень изучаемых вопросов и их актуальность, связь нового материала с ранее изученным. Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных конспектов.
4. 4. Объяснение нового материала. Содержание должно отражать межпредметные связи. Необходимо выделять главное, существенное в содержании обучения. При объяснении перед студентами ставить проблемные вопросы и находить пути их решения. Активные действия студентов с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. 5. Закрепление знаний. Виде технического диктанта обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на внимательность. Усвоение знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Самопроверка знаний. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений.
6. 6. Подведение итогов занятия. Дать анализ и оценку успешности достижения цели урока и наметить перспективу дальнейшей работы. Адекватность самооценке студента оценке преподавателя. Получение студентами информации о реальных результатах обучения.
7. 7. Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание цели, содержания способов выполнения домашнего задания. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствии с актуальным уровнем их развития.
План урока
№ п/п Этапы урока Время
1. Организационный Проверка внешней и внутренней (психологической) готовности студентов к уроку 5 мин.
2. Этап проверки знаний по пройденной теме Фронтальный опрос 15 мин
3. Этап подготовки к активному самостоятельному усвоению нового материала Обеспечение мотивации и принятия студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний, умений. 10 мин
4. Этап усвоения новых знаний Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения 30 мин.
5. Этап закрепления знаний Обеспечение усвоения новых знаний с помощью теста 10 мин.
6. Заключительный этап Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы 5 мин.
Тема: Утилизация автотранспортных средств
Цели урока:
  • Обучающая: ознакомить с видами и этапами утилизации транспортных средств, задачами утилизации автотранспортных отходов.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, развитие умения применять знания на практике.
  • Воспитательные: бережное отношение к окружающей среде, сотрудничество, творческий подход.
Тип урока: Комбинированный.
Межпредметные связи: Автомобили, Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Ход урока
I Организационный этап

1. Приветствие, проверка отсутствующих.
2. Сообщить тему урока, цели урока.
II Актуализация новых знаний
Задание №1. На соответствие. (Приложение №1)
  • Подведение итогов за задание №1
  • Фронтальный опрос
Задание №2. Изобразить схему жизненного цикла транспорта и дать краткую характеристика каждого этапа.
Презентация.
III Объяснение нового материала
Проблемы автотранспортных отходов

Рассматриваемый этап замыкает жизненный цикл транспортного средства.
По статическим данным Союза инженеров - автомобилестроителей, усредненный автомобиль имеет массу 1390 кг. Полный период его эксплуатации - 12 лет, полный пробег - 190 тыс.км. За это время автомобиль потребляет более 14т. топлива и 200 л. масла, выделяет в атмосферу более 52 т. отработанных газов. Суммарный объем твердых отходов - 4400 кг., жидких - 1900 кг.
Проблема переработки отходов автотранспортных средств (ОАТС) остра для многих стран. В странах Евросоюза ОАТС формируются в самостоятельный поток. Обращение с ними четко регламентируется нормативно-правовыми актами и контролируется государственными органами, регулируется экономически, т.е. предприятия несут ответственность за переработку выпущенной ими продукции. Необходимые средства на переработку отходов выделяется государством (за счет сбора налогов с владельцев автомобилей и фирм-импортеров).
Немецкие автомобильные импортеры (по Франции) основали фирму Autoeco для координации их действий в рамках французского законодательства по утилизации старых автомобилей. К участникам относятся такие фирмы, как BMW, Honda, Ford, Opel и др. интерес представляет разделение отходов на специальные и обычные. К первой группе относятся отработанные батареи, катализаторы, растворители, лаковые шламы и консервирующие масла. Жесть, металл, металлизированные отходы относятся к обычным промышленным отходам.
По международным нормам, допустимым сроком эксплуатации легковых автомобилей считается 10 лет, после чего они должны направляются на переработку. (Таблица Сравнительные характеристики).
Российские автомобили устаревают морально и физически, поэтому с ростом численности парка возрастает актуальность проблемы утилизации транспортных средств. Перед разборкой АТС целесообразно разделять на четыре технологических потока, различающихся конструктивным исполнением и возможностью использования специализированных постов для их разборки. Как автомобили различаются по конструкции? Легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы.
Рабочие посты разборочных участков должны быть оснащены опрокидывателями, консольными поворотными кранами, гайковертами различных мощностей и размеров, аппаратами резки металлов. Демонтаж автомобилей включает операции разборки агрегатов и узлов, сортировки, переработки отдельных видов конструкционных и эксплуатационных материалов для их повторного использования, утилизации отходов.
Утилизация транспортного средства включает в себя 5 уровней (этапов). Рассмотрим с вами схему потока материалов при утилизации конструкции АТС.
Первый этап - демонтаж транспортного средства. Где используются узлы и агрегаты снятые при монтаже? Часть узлов и агрегатов (двигатель, коробка передач, оси, аккумулятор, шины) могут повторно устанавливаться на новых автомобилях без каких-либо ремонтных воздействий или при осуществлении ремонта, например, наварка протекторов шин. Повторное использование материалов является одним из путей сокращения выбросов вредных веществ, снижения энергозатрат при их производстве. Часть материалов является безвозвратно потерянной.
Второй этап - сортировка деталей по материалам (черные и цветные металлы, пластмассы). Переработка непригодных к ремонту (использованию) деталей и узлов осуществляется следующими способами: прессованием (кузов), резкой, обработкой в дробильных установках. Продукты переработки отправляются на переплавку. Тяжелые металлы поступают в двухстадийную сортировку, в результате которой отделяется медь, латунь, нержавеющая сталь, свинец, другие металлы и сплавы. Пластмассы, как правило, повторно не используются и сжигаются, что сопровождается выделением значительного количества токсичных веществ в атмосферный воздух.
Третий этап - пиролиз органических соединений (пластмасс или композитов) и получение кокса, нефти, газа, используемых в качестве энергоресурсов, а также некоторой доли черных и цветных металлов, содержащихся композитах, которые отправляются на переплавку.
Четвертый этап - процесс сжигания остатков шин, пластмасс и получение тепловой энергии с выделением шлаков, отработавших газов, что также негативно сказывается на окружающей среде.
Пятый этап - захоронение отходов, образующихся на каждом из предыдущих этапов утилизации.
Работа с раздаточным материалом. (Приложение №2)
Утилизация шин.
Вы когда-нибудь задумывались о судьбе огромного количества покрышек, выпускаемых нашими заводами? Изношенная покрышка примерно на 1:1,1 кг легче новой. Потерянная масса превратилась в пыль. В ФРГ подсчитали, что ежегодно на одном километре дороги стирается в общем по 250 кг покрышек. Такое количество резиновой пыли становится серьезной экологической проблемой, ведь она содержит отнюдь не полезные для природы вещества, а каучук, сажу, смолы и масла.
Но, оказывается, это еще не все. Куда деваются старые покрышки? В утиль их не принимают, жечь - нельзя, и чаще всего их просто выбрасывают. Ученые США заинтересовались, почему в последнее десятилетие в стране увеличивается число комаров? И поиски привели их : к покрышкам. Ведь их миллиарды разбросаны по стране. Оказывается , что покрышка - великолепное жилище для комариных личинок.
В Росси...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.07 | Просмотров: 2647

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340