Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Комплексное занятие В музыке светлых узоров расцветает народный талант
Автор(ы): Медведева Людмила Аркадьевна, музыкальный работник
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: знакомство с культурой крестьянской семьи – подготовка дошкольников к восприятию материала музейной экспозиции через мини-экскурсии в «домашнем музее» Задачи. Обучающие: формировать у детей навык общения с окружающим миром Воспитательные: развивать у детей индивидуальное эмоциональное отношение к предметам быта и к произведениям искусства Развивающие: приобщать детей к особой манере общения и строю народной речи Форма занятия: игра-фантазирование Организация занятия Звучит наигрыш народной мелодии. Музыкальный руководитель в русском сарафане, в кике приглашает детей спокойно пройти и присесть на стульчики. Педагог: Дети, сегодня вас ждет новое интересное увлекательное путешествие в мир старины. Вам предстоит познакомиться с новыми словами, с предметами быта дедушек и бабушек, выполнить творческие задания; узнаете, как общались раньше между собой люди.. На занятии вы послушаете и исполните песни. Ход занятия. Музыкальный руководитель: А сейчас я вас приглашаю отправиться на поезде в деревню. Подать сигнал к отправлению! Дети на низких звуках имитируют голосом гудок паровоза, начинают топающее движение ногами, приговаривая: «Чух-чух, чух, чух, чух, ту-ту-у-у-!» Звучит детская песня «Завтра с мамой рядышком…». Дети образными движениями изображают текст песни<Приложение1> Текст песни 1. Завтра с мамой рядышком Поездом вечерним Мы поедем к бабушке В дальнюю деревню. На столе оладушки, на печи –картошка Машет, машет бабушка Нам рукой в окошко Припев: Бабушка, бабушка Добрые руки, Домик приветливый, Трудная жизнь, К бабушке, к бабушке Дети и внуки Едем мы, едем мы- Только дождись 2. Я подарок красками рисовал неделю Лишь вчера к двенадцати Я его доделал. В небе синем радуга Изогнула спину, Как приеду - сразу же Подарю картину. Припев: Бабушка, бабушка Добрые руки, Домик приветливый, Трудная жизнь, К бабушке, к бабушке Дети и внуки Едем мы, едем мы- Только дождись Музыкальный работник: При-еха-ли! Звучит фрагмент мелодии песни «Горница», музыка А. Морозова, слова Н. Рубцова Музыкальный работник: <Рис.1> Человек всегда стремился уберечь себя от внешнего мира, поэтому он строил избу, где предстояло прожить долго и самому хозяину, и детям, и внучатам, и правнукам. В каком месте, из какого дерева будет построено жилище, зависит жизнь человека, а где скот ложится- на том месте и дом можно строить, там быть счастью и новой избе! А знаете вы, дети, что рубленая изба- модель мира? Здесь соединились три космические силы: небо- защита человека; земля – символ плодородия, добра; подземный мир- память о предках. Старинные люди приветствовали гостей такими дивными словами: «Вы позвольте, сударыня-хозяйка ко двору прийти, да в горницу взойти, да нам на лавочку присесть…», а в светёлку заходили, чтобы посмотреть, как человек заботится об убранстве своего жилья. Звучит песня «Горница», слова Н. Рубцова, слова А. Морозова Текст песни В горнице моей светло- это от ночной звезды. Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды – (строчка повторяется 2 раза) Красные цветы мои в садике завяли все. Лодка на речной мели скоро догниет совсем - (строчка повторяется 2 раза) Дремлет на стене моей ивы кружевная тень. Завтра у меня под ней будет хлопотливый день - (строчка повторяется 2 раза) Буду поливать цветы, думать о своей судьбе Буду до ночной звезды лодку мастерить себе - (строчка повторяется 2 раза) Музыкальный руководитель: Какие новые слова прозвучали в песне? Дети: Горница, судьба Музыкальный руководитель: Горница - светлая комната в избе. Судьба предназначена человеку свыше, но он может её изменить к лучшему, а не уповать на предсказания. Какое настроение песни? Дети: Грустное… Музыкальный руководитель: А почему у женщины в песне плохое настроение? Дети (высказывают свои предположения): Дом старый развалился… Воспитатель: Давайте, ребята, построим новый дом для бабушки и дедушки, посадим для них деревья, приберемся в горнице Творческое задание Работа в подгруппах I группа детей при помощи предметов настольного театра и бросового материала создаёт природный ландшафт будущего дачного участка бабушки II группа детей из пластилина лепит будущих жителей этого дома (время работы 5 минут) Во время работы с пластилином воспитатель добрым словом направляет действия и хвалит детей III группа детей выкладывают из сундука бабушкины вещи, С этой подгруппой работает музыкальный руководитель Музыкальный руководитель: Каждому из вас выпала работа по душе: кто деревья посадил, кто дом из кубиков построил, а кто уже и в доме прибрался! … Спасибо, дети! Вот бабушке с дедушкой будет радости! Ну, что ж, пора гостей в горницу приглашать! Дети переходят в другую часть зала. Около центральной стены открывается занавес, там расставлены предметы старины, своеобразный «домашний музей» Музыкальный руководитель: Мебель в старину была простая. Назовите, пожалуйста, предметы старины. Дети: В центре горницы стоял стол, по бокам -скамейки, покрытые самоткаными дорожками. Главным символом избы была печка, которая спать укладывала, согревала, лечила, кормила, мыла, сушила одежду. Каждое изделие передавалось по наследству: сундук, прялка, предметы рукоделия, ручной работы половики. Выполнялось очень качественно, поэтому так долго и сохранялось. Бывало, у одной мастерицы было 15 вышитых скатертей. Во время рассматривания старинных предметов дети их называют и демонстрируют их функциональное использование,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.08 | Просмотров: 1679
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|