Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Обобщающий урок для 5-го класса История Древней Греции
Автор(ы): Броднева Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: образовательные: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; развивающие: формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты; логически мыслить, высказывать свою точку зрения; воспитательные: способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, бережно относящуюся к памятникам культуры. Оборудование урока: презентация. ХОД УРОКА Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие по истории Древней Греции, мы вспомним основные события этой удивительной страны, ее славных героев, восхитимся памятниками греческой культуры и подумает над вопросом, КАКОЙ ВКЛАД ВНЕСЛА ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Для начала давайте вспомним, где располагалась Древняя Греция. (На слайде изображение Балканского полуострова.) Учащиеся должны ответить на вопросы. Как назывался полуостров, где располагалась Греция? (Балканский) Назовите и покажите на карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная) Какие моря омывают Грецию? (Ионическое, Эгейское) Представьте, что мы прибыли в Грецию (в порт ПИРЕЙ). Климат теплый, местность гористая. Больших рек в Греции практически не было. ЗАДАНИЕ 1 “Хозяйство древних греков” Внимательно прослушать текст и назвать, о каком продукте или изделии идет речь. - На склонах холмов в большом изобилии выращивали этот продукт. Из его сока делали великолепное вино, которое пили в сильноразбавленном виде, утоляя жажду. (ВИНОГРАД)
- Это вечнозеленое небольшое дерево с искривленным стволом и серебристыми листьями живет 250 лет, а плоды дает только на 16-18 год. Греки ели эти плоды свежими, солеными, маринованными. (ОЛИВКИ)
- В Греции очень мало плодородных равнин, полноводных рек, обильных источников, поэтому практически нет условий для выращивания этого продукта. Его как правило привозили из черноморских колоний. (зерновые, пшеница, рожь)
- Какие изделия ремесленников пользовались большой славой? (вазы, мраморные статуи, изделия из серебра – браслеты, серьги, кубки)
Однажды в разговоре спартанец Демерат с персидским царем Ксерксом сказал: “Бедность в Элладе существовала с незапамятных времен, тогда как доблесть преобретена врожденной мудростью и суровыми законами. И этой-то доблестью Эллада спасается от бедности и тирании”. ЗАДАНИЕ 2 “Узнай событие” Вариант 1 594 г. до н.э | 490 г до н.э | 480 г . до н.э | 776 г до н.э | - 594 г до н.э – реформы Солона.
- 490 г. до н.э – Марафонская битва.
- 480 г .до н.э – Саламинское сражение.
- 776 г до н.э – первые олимпийские игры.
Вариант 2 - В этот период глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”. На время этого события запрещались войны между враждующими городами Греции. В небольшой городок, расположенный в Южной Греции, добирались морем или сухопутными дорогами. Приезжали сотни участников и тысячи зрителей изо всех городов Греции включая колонии. (ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ)
- “ Радуйтесь, мы победили!” – чуть слышно произнес воин и пал мертвым: его серце не выдержало огромного напряжения. (Марафонская битва)
- Афиняне в гневе убили этих послов, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: “ Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды!”. (Так расправились с послами персидского царя Дария 1, который требовал земли и воды, т.е. полной покорности)
- Это был единственный на суше путь, ведущий из Северной Греции в Среднюю Грецию. Объединенное войско под командованием спартанского царя Леонида преградило путь персам. Именно здесь триста спартанце совершили подвиг , оставшийся в веках. (Бой в Фермопильском ущелье)
- “ Сперва стояло твердо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же – все тогда погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мертвых – скрылась гладь морская” Эсхил. (Саламинское сражение)
- Афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в этом проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направления ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей… Долго спорили греки. Но на рассвете увидали, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом. Сражение стало неизбежным. (Саламинское сражение)
ЗАДАНИЕ 3 “Викторина имен” Из предложенных имен 1 вариант записывает имена реальных людей, а 2 вариант тех, кто известен из мифов. Солон Геракл Деметра Дарий 1 Посейдон Ксеркс Мильтиад Афина Артемида Фемистокл Солон Ахиллес Гомер Прометей Реальные исторические деятели | Герои мифов | Солон Дарий 1 Ксеркс Мильтиад Фемистокл Солон Гомер | Геракл Деметра Артемида Посейдон Афина Ахиллес Прометей | ЗАДАНИЕ 4 “Копилка слов” В нашей повседневной жизни мы часто используем слова, которые имеют греческое происхождение. Вам необходимо выслушать определение и назвать само понятие. - Власть народа – ДЕМОКРАТИЯ.
- Краткая и точная речь – ЛАКОНИЧНАЯ РЕЧЬ.
- Город – ПОЛИС.
- Военачальник – СТРАТЕГ.
- Сопровождающий ребенка – ПЕДАГОГ.
- Упражняю, тренирую – ГИМНАСТИКА.
- Зрелище – ТЕАТР.
- “Песнь козлов” – ТРАГЕДИЯ.
- Место, где собираются музы – МУЗЕЙ.
ЗАДАНИЕ 5 “Крылатые слова” Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название восходит к Гомеру, в поэмах которого (“Илиада” и “Одиссея”) оно встречается много раз. Гомер называл “крылатыми” слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. - АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
– легко уязвимая сторона какого-нибудь человека (или какого-нибудь дела) - АВГИЕВЫ КОНЮШНИ
– переносно означает запущенное, загрязненное помещение, а также беспорядок, который трудно устранить. - АРИАДНИНА НИТЬ
– путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. - ДРАКОНОВЫ МЕРЫ (ЗАКОНЫ)
– крайне жестокие, беспощадные меры - ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ
– так серьезно или в шутку называют очень крас...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.08 | Просмотров: 3468
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|