Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Сборник развивающих занятий для учащихся 1-го класса - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Сборник развивающих занятий для учащихся 1-го класса


Автор(ы): Глазунов Дмитрий Александрович, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Данный сборник развивающих занятий выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую, подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются. С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли.
Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности. Психологу прежде всего необходимо совместно с учителем организовать психолого-педагогическое наблюдение в классе с целью выявления основных проблем и провести экспресс диагностику актуального развития. Согласно полученным результатам подготовить комплекс развивающих занятий, призванных актуализировать навыки учебной деятельности, создать ситуацию успеха и т. д.
Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, а именно:
  • ориентация в пространстве;
  • произвольность поведения и познавательных процессов;
  • умение организовать деятельность;
  • мышление: сравнение, анализ, обобщение, выделение существенного;
  • внимание: концентрация, объем, устойчивость;
  • память: словесно-логическая;
  • восприятие: дифференцированность, устойчивость;
  • словарное развитие;
  • тонкая моторика.
Важно отметить, что многое из вышеперечисленного затрагивается в процессе обучения, но по большому счету косвенно, опосредованно, специально на традиционном уроке внимание этому не уделяется.
В сборник занятий вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе, упражнения авторов, предлагающих свои развивающие программы и авторские, оригинальные упражнения. Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений, по необходимости приоритет можно отдавать тем или иным упражнениям, в зависимости от потребностей детей. Занятия логически выстроены по двум направлениям:
  1. От простого к сложному.
  2. По актуальности задач в период адаптации.
Некоторые упражнения предполагают наличие бланков для работы, которые легко можно подобрать в предлагаемой сейчас развивающей литературе. Каждое занятие рассчитано на 30 – 40 мин.

Занятия для первого класса.

I. Ориентация в пространстве:
  • копирование с доски;
  • ориентирование в тетради.
II. Произвольность:
  • восприятие, понимание инструкции;
  • произвольность познавательных процессов (память, внимание, воображение, восприятие).
К занятию №1.Упр. 3. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей у детей», Ярославль, 1997 г.
Используются бланки с рисунками где из 4-х надо выбрать самый узкий мост, самое высокое дерево и т. д.
Важно: попросить детей самим придумать задания по уже отработанному образцу.
Упр. 4. Дорисовывание геометрических фигур с последующим соотнесением с образцом.
Занятие №1.
  1. Рисуем по клеточкам, отступаем в тетради.
  2. Игра «футбол», – внимание, произвольность.
  3. Ориентация в пространстве: выше, ниже, шире, уже.
  4. Зрительный анализ: «Дорисуй и проверь».
К занятию №2.Упр. 4. Дается набор геометрических фигур – надо составить рис. какого-нибудь предмета. Занятие №2.
  1. Внимание, произвольность.
    – Копирование с доски сложных фигур (по клеточкам).
  2. Пространственная ориентация.
    – Методика «домик»
  3. «Минутка» - произвольность, просидеть с закрытыми глазами 1 мин., почувствовать ее.
  4. Составь рисунки из фигур.
К занятию №3.Упр. 3. Рукой в воздухе пишутся буквы, надо угадать, что за буква. Занятие №3.
  1. Внимание, произвольность.
    – «Звучащие предметы», определить предмет по издаваемому им звуку.
  2. «Минутка».
  3. Восприятие, внимание.
    – «Буквы в воздухе»,
  4. Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3.
К занятию №4.Упр. 1. Графическая сказка: рассказывается история, сказка и одновременно с этим, герои и различные объекты зарисовываются на доске по клеткам. Дети, по ходу рассказа, копируют их в тетрадях, соблюдая размер и форму.
Упр. 3. Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», ОСЬ, 1999 г.
Занятие №4.
  1. Ориентация в пространстве.
    – «Графическая сказка», копирование сложных фигур с доски.
  2. Произвольность восприятия, внимания.
    – «Повторяем движения», повторяются движения за преподавателем.
  3. Восприятие, произвольность.
    – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв.
К занятию №5.Упр. 1б. Делим лист А4 на части, без линейки, по образцу.
Упр. 2. Графический диктант в данном случае это замкнутая сложная фигура, которую нужно нарисовать под диктовку по клеточкам.
Занятие №5.
  1. Ориентация в пространстве.
    – Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3.
    – «Раздели лист».
    – Методика «Домик», занятие №2, упр.2.
  2. Графический диктант.
К занятию №7.Упр. 1. На доске рисуют геометрическую фигуру, нужно нарисовать фигуру, отличающуюся от данной, каким-либо параметром.
Упр. 2. Можно попросить детей самим составить небольшой рисунок к графическому диктанту и прочитать его.
Занятие №6.
  1. Моторика.
    – Закрашиваем фигуры правой и левой рукой.
  2. «Графическая сказка», занятие №4, упр.1.
  3. Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3
Занятие №7.
  1. Мышление.
    – «Рисунок с противоположным свойством».
  2. Графический диктант.
  3. Составление рисунка из фигур, занятие №2, упр.4
  4. Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3.
К занятию №8.Упр. 2б. Провести лини по дорожкам, сначала правой, затем левой рукой. Занятие №8.
  1. Произвольность восприятия, внимания.
    – «Повторяем движения», занятие №4, упр.2.
  2. Моторика.
    – Закрашиваем фигуры правой и левой рукой, занятие № 6, упр.1.
    – «Дорожки».
  3. Методика «Домик», занятие №2, упр.2.
К занятию №9.Упр. 2.
.. .. .
–––––––– –––> –––––––
. . .

.. .
–––––– –––> –––––––
. .
и т. д.
Упр. 3. Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», ОСЬ, 1999 г.
Занятие №9.
  1. Восприятие.
    – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие № 4, упр.3.
  2. Пространственная ориентация:
    – Копирование групп точек группы точек, расположенных над и под чертой.
  3. Моторика.
    – Вырезать фигуры из бумаги.
К занятию №10. Упр. 1. Найти фигуры, спрятанные в рисунке.
Упр. 2а. Зачитывается набор слов, нужно сосчитать слова, начинающиеся на заданную букву.
Занятие №10.
  1. Восприятие, зрительный анализ.
    – «Сколько 4-х угольников».
  2. Произвольность внимания:
    – «Сосчитай слова».
    – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие №4, упр.3.
  3. Произвольность восприятия.
    – «Звучащие предметы», занятие №3, упр.1.
К занятию №11.Упр. 2. На несколько секунд предъявляются наборы букв (от 4 до 9). Нужно их запомнить и записать в тетради. Буквы нарисованы на полосках ватмана, шириной 10 –15см.
Упр. 3. На бланке переплетены контуры предметов, нужно найти заданные предметы и раскрасить их.
Занятие №11.
  1. Ориентация в пространстве.
    – На листе бумаги (А4) располагать фигуры: справа от…, слева от…, справа и вверху от…, и т.д.
  2. Произвольность внимания.
    – «Запомни и запиши».
  3. Зрительный анализ.
    – «Найди по контуру».
К занятию №12.Упр. 3б. Произвольно составляется набор предметов из разных материалов. Сначала вместе с детьми послушать, как предметы звучат при постукивании о стол, затем попросить детей закрыть глаза и узнать предмет по звуку, повторив постукивания о стол. Занятие №12.
  1. Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3
  2. Методика «Домик», занятие №2, упр.2.
  3. Концентрация внимания.
    – Переплетенные линии.
    – «Звучащие предметы», занятие №3, упр.1.
К занятию №13.Упр. 1. Предъявляются картинки (4 – 5 рис.) на короткое время. Затем, предъявляются картинки, в которые добавили 1 – 2 рис.
Упр. 2. Лист разделен на 2 части, в одной нарисована фигура, в другой точки. Нужно выбрать точки, в результате соединения которых получится фигура, показанная на образце.
Занятие №13.
  1. Память, произвольность восприятия.
    – «Что изменилось?»
  2. Восприятие.
    – Копирование по точкам.
  3. Методика «Домик», занятие №2, упр.2.
  4. Произвольность внимания.
    – «Запомни и запиши», занятие №11, упр.2.
К занятию №14.Упр. 1. Предлагается из небольшой линии, окружности и т. д. создать рисунок. Занятие №14.
  1. Воображение.
    – «Дополни линию».
  2. Пространственное восприятие.
    – Копирование точек, занятие № 9, упр.2.
  3. Ориентация в пространстве.
    – Методика «Домик», занятие №2, упр.2.
    – Графический диктант.
К занятию №16.Упр. 1. Зачитывается список слов, среди которых есть названия профессий. Нужно сосчитать, сколько профессий было названо. Занятие №15.
  1. Ориентация в пространстве, занятие №11,упр.1
  2. Моторика, занятие №6, упр.1
  3. Графический диктант.
Занятие №16.
  1. Внимание, произвольность.
    – «Не пропусти профессию».
  2. Память, произвольность.
    – «Запомни слова», зачитывается 10 слов – кто раньше запомнит.
  3. Восприятие, анализ.
    – «Сколько треугольников», нарисовать прямоугольник и разделить его диагоналями.
Занятие №17
  1. Мышление.
    – «Сравни понятия», предлагаются 2 слова, изображения предметов и т. д., нужно сравнить. Ответить на вопросы: Что общего? Что отличного?
  2. Внимание.
    – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие №4, упр.3.
  3. Память.
    – «Запомни картинки», предъявляются для запоминания наборы картинок.
I. Мышление:
  • сравнение;
  • анализ;
  • логика;
  • выделение существенного.
II. Организация деятельности.
III. Внимание:
  • концентрация;
  • объем.
IV. Произвольность.
V. Восприятие.
К занятию №18. Упр. 1. Предлагаются 2 картинки с одинаковым сюжетом, но отличающиеся в нескольких деталях.
Упр. 2а.
Дуб, береза, дерево, осина.
Часы, градусник, прибор, барометр И т. д.
Упр. 2б. На словесном материале. Из 4-х слов нужно найти лишнее, не подходящее по общему признаку, критерию.
Занятие №18.
  1. Внимание.
    – «Найди отличия».
  2. Мышление.
    – «Сравни понятия», занятие №17, упр.1
    – «Четвертый лишний».
  3. Графический диктант.
  4. Восприятие, внимание.
    – Копирование по точкам, занятие №13, упр.2.
К занятию №19.Упр. 1. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, «Академия развития» 1997 г.. Готовится набор карточек 6 – 8 шт., каждая карточка предъявляется на 2 – 5 сек., после чего ребенку нужно ее зарисовать. Занятие №19.
  1. Внимание, концентрация, произвольность.
    – «Запомни, нарисуй».
    – Копирование по точкам, занятие №13, упр.2.
  2. Мышление.
    – «Дополни набор», подобрать картинку для данной, ориентируясь на пару – подсказку.
  3. Память, опосредованная, логическая.
    – «Пиктограммы»
К занятию №20.Упр. 1. Для данного слова, предмета, выбрать из 4-х других слов, наиболее существенное, важное.
Город (дома, метро, завод, машины)
Человек (шляпа, дом, голова ,фото)
Занятие №20.
  1. Мышление.
    – «Найди существенное».
  2. Графический диктант.
  3. Восприятие, анализ.
    – «Сколько прямоугольников», занятие №16, упр.3.
К занятию №21.Упр. 1. Прочитать предложение и попросить ответить на вопросы по содержанию. Занятие №21.
  1. Память, объем, произвольность.
    – «Послушай и ответь».
  2. Восприятие, произвольность.
    – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие №4, упр.3.
  3. Внимание.
    – «Найди отличия» занятие №18, упр.1.
  4. Воображение.
    – «Дополни линию», занятие № 14, упр.1.
К занятию №22.Упр. 1. В рисунках изображена последовательность каких-либо действий (не по порядку), нужно восстановить порядок действий. После успешного выполнения заданий учителя, можно попросить ребят самим составить путаницу и загадать ее товарищам.
Упр. 2. Произносится слово, ребенок записывает слово, которое поможет ему вспомнить произнесенное учителем. В конце занятия напротив записанных слов попросить написать ранее произнесенные слова.
Занятие №22.
  1. Организация деятельности.
    – «Путаница».
  2. Память, логика.
    – «Подбери слово».
  3. Графический диктант.
Занятие №23.
  1. Мышление.
    – «Сравни понятия», занятие №17, упр.1.
  2. Память, объем, произвольность.
    – «Послушай и ответь», занятие №21, упр.1.
  3. Графический диктант.
К занятию №24.Упр. 1. Записывается пара слов, находящихся в какой-то связи друг с другом. Затем дается слово, к которому нужно подобрать другое слово так, чтобы появ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.09 | Просмотров: 4350

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340