Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Данный сборник развивающих занятий выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую, подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются. С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности. Психологу прежде всего необходимо совместно с учителем организовать психолого-педагогическое наблюдение в классе с целью выявления основных проблем и провести экспресс диагностику актуального развития. Согласно полученным результатам подготовить комплекс развивающих занятий, призванных актуализировать навыки учебной деятельности, создать ситуацию успеха и т. д. Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, а именно: - ориентация в пространстве;
- произвольность поведения и познавательных процессов;
- умение организовать деятельность;
- мышление: сравнение, анализ, обобщение, выделение существенного;
- внимание: концентрация, объем, устойчивость;
- память: словесно-логическая;
- восприятие: дифференцированность, устойчивость;
- словарное развитие;
- тонкая моторика.
Важно отметить, что многое из вышеперечисленного затрагивается в процессе обучения, но по большому счету косвенно, опосредованно, специально на традиционном уроке внимание этому не уделяется. В сборник занятий вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе, упражнения авторов, предлагающих свои развивающие программы и авторские, оригинальные упражнения. Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений, по необходимости приоритет можно отдавать тем или иным упражнениям, в зависимости от потребностей детей. Занятия логически выстроены по двум направлениям: - От простого к сложному.
- По актуальности задач в период адаптации.
Некоторые упражнения предполагают наличие бланков для работы, которые легко можно подобрать в предлагаемой сейчас развивающей литературе. Каждое занятие рассчитано на 30 – 40 мин. Занятия для первого класса. I. Ориентация в пространстве: копирование с доски; ориентирование в тетради. II. Произвольность: - восприятие, понимание инструкции;
- произвольность познавательных процессов (память, внимание, воображение, восприятие).
| К занятию №1.Упр. 3. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей у детей», Ярославль, 1997 г. Используются бланки с рисунками где из 4-х надо выбрать самый узкий мост, самое высокое дерево и т. д. Важно: попросить детей самим придумать задания по уже отработанному образцу. Упр. 4. Дорисовывание геометрических фигур с последующим соотнесением с образцом. | Занятие №1. Рисуем по клеточкам, отступаем в тетради. Игра «футбол», – внимание, произвольность. Ориентация в пространстве: выше, ниже, шире, уже. Зрительный анализ: «Дорисуй и проверь». | К занятию №2.Упр. 4. Дается набор геометрических фигур – надо составить рис. какого-нибудь предмета. | Занятие №2. Внимание, произвольность. – Копирование с доски сложных фигур (по клеточкам). Пространственная ориентация. – Методика «домик» «Минутка» - произвольность, просидеть с закрытыми глазами 1 мин., почувствовать ее. Составь рисунки из фигур. | К занятию №3.Упр. 3. Рукой в воздухе пишутся буквы, надо угадать, что за буква. | Занятие №3. Внимание, произвольность. – «Звучащие предметы», определить предмет по издаваемому им звуку. «Минутка». Восприятие, внимание. – «Буквы в воздухе», Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3. | К занятию №4.Упр. 1. Графическая сказка: рассказывается история, сказка и одновременно с этим, герои и различные объекты зарисовываются на доске по клеткам. Дети, по ходу рассказа, копируют их в тетрадях, соблюдая размер и форму. Упр. 3. Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», ОСЬ, 1999 г. | Занятие №4. Ориентация в пространстве. – «Графическая сказка», копирование сложных фигур с доски. Произвольность восприятия, внимания. – «Повторяем движения», повторяются движения за преподавателем. Восприятие, произвольность. – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв. | К занятию №5.Упр. 1б. Делим лист А4 на части, без линейки, по образцу. Упр. 2. Графический диктант в данном случае это замкнутая сложная фигура, которую нужно нарисовать под диктовку по клеточкам. | Занятие №5. Ориентация в пространстве. – Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3. – «Раздели лист». – Методика «Домик», занятие №2, упр.2. Графический диктант. | К занятию №7.Упр. 1. На доске рисуют геометрическую фигуру, нужно нарисовать фигуру, отличающуюся от данной, каким-либо параметром. Упр. 2. Можно попросить детей самим составить небольшой рисунок к графическому диктанту и прочитать его. | Занятие №6. Моторика. – Закрашиваем фигуры правой и левой рукой. «Графическая сказка», занятие №4, упр.1. Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3 Занятие №7. - Мышление.
– «Рисунок с противоположным свойством». - Графический диктант.
- Составление рисунка из фигур, занятие №2, упр.4
- Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3.
| К занятию №8.Упр. 2б. Провести лини по дорожкам, сначала правой, затем левой рукой. | Занятие №8. Произвольность восприятия, внимания. – «Повторяем движения», занятие №4, упр.2. Моторика. – Закрашиваем фигуры правой и левой рукой, занятие № 6, упр.1. – «Дорожки». Методика «Домик», занятие №2, упр.2. | К занятию №9.Упр. 2. .. .. . –––––––– –––> ––––––– . . . .. . –––––– –––> ––––––– . . и т. д. Упр. 3. Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», ОСЬ, 1999 г. | Занятие №9. Восприятие. – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие № 4, упр.3. Пространственная ориентация: – Копирование групп точек группы точек, расположенных над и под чертой. Моторика. – Вырезать фигуры из бумаги. | К занятию №10. Упр. 1. Найти фигуры, спрятанные в рисунке. Упр. 2а. Зачитывается набор слов, нужно сосчитать слова, начинающиеся на заданную букву. | Занятие №10. - Восприятие, зрительный анализ.
– «Сколько 4-х угольников». - Произвольность внимания:
– «Сосчитай слова». – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие №4, упр.3. - Произвольность восприятия.
– «Звучащие предметы», занятие №3, упр.1. | К занятию №11.Упр. 2. На несколько секунд предъявляются наборы букв (от 4 до 9). Нужно их запомнить и записать в тетради. Буквы нарисованы на полосках ватмана, шириной 10 –15см. Упр. 3. На бланке переплетены контуры предметов, нужно найти заданные предметы и раскрасить их. | Занятие №11. Ориентация в пространстве. – На листе бумаги (А4) располагать фигуры: справа от…, слева от…, справа и вверху от…, и т.д. Произвольность внимания. – «Запомни и запиши». Зрительный анализ. – «Найди по контуру». | К занятию №12.Упр. 3б. Произвольно составляется набор предметов из разных материалов. Сначала вместе с детьми послушать, как предметы звучат при постукивании о стол, затем попросить детей закрыть глаза и узнать предмет по звуку, повторив постукивания о стол. | Занятие №12. Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3 Методика «Домик», занятие №2, упр.2. Концентрация внимания. – Переплетенные линии. – «Звучащие предметы», занятие №3, упр.1. | К занятию №13.Упр. 1. Предъявляются картинки (4 – 5 рис.) на короткое время. Затем, предъявляются картинки, в которые добавили 1 – 2 рис. Упр. 2. Лист разделен на 2 части, в одной нарисована фигура, в другой точки. Нужно выбрать точки, в результате соединения которых получится фигура, показанная на образце. | Занятие №13. Память, произвольность восприятия. – «Что изменилось?» Восприятие. – Копирование по точкам. Методика «Домик», занятие №2, упр.2. Произвольность внимания. – «Запомни и запиши», занятие №11, упр.2. | К занятию №14.Упр. 1. Предлагается из небольшой линии, окружности и т. д. создать рисунок. | Занятие №14. Воображение. – «Дополни линию». Пространственное восприятие. – Копирование точек, занятие № 9, упр.2. Ориентация в пространстве. – Методика «Домик», занятие №2, упр.2. – Графический диктант. | К занятию №16.Упр. 1. Зачитывается список слов, среди которых есть названия профессий. Нужно сосчитать, сколько профессий было названо. | Занятие №15. Ориентация в пространстве, занятие №11,упр.1 Моторика, занятие №6, упр.1 Графический диктант. Занятие №16. - Внимание, произвольность.
– «Не пропусти профессию». - Память, произвольность.
– «Запомни слова», зачитывается 10 слов – кто раньше запомнит. - Восприятие, анализ.
– «Сколько треугольников», нарисовать прямоугольник и разделить его диагоналями. Занятие №17 Мышление. – «Сравни понятия», предлагаются 2 слова, изображения предметов и т. д., нужно сравнить. Ответить на вопросы: Что общего? Что отличного? Внимание. – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие №4, упр.3. Память. – «Запомни картинки», предъявляются для запоминания наборы картинок. | I. Мышление: сравнение; анализ; логика; выделение существенного. II. Организация деятельности. III. Внимание: IV. Произвольность. V. Восприятие. | К занятию №18. Упр. 1. Предлагаются 2 картинки с одинаковым сюжетом, но отличающиеся в нескольких деталях. Упр. 2а. Дуб, береза, дерево, осина. Часы, градусник, прибор, барометр И т. д. Упр. 2б. На словесном материале. Из 4-х слов нужно найти лишнее, не подходящее по общему признаку, критерию. | Занятие №18. Внимание. – «Найди отличия». Мышление. – «Сравни понятия», занятие №17, упр.1 – «Четвертый лишний». Графический диктант. Восприятие, внимание. – Копирование по точкам, занятие №13, упр.2. | К занятию №19.Упр. 1. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, «Академия развития» 1997 г.. Готовится набор карточек 6 – 8 шт., каждая карточка предъявляется на 2 – 5 сек., после чего ребенку нужно ее зарисовать. | Занятие №19. Внимание, концентрация, произвольность. – «Запомни, нарисуй». – Копирование по точкам, занятие №13, упр.2. Мышление. – «Дополни набор», подобрать картинку для данной, ориентируясь на пару – подсказку. Память, опосредованная, логическая. – «Пиктограммы» | К занятию №20.Упр. 1. Для данного слова, предмета, выбрать из 4-х других слов, наиболее существенное, важное. Город (дома, метро, завод, машины) Человек (шляпа, дом, голова ,фото) | Занятие №20. Мышление. – «Найди существенное». Графический диктант. Восприятие, анализ. – «Сколько прямоугольников», занятие №16, упр.3. | К занятию №21.Упр. 1. Прочитать предложение и попросить ответить на вопросы по содержанию. | Занятие №21. Память, объем, произвольность. – «Послушай и ответь». Восприятие, произвольность. – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие №4, упр.3. Внимание. – «Найди отличия» занятие №18, упр.1. Воображение. – «Дополни линию», занятие № 14, упр.1. | К занятию №22.Упр. 1. В рисунках изображена последовательность каких-либо действий (не по порядку), нужно восстановить порядок действий. После успешного выполнения заданий учителя, можно попросить ребят самим составить путаницу и загадать ее товарищам. Упр. 2. Произносится слово, ребенок записывает слово, которое поможет ему вспомнить произнесенное учителем. В конце занятия напротив записанных слов попросить написать ранее произнесенные слова. | Занятие №22. Организация деятельности. – «Путаница». Память, логика. – «Подбери слово». Графический диктант. Занятие №23. - Мышление.
– «Сравни понятия», занятие №17, упр.1. - Память, объем, произвольность.
– «Послушай и ответь», занятие №21, упр.1. - Графический диктант.
| К занятию №24.Упр. 1. Записывается пара слов, находящихся в какой-то связи друг с другом. Затем дается слово, к которому нужно подобрать другое слово так, чтобы появ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.09 | Просмотров: 4350
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|