Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
В мире гармонии: программа нравственно-эстетического развития несовершеннолетних осужденных - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

В мире гармонии: программа нравственно-эстетического развития несовершеннолетних осужденных


Автор(ы): Зауторова Эльвира Викторовна, доцент кафедры юридической психологии и педагогики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоническое развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности.
Сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой – вот основные задачи, которые необходимо в первую очередь решить в процессе исправления юных правонарушителей.
В условиях воспитательного учреждения решить их можно через усиление социально-гуманитарной направленности образовательного процесса, включая несовершеннолетних осужденных в процесс художественного творчества, приобщая к искусству, в котором аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества. Диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для “проживания” этого опыта.
Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни.
Находясь в условиях изоляции, испытывая психологический дискомфорт, душевное напряжение, недостаточную культурно-эстетическую насыщенность среды, несовершеннолетние подсознательно ищут источник креативности, толерантности, отзывчивости и других положительных эмоций.
Реализация нравственно-эстетического направления воспитательной работы в исправительных учреждениях создаст условия для развития, активизации созидательных способностей, социальной адаптации несовершеннолетних осужденных.
Таким образом, целью программы является формирование нравственных ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных средствами различных видов искусства.
Программа решает следующие педагогические задачи:
  1. Создание условий для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений, обогащения подростков определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками.
  2. Расширение общего и художественно-эстетического кругозора осужденных, повышение художественно-эстетической культуры, развитие самодеятельности и инициативы, формирование эстетического отношения к действительности.
  3. Актуализация внутреннего потенциала, развитие потенциала психического здоровья, повышение уровня творческого рабочего самочувствия силой воздействия комплекса искусств и организованной творческой практикой.
  4. Осуществление психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних, расширение их социального опыта, подготовка к жизненной самореализации.
При отборе содержания программы мы руководствовались рядом взаимосвязанных принципов:
- Принцип гуманности и демократии. В судьбе каждого осужденного сотрудники должны быть искренне заинтересованы, глубоко верить в процесс формирования его личности. Осужденный принимает активное участие в жизнедеятельности коллектива (“воспитание в коллективе и через коллектив”): обсуждение выбора совместной деятельности; воспитатель может убедить и заинтересовать юношей и подростков, показав им привлекательность выполняемого дела. Подлинной сутью воспитания является процесс совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества.
- Принцип самостоятельности несовершеннолетнего осужденного в принятии решений относительно своего развития. Правовые, психолого-педагогические и иные меры пенитенциарной практики должны способствовать его саморазвитию, представлять возможность выбора форм поддержки той или иной деятельности, заинтересовавшей его.
- Принцип эстетизации. Ориентирует на подчинение всех направлений и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии, стремление к целостности, гармоничности, художественной оформленности, образности его конструирования и трансляции.
- Принцип рефлексивной креативности. Подразумевает индивидуально-творческий подход, определяет положение несовершеннолетнего в воспитательном процессе как активного субъекта воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире человека, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств – высшим показателем эффективности.
- Принцип ориентации на формирование готовности к жизненной самореализации. Предусматривает ориентацию всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения в условиях воспитательной колонии через предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности.
- Культурологический принцип. Позволяет рассмотреть художественно-эстетические явления в контексте общих культурных особенностей эпохи, развития разных видов искусства.
- Принцип синкретизма воплощается во взаимосвязи разных видов музыкальной, литературной, изобразительной, театральной и другой художественно-эстетической деятельности на занятиях.
Соблюдение данных принципов способствует нахождению воспитанниками личностного смысла в изучении произведений искусства, формированию нравственных и эстетических взглядов и ценностных ориентаций.
Участники программы:
  • несовершеннолетние осужденные, группы осужденных, лишенных свободы;
  • учителя, воспитатели, начальники отрядов, организаторы воспитательной работы;
  • педагоги и специалисты в разных областях искусства.
Этапы реализации программы:
1. Диагностический этап.

Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности несовершеннолетних осужденных, предпочтительную направленность их деятельности.
2. Стартово-мотивационный этап.
Предполагает пробное включение осужденных в художественно-эстетическую деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа с осужденными.
3. Содержательно-деятельностный этап.
Обеспечивает возможности для самореализации подростков и юношей. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области нравственно-эстетической культуры и художественно-творческой деятельности.
4. Рефлексивный этап.
Ориентирует на оценку и осмысление изменений в характере и поведении человека. Осужденный становится “сотворцом” данной программы, может самостоятельно оценить свою работу, ее результаты, видеть достоинства и недостатки. В этой связи мы используем:
  • педагогическое наблюдение за несовершеннолетним;
  • индивидуальные беседы;
  • анализ результатов творческий деятельности;
  • сознательное включение воспитанников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своих способностей;
  • проведение открытых мероприятий, концертов, конкурсов для осужденных, сотрудников, родственников и др.
Данная программа предполагает определенную вариативность, она может реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы. Проблема приобщения к нравственно-эстетическим ценностям может разрешиться в интегративных курсах, программах, факультативах, внеклассных занятиях, которые позволяют подросткам глубже воспринимать нравственные ценности, образную сущность искусств, постигать разнообразие их направлений.
Программа также предполагает возможность изменения объема материала, содержания, последовательности тем. Каждая тема включает в себя ряд отдельных мероприятий, проводимых в отряде, отделении или классе несовершеннолетних осужденных, а также общее мероприятие для воспитательной колонии.
Несмотря на то, что в основе программы лежит принцип поэтапности, каждая тема может являться в содержательном плане отдельной. Предлагаемые тематические блоки – это определенный ориентир организаторам воспитательной работы для осуществления нравственно-эстетического направления в исправлении осужденных. Необходим гибкий под...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1234

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340