Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Урок музыки в 6-м классе, 1-я четверть, по теме Преобразующая сила музыки
Автор(ы): Якущенко Вера Викторовна, заместитель директора по безопасности
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Человек и песня. Для меня сочетание этих слов звучит так же, как, скажем, человек и воздух. Я не знаю людей, которые могут обходиться без воздуха. Песня – фанфарист в светлые дни радости. Мы приникаем к ней, как к единственному другу, когда на нас находит грусть. А в бою песня становится лидером перед самым трудным окопом». М. Светлов. Музыкальный материал: «Чудо – музыка» Д.Б. Кабалевский; «На побережье тайном» М. Теодоракис; «Я – фронт» М. Теодоракис; «Сиртаки» народный греческий танец; «Танец рыцарей» С.С. Прокофьев; «Ты – человек!» Е. Крылатов; Методическая литература: Программа «Музыка» под руководством Д.Б. Кабалевского 1–8кл; Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ 6 кл. Методическое пособие «музыка в 4–7 классах» Т.А. Бейдер; Произведения К.Паустовского, В.Короленко, О’Генри; Оборудование: Нотные плакаты: « Я – фронт»; Текстовые плакаты: «Я – фронт», «Чудо-музыка», «Ты – человек!» Портреты: Д.Б. Кабалевский, М. Теодоракис, М. Фарандури; Музыкальный центр; Видеодвойка; Словарь: Лад, тональность, затакт, мажор, минор, переменный лад; Греция, Эллада, Афины, сиртаки, бузуки; Д.Б. Кабалевский, М. Теодоракис, М. Фарандури; Цель: на примере творчества греческого композитора М. Теодоракиса убедиться в способности музыки становиться оружием в борьбе за свободу Родины, объединять массы людей единым чувством, единой мыслью, вести за собой к желаемой цели. Воспитательные задачи: - развивать вокально-хоровые навыки, слушательскую культуру, эстетический вкус;
- формировать чувство патриотизма;
- воспитание активной жизненной позиции;
Ход урока Учащиеся входят в класс под звучание произведения Д. Б. Кабалевского «Чудо-музыка». Организационный момент. Учитель: – Как называется произведение под музыку которого вы входили в класс? («Чудо- музыка»). – Назовите имя композитора – создателя этого произведения? (Демонстрируется портрет Д.Б. Кабалевского). – Какое настроение появилось у вас во время звучания произведения? (Живое, задорное, легкое). – Это приподнятое настроение помогает создать какое музыкальное качество, используемое композитором? (Танцевальность). Разучить текст первого и второго куплета шепотом, с четкой дикцией, делать в каждой фразе один легкий акцент на сильной доле второго такта, на слова «Вот так!» – два акцента. Учитель: – Назовите лад и тональность произведения? (Ре-мажор). Настроить учащихся. Исполнить первый куплет с точным интонированием альтерированных звуков. Выдержанные звуки в конце фраз исполнять на опоре, слегка подчёркивая их активное снятие. Повторить второй куплет. Учитель: – Какой лад появляется во втором куплете? (Минор). – Как называется лад, в котором происходит смена мажора на минор? (Переменный). Исполнить второй куплет с солистами. Разучить третий и четвёртый куплеты. В четвёртом куплете расширенные фразы начинать тихим, легким звуком, беречь дыхание. В пляску ввести хлопки. Учитель: – Вы оживились, почувствовав влияние музыки Д. Б. Кабалевского на вас, а какие примеры из литературных произведений, из жизни вы подобрали о том, как музыка воздействует на человека? (Учащиеся приводят примеры из произведений «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского, «Фараон и хорал» О. Генри, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Струна», «Старый повар» К. Паустовского; примеры из жизни хирурга С. Юдина, Ю. Фучика и т.д.) Учитель: – А сейчас мы мысленно перенесёмся через моря и континенты и окажемся в прекрасной стране – Греции, создавшей ещё в древние времена светлую, гуманистическую культуру, прекрасное, полное жизни искусство: О, Греция, воспетая Гомером! Ты многим поколеньям даришь вдохновение! Звучанье лир, кифар… Волшебный миф Нашептывает шум твоих олив. По горным склонам пусть журчат ручьи. Лазурны небеса… а солнышка лучи нежны… Мотив сиртаки вечно пусть звучит, А на Олимпе бог войны молчит! (В. Якущенко.) Исполняется танец «Сиртаки» Звучит фрагмент «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева. Учитель: – Но всё же страну накрыли чёрные тучи. В 1967 году в Греции произошёл фашистский переворот, и власть захватили в свои руки враги греческого народа «чёрные» полковники. Лучшие люди Греции встали на защиту своей родины. В первых рядах бойцов – антифашистов был музыкант- композитор Микис Теодоракис (Демонстрация портрета). Его оружием стали песни, собственного сочинения, воспевающие Родину, призывающие к борьбе за её свободу. Микис был арестован, заточён в тюрьму, а исполнение его песен было запрещено, так же как ношение оружия, – под угрозой суда военного трибунала. Но на окраине Афин в маленьком кафе собирались любители песен и единомышленники Теодоракиса. Каждый вечер певец, аккомпанируя себе на гитаре, пел разные песни – такие, какие можно было услышать и по радио, и где угодно. Но каждый из людей ждал минуты, когда музыкант переставал петь, клал гитару на колени и замолкал. И по выражению его лица, его глаз, все присутствующие понимали, что он молчит песни М. Теодоракиса…И вместе с ним тоже молчали песни своего любимого композитора… Задумайтесь: песни, которые не поют, а молчат! – Какие чувства испытывали люди? (Единение, желание быть свободными). Такие песни становятся оружием в борьбе! – Сейчас прозвучит одна из таких песен. Называется она «На побережье тайном». Исполняет песню тогда совсем молодая девятнадцатилетняя греческая певица Мария Фарандури (Демонстрация портрета) в сопровождении маленького ансамбля: народного струнного инструмента – бузуки, гитары, рояля и ударных. Когда этот ансамбль был в Москве и записывал на пластинку песни М. Теодоракиса, сам композитор находился в фашистском застенке. Звучит песня «На побережье тайном». Проецируется видеофильм о Греции. Учитель: – Мы не знаем греческого языка, но можем рассказать о том, что чувствовал, что переживал автор, когда создавал эту музыку? (Мечтал о счастливой, спокойной жизни, испытывал глубокую любовь к родной земле, её людям, желал им свободы). – Эта мысль отражена и в характере произведения. А каков он? (Плавный, спокойный, танцевально – песенный, пластичный, народный). – Интонации какого знакомого танца пронизывают всё произведение? (Сиртаки). – Могла бы такая музыка говорить о зависти, высокомерии, о злобе, раздражении, о лжи, ненависти? (нет). – Тогда скажите мне, о чём же? (О добром). – Вторая песня М. Теодоракиса называется «Я – фронт», сочинена на его собственные стихи. Словами «Я – фронт» он начинал обращения к своим друзьям. Звучит произведение М. Теодоракиса «Я – фронт». Учащиеся слушают. Учитель: – Портреты каких людей нам изобразила музыка? (Мужественных, сильных, волевых, суровых, решительных). – Назовите лад и тональность этого произведения? (Фа-минор). По нотному плакату просольмизировать, просольфеджировать первую фразу (внимание на чистую квинту, допевать выдержанные звуки в конце фраз). Учитель: – Как звучит мелодия вначале? (Приглушенно, со сдержанной внутренней силой). – В какой момент мелодия прорывается? (В проигрышах). – Какое музыкальное качество в ней?(Маршевость). – А в аккомпанементе? (Танцевальность). Учащиеся исполняют со словами первый куплет со словами. Учитель: – Интонации какого греческого танца слышны в проигрыше между куплетами? (Сиртаки). Учитель: – Вот такие песни молчали греческие патриоты в тяжкие годы испытаний. Их смысл можно выразить словами В.В. Маяковского: «И песня, и стих – это бомба и знамя!». М. Теодоракис видит величайшую силу искусства в том, что: «оно может в мгновение ока слить воедино разум и чувства тысяч и тысяч людей, поднимающихся на борьбу за свободу и справедливость». Примером тому служат последние события в Югославии. В знак протеста против бомбардировки американской авиацией г. Косово М. Теодоракис даёт свой концерт. Демонстрация слайд-фильма. Учитель: – Заканчивать наш разговор о силе воздействия музыки на людей мы будем замечательным произведением Е. Крылатова «Ты - человек!». Исполнение произведения. Учитель: – Дома постарайтесь услышать хорошую музыку, почувствовать силу её воздействия. – Урок окончен, до новых встреч с искусством! Учащиеся выходят под произведение М. Теодоракиса «Я – фронт». ВЫПИСКА из протокола обсуждения урока музыки в 6Б классе по теме: «Преобразующая сила музыки». Присутствуют: - Пак Н.И. – учитель музыки « ЦО №8»;
- Казанцева Н.В. – учитель МХК «ЦО №8»;
- Курганян О.Н. – учитель музыки МОУ «СОШ №32»;
- Гарина Л.А. – учитель музыки МОУ «СОШ № 17»;
- Шустова Е.Н. – учитель музыки МОУ «СОШ №7»;
- Соловьёва Г.Р. – учитель музыки МОУ «СОШ №31»;
Выводы: Пак Н.И., высшая категория.
| Учитель использует различные формы работы: беседа,индивидуальный опрос, поисковая работа. Применяет ТСО, наглядность.
| Казанцева Н....
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.11 | Просмотров: 3926
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|