Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Влияние личностных особенностей педагога на его профессиональную деятельность - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Влияние личностных особенностей педагога на его профессиональную деятельность


Автор(ы): Барышникова Светлана Анатольевна, преподаватель педагогики, методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современном российском обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям и личностным качествам. Но при этом уровень профессиональной компетентности воспитателей, учителей, уровень сформированности у них таких качеств как способность к эмпатии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Проблема в том, что процесс профессиональной подготовки будущего специалиста требует доработки, т.к. не обеспечивает достаточной готовности (мотивационно-потребностной, когнитивной, контативной, эмоционально-волевой) будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности в современных условиях. Также следует отметить, что профессия педагога связана с постоянной работой над собой, над своим самосовершенствованием и развитием как человека и профессионала, поэтому необходимо учиться, повышать свое педагогическое мастерство и компетентность на протяжении всей профессиональной деятельности, т.е. осуществлять непрерывное образование. Однако не все педагоги понимают это и уделяют внимание своему дальнейшему профессиональному и личностному развитию.
Противоречия, существующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненную актуальность данного вопроса, ведь он касается великой силы воздействия личности педагога на развитие подрастающего поколения и требуют изучения и исследования.
  • Объект исследования – профессиональная деятельность педагога в современной образовательной практике.
  • Предмет исследования - педагогические умения и совокупность личностных качеств педагога как необходимое условие успешной профессиональной деятельности.
  • Цель исследования – выявление у педагогов базовых личностных качеств, способствующих осуществлению успешной профессиональной деятельности.
Успешность профессиональной деятельности педагога определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и, главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога, его педагогических умений, компетентности.
Вопросу о том, каким должен быть современный педагог посвящено огромное количество статей, книг, очерков. Все мнения разносторонни и интересны по-своему. Но главное - педагог - не только профессия, суть которой транслировать для подрастающего поколения знания и опыт, а высокая миссия сотворения личности, утверждение человека в человеке. Учитывая руководящую роль педагога в этой деятельности, общество всегда предъявляет к нему высокие требования. Эти требования носят объективный характер. Они включают требования к личности, к эрудиции педагога, к тем качествам, которые определяют его отношение к детям и педагогической деятельности в соответствии с моральными нормами современного общества:
  • высокая ответственность гражданина и социальная активность;
  • любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
  • подлинная интеллектуальность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
  • физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность [8].
В профессиограмме педагога ведущее место занимает направленность его личности. Это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, профессиональное самосознание. Профессиональная направленность характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, духовные потребности и интересы педагога, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения. Педагогическое призвание, в отличие от педагогического интереса, означает склонность к педагогической деятельности, т. е. желание и непосредственное занятие ею. Наличие педагогического призвания можно выявить только в ходе педагогической деятельности, оно формируется в процессе накопления творческого и практического опыта. К профессиональной направленности относятся также педагогический долг и ответственность, самоотверженность. Взаимоотношения педагога с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга, составляют сущность педагогического такта. Тактика поведения состоит в том, чтобы выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, и определяется личностными качествами педагога.
Личностные качества педагога проявляются через педагогические умения: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, прогностические и специальные умения.
К гностическим умениям относят группу умений, с помощью которых педагог изучает ребенка, его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия, коллектив в целом, воспитательные возможности семьи. Изучение ребенка – основа понимания педагогом его внутреннего мира. Педагогу важно развивать у себя эмпатию, умение “влезть в шкурку ребенка”, как говорила Н.К. Крупская. Она дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания и обучения.
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования целостного педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому ребенку с учетом особенностей его развития. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев, праздников и тому подобное.
Организаторские умения включают в себя мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения. Мобилизационные умения – привлечение внимания детей и развитие у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности, формирование потребности в знаниях. Информационные умения – изложение учебной, познавательной информации, а также формирование у детей навыков ее самостоятельного поиска. Развивающие умения – определение “зоны ближайшего развития” детей, создание условий для развития у детей познавательных процессов, чувств и воли; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления; развитие индивидуальных особенностей; осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников, привитие устойчивого интереса к учебной, познавательной деятельности; организация совместной творческой деятельности для развития социально значимых качеств личности.
Состав прогностических умений можно представить как выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения, предвидение результатов, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического процесса, педагогическое прогнозирование. В данную группу умений можно включить и рефлексивные умения. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности себя, но и выяснение того, насколько и как другие знают и понимают “рефлектирующего”, его личностные особенности, эмоциональные реакции. Это способность к самоанализу проделанной работы, оценке результатов, соотнесению их с поставленной целью.
Группа специальных умений включает в себя умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из бросового материала, показывать кукольный театр и проявляется в творчестве. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и с коллективом, с родителями, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения. Они проявляются в установлении педагогом быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка, толерантности, оптимизма. Эти умения помогают воспитателю, учителю расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива. Организация общения требует от педагога владения технологией осуществления коммуникаций: владение словом, правильная дикция, правильное дыхание, мимика и жестикуляция, умение управлять своим телом, регулировать свое психическое состояние, владеть техникой интонирования для выражения разных чувств.
Межличностное взаимодействие в педагогическом процессе включает внутреннюю (педагогическое отношение) и внешнюю (педагогическое общение) стороны.
Типы педагогического отношения педагога к детям:
  • Устойчиво-положительный тип (характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях). Преобладает положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой педагог действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимой, он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.
  • Пассивно-положительный тип (проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми). Такой педагог нередко проявляет сухой, официальный тон в обращении с воспитанниками.
  • Неустойчивый тип (характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности). Такие педагоги нередко попадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации.
  • Открыто-отрицательный тип (характеризуется негативным отношением к детям, педагогической работе). Всем своим поведением педагог как бы подчеркивает, насколько он выше детей, создает атмосферу постоянной напряженности, сосредотачивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и педагогом такого типа может возникнуть психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования.
  • Пассивно-отрицательный тип (характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, к педагогической деятельности). Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.
В ходе педагогического общения со стороны педагога возможно осуществление осознаваемого и неосознаваемого, прямого и косвенного педагогического воздействия. Важна и форма общения.
  • Для демократичной форм...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.11 | Просмотров: 3067

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340