Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок (экономика + информатика) в 11-м классе Следует ли развивающейся стране участвовать в свободной торговле? - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Интегрированный урок (экономика + информатика) в 11-м классе Следует ли развивающейся стране участвовать в свободной торговле?


Автор(ы): Бехтева Елена Владимировна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛИ
  • Проанализировать возможные последствия отмены протекционистской пошлины в вымышленной развивающейся стране;
  • Проранжировать по сравнительной важности доводы в пользу отмены и в пользу сохранения протекционистской пошлины;
  • Объяснить мнения о значимости протекционистских пошлин для развивающихся стран;
  • Формирование ИКТ-компетентностей учащихся.
ОПИСАНИЕ УРОКА
Учащиеся играют роль газетных репортеров в вымышленной стране Латинской Америки; они формулируют мнение о протекционистской пошлине, чтобы написать редакционную статью для газеты (создание презентации в программе POWER POINT), издаваемой в столице этой страны.
ХОД УРОКА
I. Учитель говорит учащимся, что сегодня они будут играть роль газетных репортеров из некой развивающейся страны, которым предстоит написать статью (создать презентацию) о следующем противоречии: следует ли стране участвовать в свободной торговле или же ей целесообразно ограничить свободную торговлю при помощи протекционистских политических мер вроде установления пошлин?
Если учащиеся незнакомы с понятиями: развивающаяся страна, Латинская Америка, торговый барьер, пошлина, сравнительное преимущество, импорт и экспорт, учитель показывает им демонстрационный материал через мультимедийный проектор на экране (приложение 1) и обсуждает определения приведенных там терминов.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что не существует единого четкого различия между развивающейся и развитой страной. Многие страны Африки, Латинской Америки, Азии считаются развивающимися.
II. Учитель повторяет с учащимися, что такое редакционная статья в газете. (Редакционная статья – это статья, выражающая официальное мнение газеты по какому-либо вопросу. Редакционные статьи крупнейших газет часто оказывают существенное влияние на общественное мнение.) В качестве примера учитель показывает последнюю редакционную статью местной газеты. Называет основные черты этой статьи.
III. Учитель делит всех учащихся на 6 групп по 6 человек (количество учащихся в группе может быть и иным) и выдает каждому ученику по экземпляру приложения 2, с которым каждый работает индивидуально.
Каждая группа из 6 человек представляет собой отдельную крупную газету страны (A, B, C, D, E, F – названия газет). Всем участникам одной группы (репортерам под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6) предстоит взять интервью у 6 (разных) человек по обсуждаемой проблеме. И такая работа предстоит каждой группе. Все первые номера садятся за один стол и “берут интервью” у одного человека, все вторые номера садятся за другой стол и т. д. После работы с текстом интервью все репортеры возвращаются в свои первоначальные группы (газеты), т.о. каждая газета познакомилась с 6 разными интервью.
IV. После возвращения в группы под буквами (газеты) учащимся предстоит рассказать друг другу о других интервью, с которыми они познакомились каждый в своей группе и выполнить задание “Доводы “за” и “против” свободной торговли в развивающейся стране” (приложение 3). В этом задании необходимо проставить отметку, указывающую, поддерживает ли этот человек протекционистские пошлины или выступает против них. Затем необходимо указать причины, приведенные каждым в поддержку своей позиции. Это задание группа репортеров делает совместно, т.к. это основной материал для редакционной статьи. Затем каждый учащийся индивидуально работает с приложением 4, а после этого группа работает за компьютером над созданием презентации (редакционной статьей). Все участники группы, конечно, не смогут выполнять работу за компьютером, поэтому учитель в самом начале урока предлагает им распределить обязанности по созданию презентации (редактор, художник – оформитель, корректор и т.д.).
V. Презентация должна содержать не более 5 слайдов. После их создания, учащиеся демонстрируют свои “редакционные статьи” и делают окончательный вывод о том, следует ли газете высказаться за или против предложения отменить протекционистскую пошлину на ввоз сельскохозяйственного оборудования.
VI. Подведение итогов урока. Весь материал для урока подобран так, что половина людей, у которых брали интервью, согласна на пошлины, а другая половина – нет. Поэтому ответы учащихся обязательно разделятся. Здесь и не может быть однозначного мнения (как в жизни по этой проблеме), т. к. доводы у каждого свои. Именно на этом замечании учитель заканчивает урок.
Комментарий
Методический прием, описанный в уроке, имеет разные названия: американцы называют его “кооперированное обучение”, а в педагогической технологии “критического мышления через чтение и письмо” он называется термином “зигзаг”.
ТЕКСТЫ ИНТЕРВЬЮ
ИНТЕРВЬЮ 1 (Мистер Хуарес)
Семья мистера Хуареса на протяжении более 150 лет была среди основных землевладельцев вашей страны. В настоящее время в его собственности находится более 15000 акров земли на северо-востоке страны, на которой он выращивает скот и выращивает пшеницу, апельсины и овощи. На мистера Хуареса работает около 400 местных семей, а также профессиональные управляющие и специалисты в области сельского хозяйства и технологии управления ранчо. Недавно он установил у себя оборудование по производству апельсинового сока и мороженого мяса и овощей. Конторы по управлению делами мистера Хуареса работают в столице страны. Он хотел бы экспортировать свои продукты питания в другие страны.
Мистер Хуарес является убежденным сторонником свободной торговли. Он считает отмену 40-процентной пошлины на ввоз сельскохозяйственного оборудования весьма хорошей идеей. Вот его слова: “Моя страна имеет сравнительное преимущество в производстве сельскохозяйственной продукции, поскольку ее производство у нас относительно недорого. С другой стороны, производство высококачественного сельскохозяйственного оборудования обходится нам очень дорого. Нам следует отменить пошлину, импортировать оборудование и экспортировать сельхозпродукцию. От увеличения объемов экспорта и снижения цен на импорт наша страна выиграет”. Мистер Хуарес также видит возможности, которые позволят ему (и другим, таким как он) в случае снижения пошлины расширить площадь обрабатываемых земель и нанять большее количество работников. В этом случае он сможет платить своим работникам более высокую зарплату, так как с использованием передового оборудования их производительность вырастет. Поскольку новое оборудование даст возможность сократить затраты на производство продуктов питания, цены на эти продукты также снизятся, отчего выиграют все потребители.
Он также указывает на то, что в других странах установлены пошлины на продукты питания, производимые в вашей стране. Если вы отмените ваши пошлины, возрастет вероятность отмены этими странами своих пошлин. Это будет способствовать расширению рынков для продукции, производимой в вашей стране, следствием чего станет будущий экономический рост и увеличение числа рабочих мест.
ИНТЕРВЬЮ 2 (Мистер и Миссис Баэс)
Чтобы взять это интервью, вам пришлось проехать 150 миль по все более и более ухудшающимся дорогам от столицы вашей страны до небольшой деревни, названной в честь героя вашей революции. Там вы нашли мистера и миссис Баэс, согласившихся дать интервью в своем небольшом домике. Несколько маленьких детей пытаются спрятаться за спинами родителей. Члены семьи Баэс занимаются фермерством в этом регионе уже более 80 лет – сначала в качестве арендаторов, а затем став владельцами земли. Мистер и миссис Баэс владеют 10 акрами земли, а также арендуют еще 20 акров у семей, чьи дети переехали в столицу в поисках работы и лучшей жизни. Семья Баэс выращивает фрукты и зерно, которые они продают независимым перевозчикам. Перевозчики затем торгуют продуктами питания на базарах в больших городах.
Мистер и миссис Баэс очень четко заявили, что они являются убежденными противниками предложения снизить пошлины на сельскохозяйственное оборудование. Вы озадаченно указали им на то, что снижение пошлин даст им возможность покупать более дешевое оборудование. Мистер Баэс согласился с этим доводом, однако заявил, что лично он никогда не сможет использовать импортное оборудование. Это новое оборудование, такое как большие трактора, предназначены для использования на больших фермах. Если это оборудование станет доступно по более низкой цене, это увеличит прибыль больших ферм и позволит им покупать новые земли, в том числе и участок, арендуемый в настоящее время семьей Баэс. При нынешней технологии семья Баэс в состоянии успешно конкурировать с крупными фермерами, учитывая их потребность в наемном труде и проблемы управления на расстоянии. Однако в случае отмены пошлин ситуация изменится. Мистер Баэс эмоционально выкрикивает имя революционного лидера вашей страны и заявляет, что малых фермеров не удастся согнать с их земель.
ИНТЕРВЬЮ 3 (Мистер Родригес)
Мистер Родригес является менеджером производственной фирмы, расположенной недалеко от столицы. Фирма выпускает сельскохозяйственное оборудование. Некоторые виды оборудования схожи с тем, на которые предполагается снизить пошлины. Поэтому неудивительно, что мистер Родригес является убежденным противником отмены пошлины. Если импорт приведет к снижению продаж фирмы, местные рабочие потеряют работу. Он указал на то, что в его фирме трудятся более 800 квалифицированных производственных рабочих, чьи заработки превышают заработки работников в непромышленных секторах.
Мистер Родригес далее говорит о том, что худшего момента для выдвижения предложения об отмене пошлины выбрать было просто нельзя. В течение 3 последних месяцев он вел переговоры с японской фирмой о праве смонтировать у себя ее линию для производства оборудования в вашей стране. Если переговоры о таком партнерстве окажутся успешными, японская фирма оплатит строительство дополнительных заводов и пришлет наблюдателей, чтобы обеспечить эффективное функционирование этих заводов.
Мистер Родригес предсказывает, что через 2-3 года они смогут производить высококачественное фермерское оборудование для экспорта в другие страны мира. Для этой цели они смогут использоват...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.12 | Просмотров: 1061

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340