Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок по окружающему миру: Каменный уголь - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Урок по окружающему миру: Каменный уголь


Автор(ы): Казакова Алёна Геннадьевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Каменный уголь.
Цели:
  • развивать наблюдательность, практические умения и навыки учащихся;
  • развивать познавательный интерес к родной природе, любознательность;
  • привести знания детей в систему;
  • расширить и углубить знания о каменном угле;
  • создать условия для формирования чувства гордости за родной край.
I. Работа с «Дневником наблюдения»
а) Рассказ о феврале.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега!
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Наступил февраль, то верно.
Февраль – снежень, бокогрей, лютый.
1 февраля – какова в этот день погода, таков будет и весь февраль.
Ну, природа есть природа.
А какая же на улице погода?
б)*Характеристика погоды:
Облачность.
Осадки.
Температура.
Ветер.
*Работа в группах (сообщить).
II. Проверка домашнего задания
а) Игра «Собери слова»
еыпзноел
киесыоапем
полезные
ископаемые
– Что такое полезные ископаемые?
б) Отгадать загадки:
Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
в) Задания группам: найти карточку с условным знаком, соответствующим:
глине;
граниту;
песку;
и подчеркнуть их свойства.
Глина Гранит Песок
твёрдое; очень крепкое; чёрного цвета;
плохо пропускает воду; вязкое; сыпучее;
чёрного цвета; сыпучее; горючее;
пластичное; жёлтого цвета; жёлтого, белого цвета;
красного, белого, голубого, серого цвета; белого, серого, красного цвета; хорошо пропускает воду;
сыпучее; хорошо полируется; имеет запах;
вязкое; зернистое ископаемое; отдельные песчинки округлой формы;
Где применяется?
строительство; строительство; строительство;
изготовление кирпича; отделка; стекло;
глиняная посуда; в быту;
плитка, черепица;
III. Работа над новым материалом
а) Отгадать загадку:
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
б) Применение каменного угля в хозяйстве
**Вводная беседа
  • Дети, потрогайте батареи отопления – горячие! Почему?
  • Откуда пришла в батареи горячая вода?
  • Чем нагревают воду в котлах?
**Демонстрация
Щелчок выключателя – загорелись электролампы – мы получили свет.
  • Почему загорелись электрические лампы?
  • Откуда поступает ток?
  • Где ещё, кроме освещения, применяется электричество?
**Из каменного угля делают: краски, пластмассы, резину, лекарства
Вывод: Каменный уголь – источник тепла и энергии, важное химическое сырьё.
– Как связаны между собой слова: каменный уголь, батареи отопления, электричество?
в) Свойства каменного угля
Работа в группах с каменным углем.
Заполнить таблицу в тетради, опираясь на тексты учебников:
  • З.Клепинина «Природоведение», стр.49-50.
  • «Естествознание», стр.205-206.
Демонстрация
Свойства:
Цвет – чёрный.
Твёрдость – сломать руками.
Хрупкость – удар молотком по куску угля (в смятой бумаге).
Растворение в воде – стакан с водой (нет).
Горение – главное свойство каменного угля.
Итог: Каменный уголь чёрного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит. Образовался из отмерших древних растений.
г) Добыча каменного угля
1. Отгадывание ребусов (работа в группах)
  • шахта
  • шахтёр
  • разрез
  • ?
*Какого слова не достаёт? Почему? (Горняк)
2. Рассказ учителя
Каменный уголь в основном залегает под землёй, но бывает. Что его слои выходят и на поверхность, поэтому уголь находили давно... в оврагах, по берегам рек. Люди из любопытства бросали его в огонь, но при горении уголь сильно коптит и выделяет резкий запах (много углекислого газа), поэтому в кострах уголь не применяли.
До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого.
Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни.
Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».
Слова его оказались пророческими.
Сейчас уголь добывают, в зависимости от его залегания, или в карьерах, или в шахтах.
Показать устройство шахты (рисунок) и труд шахтёра.
Шахтёров угольных шахт нетрудно узнать – в ладони и под ногти въелась угольная пыль. При бурении угольного пласта бурильщики, несмотря на респираторы (маски), дышат мелкой угольной пылью. Она попадает в лёгкие, и человек много дней отхаркивает тёмную слюну (угольную пыль из лёгких).
Иногда шахтёры-бурильщики дышат каменной пылью, образованной при бурении пласта, ведь не везде лежит чистый уголь, а каменная пыль, попадая в лёгкие, цементируется в них, и человек заболевает силикозом – профессиональным заболеванием шахтёров.
Вы видели, конечно, по телевидению, как работают в шахтах большие и умные машины, помогающие шахтёрам. Всё это, конечно, есть, но машины применяют там, где пласт угля имеет толщину около 1 метра и больше, но во многих шахтах уголь добывается там, где пласт имеет толщину 60-80 см, здесь машину не применишь. И шахтёр работает...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.13 | Просмотров: 3101

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340