Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Урок по окружающему миру: Каменный уголь
Автор(ы): Казакова Алёна Геннадьевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Каменный уголь. Цели: - развивать наблюдательность, практические умения и навыки учащихся;
- развивать познавательный интерес к родной природе, любознательность;
- привести знания детей в систему;
- расширить и углубить знания о каменном угле;
- создать условия для формирования чувства гордости за родной край.
I. Работа с «Дневником наблюдения» а) Рассказ о феврале. Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега! То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно Наступил февраль, то верно. Февраль – снежень, бокогрей, лютый. 1 февраля – какова в этот день погода, таков будет и весь февраль. Ну, природа есть природа. А какая же на улице погода? б)*Характеристика погоды: Облачность. Осадки. Температура. Ветер. *Работа в группах (сообщить). II. Проверка домашнего задания а) Игра «Собери слова» еыпзноел киесыоапем | полезные ископаемые | – Что такое полезные ископаемые? б) Отгадать загадки: Если встретишь на дороге – То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина) Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит) Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) в) Задания группам: найти карточку с условным знаком, соответствующим: глине; граниту; песку; и подчеркнуть их свойства. Глина | Гранит | Песок | твёрдое; | очень крепкое; | чёрного цвета; | плохо пропускает воду; | вязкое; | сыпучее; | чёрного цвета; | сыпучее; | горючее; | пластичное; | жёлтого цвета; | жёлтого, белого цвета; | красного, белого, голубого, серого цвета; | белого, серого, красного цвета; | хорошо пропускает воду; | сыпучее; | хорошо полируется; | имеет запах; | вязкое; | зернистое ископаемое; | отдельные песчинки округлой формы; | Где применяется? | строительство; | строительство; | строительство; | изготовление кирпича; | отделка; | стекло; | глиняная посуда; | | в быту; | плитка, черепица; | | | III. Работа над новым материалом а) Отгадать загадку: Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Каменный уголь) б) Применение каменного угля в хозяйстве **Вводная беседа - Дети, потрогайте батареи отопления – горячие! Почему?
- Откуда пришла в батареи горячая вода?
- Чем нагревают воду в котлах?
**Демонстрация Щелчок выключателя – загорелись электролампы – мы получили свет. - Почему загорелись электрические лампы?
- Откуда поступает ток?
- Где ещё, кроме освещения, применяется электричество?
**Из каменного угля делают: краски, пластмассы, резину, лекарства Вывод: Каменный уголь – источник тепла и энергии, важное химическое сырьё. – Как связаны между собой слова: каменный уголь, батареи отопления, электричество? в) Свойства каменного угля Работа в группах с каменным углем. Заполнить таблицу в тетради, опираясь на тексты учебников: - З.Клепинина «Природоведение», стр.49-50.
- «Естествознание», стр.205-206.
Демонстрация Свойства: Цвет – чёрный. Твёрдость – сломать руками. Хрупкость – удар молотком по куску угля (в смятой бумаге). Растворение в воде – стакан с водой (нет). Горение – главное свойство каменного угля. Итог: Каменный уголь чёрного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит. Образовался из отмерших древних растений. г) Добыча каменного угля 1. Отгадывание ребусов (работа в группах) *Какого слова не достаёт? Почему? (Горняк) 2. Рассказ учителя Каменный уголь в основном залегает под землёй, но бывает. Что его слои выходят и на поверхность, поэтому уголь находили давно... в оврагах, по берегам рек. Люди из любопытства бросали его в огонь, но при горении уголь сильно коптит и выделяет резкий запах (много углекислого газа), поэтому в кострах уголь не применяли. До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого. Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни. Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет». Слова его оказались пророческими. Сейчас уголь добывают, в зависимости от его залегания, или в карьерах, или в шахтах. Показать устройство шахты (рисунок) и труд шахтёра. Шахтёров угольных шахт нетрудно узнать – в ладони и под ногти въелась угольная пыль. При бурении угольного пласта бурильщики, несмотря на респираторы (маски), дышат мелкой угольной пылью. Она попадает в лёгкие, и человек много дней отхаркивает тёмную слюну (угольную пыль из лёгких). Иногда шахтёры-бурильщики дышат каменной пылью, образованной при бурении пласта, ведь не везде лежит чистый уголь, а каменная пыль, попадая в лёгкие, цементируется в них, и человек заболевает силикозом – профессиональным заболеванием шахтёров. Вы видели, конечно, по телевидению, как работают в шахтах большие и умные машины, помогающие шахтёрам. Всё это, конечно, есть, но машины применяют там, где пласт угля имеет толщину около 1 метра и больше, но во многих шахтах уголь добывается там, где пласт имеет толщину 60-80 см, здесь машину не применишь. И шахтёр работает...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.13 | Просмотров: 3101
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|