Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса по литературе для 9–10-х классов От слова к слову (литературное моделирование текста) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Программа элективного курса по литературе для 9–10-х классов От слова к слову (литературное моделирование текста)


Автор(ы): Коваленко Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка к программе элективного курса по литературе «От слова - к слову» (литературное моделирование текста)

Рабочая программа элективного курса «От слова - к слову» (литературное моделирование текста) составлена на основе Пособия – тетради по литературному моделированию В.Н.Александрова «Знаю, понимаю, могу» (М.: Школа – Пресс, 1999.) и предназначена для учащихся 9-10-х классов. Программа рассчитана на 17 академических часов и строится на основе анализа комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Дидактические цели программы:
  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
  • Формирование культуры анализа художественного текста.
  • Формирование речевой компетентности.
  • Методические цели:
  • Развивать навык анализа художественного текста.
  • Научить моделировать текст на основе клише.
  • Научить самостоятельно писать сочинения.
Это программа представляет собой уникальную систему развивающих упражнений, разработанных В.Н.Александровым, для тех, кто хочет на практике научиться свободно выражать свое отношение к прочитанному и писать сочинения разных жанров на литературные темы. Моделируя реальные речевые ситуации, упражнения вовлекают читателя в диалог с текстом, развивают чувство слова и побуждают к созданию собственных высказываний разного уровня сложности. В процессе выполнения заданий ученик усваивает основные культурологические и литературоведческие понятия и процедуры, необходимые для анализа художественных произведений, постигает суть феномена «литературное творчество». В результате происходит поэтапное овладение опытом языковой деятельности – от репродуктивной и сочинений по образцу до самостоятельной и творческой.
Упражнения, которые предлагаются, по сути модели разнообразных реальных речевых ситуаций, побуждающих к созданию собственных высказываний. Подготовительные к основным упражнения позволяют ощутить себя в роли автора, усвоить основные культурологические и литературоведческие понятия, отработать процедуры, необходимые для анализа художественных произведений и в результате прийти к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы.
Выполняя основные задания, ученики учатся писать разножанровые сочинения, осмысляя творчество и постигая художественный мир классиков русской литературы. За основу взята жанровая классификация В.Н.Александрова: отношение ученика (автора сочинения) к предмету (теме) высказывания. В качестве обсуждаемого предмета может выступать либо художественное произведение (тогда это будет сочинение на литературную тему), либо факты реальной жизни (это означает, что ученик создает сочинение на нелитературную тему).
Автор (речь идет о человеке, который пишет сочинение) может иметь три установки, связанные с восприятием предмета высказывания.
1. Автор может быть направлен на исследование предмета в целом или его отдельных свойств, например «Особенности сатирического обобщения в поэме Гоголя «Мертвые души». Эту установку В.Н.Александров назвал литературоведческой, наиболее полно и органично она реализуется в научной статье.
2. Автор может быть направлен на то, чтобы передать свои впечатления о предмете высказывания. В этом случае сохраняется установка на предмет, но целью становится не исследование его объективных свойств, авоспроизведениечувств, вызванных этим предметом, например «Романтические поэмы в моем читательском опыте». Такую установку называют критической.
3. Автор направлен на создание собственного высказывания, которое является своего рода откликом на исходный текст. Такую установку называют писательской.
Сочинения этого типа нередко предлагаются на экзаменах. Но для развития речевых навыков, обогащения писательского опыта, филологической культуры ряд заданий этого типа необходимо включать.
Каждое из предлагаемых упражнений направлено на развитие определенного умения в рамках названных выше установок: необходимо научить ребят точно и четко формулировать гипотезу своей работы, аргументировать свою точку зрения, делать логичные, обоснованные выводы, придавать полемическую остроту своим высказываниям, добиваться художественной выразительности, подбирать яркое, емкое слово для передачи своих чувств. Поэтому необходимо научить анализировать свою деятельность, спрашивайте у себя, чему научились, выполняя то или иное упражнение, какие трудности испытывали, с чем они были связаны, какие приемы можно взять на вооружение, чтобы создавать сочинение определенного типа.
Работая над заданиями и упражнениями, ребята опираются на конкретные команды, определяющий характер и содержание действий.

Содержание элективного курса

Занятие 1. Введение. (1 ч.)
Цели и задачи элективного курса. «Мозговой штурм». Формулирование тем исследований учеников. Выдвижение гипотез решения проблем. Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
Занятия 2, 3. Планирование работы учащихся. Обсуждение плана и хода работа учащихся индивидуально или в группе.
Занятие 4. Защита темы и плана работы.
Занятие 5. Технология «Литературное моделирование текста на основе клише». Знакомство с обучающей технологией В.Н.Александрова «Литературное моделирование текста на основе клише». Подготовительный этап. Создание рассказа и его анализ.
Занятие 6. Рецензия на свой рассказ. Рецензия. Основные жанровые черты. Написание рецензии.
Занятие 7. Вступление к сочинению. Неумирающая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Написание вступления к сочинению. Система персонажей. Оценивание жизненности ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2041

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340