Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Стресс в педагогической деятельности - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Стресс в педагогической деятельности


Автор(ы): Рубен Карина Викторовна, заместитель заведующего по ВОР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Что такое стресс?
Стресс – это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем.
Слово “стресс” в нашу лексику пришло из английского языка (stress), а в английский из латинского и в переводе означает “давление”, “напряжение”.
Стресс определяется как способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора, адекватного качественной и количественной характеристике раздражителя. Стресс – это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Стресс – это всегда состояние повышенного напряжения, вызываемое воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени. По словам канадского ученого Ганса Селье, сформулировавшего концепцию стресса полвека назад, “стресс – это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем”.
Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы.
Воспользовавшись опросником, приведенным в Приложении 1, вы сможете определить насколько вы подвержены стрессу. (См. Приложение 1.)
Г. Селье указывал, что в определенных количествах стресс живому организму необходим, что стресс не только зло, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это не только то, чего можно избежать, но и сила, которую каждый человек может использовать себе на пользу. Люди не должны бежать от стресса без оглядки, иногда стоит и оглянуться, смело оглядеться по сторонам и предпринять действия, которые помогут с ним справиться.
Ответная реакция на стресс зависит от характера человека. Одних стрессовая ситуация порой взбадривает и придает сил. Некоторые вянут без постоянного стресса, но большинство справляется с ним какое-то время, а потом он приводит к тяжелому психическому и физическому расстройству – дистрессу.
Существует несложный тест, ответив на вопросы которого, можно определить ваш индекс психоэнергетической опустошенности. (См. Приложение 2.)
Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека, но и ряда заболеваний внутренних органов. Стресс уменьшает сопротивляемость организма, вызывает головные боли, несварение желудка, бессонницу. Существует много заболеваний, вызываемых стрессом. К ним относятся: гипертония, сердечные приступы, инсульт, депрессия, синдром хронической усталости, синдром раздраженного кишечника и другие расстройства пищеварения, ожирение, мигрень и нарушения дыхания. Постоянный стресс поражает также и иммунную систему, делая человека более чувствительным к инфекциям. Многие вредные привычки зачастую обусловлены стрессом.
Природа стресса
Когда конфликтная ситуация требует быстрого разрешения и немедленного ответа, в нашем организме срабатывают заложенные природой адаптивные механизмы. Биохимические реакции протекают в ускоренном темпе, повышая энергетический потенциал организма и позволяя реагировать на угрозу с ускоренной силой. Надпочечники увеличивают выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором. Гипоталамус, “эмоциональный центр” мозга, передает сигналы гипофизу и коре надпочечников, которая повышает синтез гормонов и выброс их в кровь. Когда Вы сердитесь, боитесь или беспокоитесь, Ваш организм вырабатывает гормоны: адреналин и норадреналин, чтобы Вы были готовы действовать: кинуться в драку или, наоборот, убежать. Если Вы постоянно тревожитесь, эти гормоны вырабатываются в организме постоянно, что вызывает стресс.
Гормоны изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию, повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и провоцируя возникновение аллергических реакций. Учащается пульс, повышается давление и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Человек готов к бою.
Если выплескивания эмоций не происходит, гормоны накапливаются. Это вызывает напряжение и усталость.
Симптомы стресса
Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные.
Физиологические симптомы: Эмоциональные симптомы:
стойкие головные боли; раздражительность;
неопределенные боли; беспокойство;
нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами, запор или диарея, спазмолитические, резкие боли в животе; ощущение нервозности, боязливости, тревоги;
сердцебиение (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто); мрачное настроение, депрессия;
чувство нехватки воздуха на вздохе; суетливость;
судороги; ощущение напряжения;
утомление; истощенность;
подверженность аллергиям; подверженность приступам гнева;
повышенная потливость; циничный, неуместный юмор;
сжатые кулаки или челюсти; подозрительность;
обмороки, тошнота; потеря уверенности;
частые простудные заболевания; чувство отчужденности;
возобновление болезней, имеющих место ранее; уменьшения чувства удовлетворенности жизнью;
быстрое увеличение или потеря веса; отсутствие заинтересованности;
частое мочеиспускание; сниженная самооценка;
ощущение покалывания в руках и ногах; неудовлетворенность работой
мышечное напряжение, частые боли в шее и спине; Поведенческие признаки:
кожные сыпи; потеря аппетита;
чувство комка в горле; плохое вождение автомобиля;
затруднение в рассматривании предметов; двоение в глазах или расплывание образа. нарушение речи;
Интеллектуальные признаки: дрожание голоса;
нерешительность; увеличение количества проблем в семье;
ослабление памяти; плохое распределение времени;
ухудшение концентрации внимания; избегание поддерживающих, дружеских отношений;
повышенная отвлекаемость; неухоженность;
“туннельное” зрение; антисоциальное поведение, лживость;
плохие сновидения, кошмары; неспособность к развитию;
ошибочные действия; низкая продуктивность;
потеря инициативы; склонность к авариям;
постоянные негативные мысли; нарушение сна или бессонница;
нарушение суждений, спутанное мышление; более интенсивное курение или употребление алкоголя;
импульсивность, поспешные решения; доделывание работы дома;
импульсивность мышления, спутанное мышление. повышенная занятость, отсутствие времени на отдых.
Стрессы бывают разные. Человек переживает разные стрессовые состояния. Стресс может способствовать мобилизации человека, повысить его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности (конструктивный, полезный стресс). Но стресс может и разрушить человека, снизить эффективность его работы и качества жизни (деструктивный, вредный стресс). Какой вид стресса человек переживает, зависит от силы и длительности стресс-фактора, чувствительности организма к влиянию неблагоприятных условий и от возможностей им противостоять. Каждый человек имеет свой “порог чувствительности к стрессу” – тот индивидуальный уровень напряженности, при достижении которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека существенно снижается успешность работы и качество жизни.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический и психологический. Последний подразделяется на эмоциональный и информационный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Физические и психологические стрессы, имея разную внешнюю природу, тем не менее, вызывают в организме сходные химические реакции.
В завершение хочется подчеркнуть тот факт, что, несмотря ни на что стресс дает людям почувствовать вкус к жизни. Многие замечали, что когда жизнь двигается спокойно и размеренно, наступает неизбежный момент ощущения полнейшей скуки и разочарования. Жить становится неинтересно, простое прозябание недолго сможет привлекать развитую личность, стремящуюся испытать жизнь во всех ее проявлениях, прожить ее полноценно, чтобы, как говорится, было что вспомнить. Жизнь скучна, когда человеку не хватает адреналина. А ведь адреналин выделяется в кровь, когда с нами что-то происходит.
Любопытные результаты получили английские психологи, исследуя зависимость стрессов от профессии. На самом верху таблицы из 22 позиций находятся профессии шахтера (8,3 балла по 10-балльной шкале) и полицейского (7,7 балла). Замыкают ее работники музея (2,6 балл); библиотекари (2,0 балла). Профессия педагога (6,2 балла) занимает высокую восьмую позицию.
Проверьте себя на наличие следующих симптомов стресса:
  1. Одиночество.
    М...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.15 | Просмотров: 1615

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340