Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Работа педагога-психолога по коррекции и профилактике девиантного поведения у подростков в МОУ Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения г. Новокузнецка
Автор(ы): Дудина Лариса Алексеевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность введения занятий по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в практику общеобразовательной школы заключается в том, что с каждым годом увеличивается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным поведением. Особенно актуальна данная проблема для нашего образовательного учреждения “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” города Новокузнецка - это обусловлено особенностями контингента обучающихся: возраст обучающихся 5-9 классов значительно превышает возраст детей в массовой школе – это подростки 12-17 лет, остававшиеся на повторный курс обучения в других образовательных учреждениях от одного до трех и более раз; 100% обучающихся 5-9 классов можно отнести к “группе риска” (неполные, многодетные семьи, семьи не имеющие положительных эмоциональных взаимоотношений, склонные к употреблению алкоголя, дети-сироты и т.д.); 37% подростков состоят на учете в наркологическом кабинете; 53% состоят на внутришкольном контроле как несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации. С целью коррекции и профилактики девиантного поведения обучающихся 5-7 классов в Центре реализуется программа спецкурса “Коррекция асоциального поведения”, которая является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности подростков. Программа составлена на основе: - психологического тренинга “Профилактика девиантного поведения подростков”, Е. Недзь, Н. Середенко, 2004 год;
- программы “Профилактика подростковой наркомании. Навыки противопостояния и сопротивления распространению наркомании” С. Ю. Белогуров, В. Ю. Климович, 2002 год;
- “Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами: тренинг вредных привычек у детей” под редакцией Л. М. Шипициной, 2003 год;
- “Модельного курса профилактики курения”, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович, 2004 год;
- программы социально-психологического тренинга “Приручи свой гнев”.
Цели программы: 1) предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; 2) снижение вероятности вовлечения подростков в экспериментирование с психоактивными веществами; 3) актуализация процесса социального самоопределения и создание условий формирования позитивного самоотношения. Программа состоит из трех блоков: Профилактика зависимых состояний. Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем). Формирование образа “Я” и позитивного самоотношения. Данные блоки представлены в курсе каждого года обучения (5-7 классы) и подача информации по данным темам осуществляется дозировано, содержание расширяется от класса к классу. Этапы работы: 1-й этап. Исходное тестирование обучающихся 5-7 классов с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы и типичных способов взаимодействия. 2-й этап. Непосредственная работа над темами программы. Параллельно проходит работа с родителями обучающихся с целью повышения их педагогической компетентности, акцентуации внимания родителей на особенностях подросткового возраста в социальное экспериментирование, в том числе употребление ПАВ, ранние сексуальные связи, вхождение подростков в молодежные компании с делинквентным поведением. 3-й этап. Проведение итогового тестирования. Получение обратной, связи от подростков по результатам реализации программы. Совместная работа по подготовке и проведению общешкольного мероприятия с целью акцентуации внимания обучающихся 5-9 классов на проблеме распространения ПАВ в молодежной среде (в рамках подхода “Подросток – подростку”, что усиливает воспитательный эффект мероприятия). 4-й этап. Обработка результатов тестирования, проведение “круглого стола” с преподавателями для анализа и подведения итогов работы. 5-й этап. Встреча с родителями (по их желанию) – индивидуальное психологическое консультирование. На Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2005/2006 предлагаются методические разработки двух уроков, которые проводились в ходе занятий с обучающимися 5-х и 7-х классов. Тема урока: “Я – подросток. Изменения, происходящие в подростковом возрасте” 5 класс. Цель: знакомство подростков с изменениями, происходящими в подростковом возрасте; формирование позитивной самооценки /профилактика дисморфофобии/. Задачи: познакомить подростков с изменениями тела, происходящими в подростковом возрасте, с понятием “период полового созревания”; дать необходимые знания о том, что необходимо сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье в данном возрасте (здоровое питание, физические нагрузки, гигиена); формировать бережное отношение к репродуктивному здоровью. Материалы: памятки “Я-подросток” (для мальчиков и девочек), калькулятор, видеомагнитофон и видеофильм о “ЗОЖ”, калькулятор. Домашнее задание к данному уроку: - Подготовить рефераты на следующие темы:
- “Здоровое питание”;
- “Правила здорового сна”;
- “Уход за кожей”;
- “Уход за волосами”;
- “Уход за полостью рта”;
- “Ежедневные гигиенические процедуры девушек / юношей”.
Процедура проведения: Вступительное слово учителя. Подростковый возраст наступает в 9-10 лет. В подростковом возрасте ты замечаешь, что изо дня в день с телом происходят что-то необычное, ты начинаешь быстро расти и изменяться. Такой период изменений - называется периодом полового созревания. Физические изменения, которые происходят в организме в период полового созревания, генетически запрограммированы и вызываются действием гормонов и наследственных факторов. Процесс полового созревания был бы намного легче, если бы наступал у всех в одном и том же возрасте, протекал бы в одинаковом темпе и в одинаковой последовательности и заканчивался в одно и то же время. Увы! Природа установила часовой механизм каждого человека на разное время. И естественно, если ты замечаешь, что у других происходят какие-то изменения, а у тебя еще нет, то начинаешь беспокоиться… Запомни, что каждый подросток развивается в своем собственном темпе. Организм, управляемый гормонами, функционирует по своему графику. Некоторые изменения происходят очень быстро, другие – достаточно медленно. Какие же изменения происходят и в какой последовательности? Работа с памятками “Ты – подросток”. Девочки: - ты становишься выше;
- прибавляешь в весе;
- твои молочные железы начинают увеличиваться;
- ты чаще потеешь, и пот приобретает специфический запах;
- твои волосы становятся жирными;
- на коже появляются угри и прыщики;
- начинают расти волосы под мышками и на лобке, на ногах;
- меняется фигура – тело приобретает более мягкие и округлые формы. Талия уменьшается, а бедра увеличиваются в объеме;
- у тебя начинаются месячные – девочки (от 10 до 15 лет, средний возраст начала менструации 12,5 лет);
- ты становишься привлекательной для лиц противоположного пола.
Мальчики: ты становишься выше; прибавляешь в весе; ты чаще потеешь, и пот приобретает специфический запах; твои волосы становятся жирными; на коже появляются угри и прыщики; меняется фигура; начинают расти волосы под мышками и на лобке, лице и теле; неожиданно и без видимой причины может возникнуть непроизвольная эрекция; у тебя могут быть ночные семяизвержения - поллюции; увеличивается размер пениса; происходит ломка голоса; ты становишься привлекательным для лиц противоположного пола. Итак, причина этих изменений в том, что твоим организмом начинают руководить гормоны (эстрогены, прогестероны – у девочек; тестостерон - у мальчиков). О строении мужских и женских половых органов и изменениях, происходящих в половых органов мальчиков и девочек, вы узнаете из курса биологии в 8 классе, но вам необходимо знать, что при наступлении менструации девочка может забеременеть, так как у неё начинают созревать яйцеклетки, а при оплодотворении яйцеклетки в матке начинает развиваться зародыш. Как уже было сказано, в подростковом возрасте вы становитесь более привлекательными. Сегодня, мы более подробно поговорим о том, что необходимо сделать, чтобы выглядеть ещё более привлекательными. Тело: (работа в тетради). Если ты очень волнуешься и считаешь себя либо толстым, либо худым, то посчитай свой вес следующим образом – Данный индекс поможет вам рассчитать количество веса на единицу поверхности вашего тела. В рамках этого веса вы останетесь здоровыми, избежав таких “болезней цивилизации”, как повышенное давление и ожирение. Идеальный индекс роста – веса должен располагаться где-то в интервале между 18 и 25. Если он ниже 18, врачи рекомендуют поправиться, выше 25 – похудеть. А для тех, кто растет – врачи рекомендуют здоровое питание. Что можно понимать под здоровым питанием? Об этом нам расскажут…. Выступление ребят с заранее заданными мини- докладами на тему здорового питания. Итак, какие же продукты необходимо выбирать, чтобы питаться правильно? - Продукты с большим содержанием:
- белка (рыба, яйца, мясо; бобовые);
- углеводов (хлеб, рис, макароны, крупы);
- витаминов и минералов (свежие овощи и фрукты).
- Полезно пить много жидкости (до 2-3 литров в день).
Вы слышали поговорку - “Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу”? Эту поговорку не нужно понимать буквально, но в ней есть доля здравого смысла. Тебе необходима энергия на целый день, когда ты идешь в школу, поэтому завтрак должен быть самым плотным. Что же еще необходимо, чтобы хорошо выглядеть? Необходим крепкий сон 8-10 часов в сутки. Для того, чтобы сон был крепким, необходимо соблюдать определенные правила. С этими правилами нас познакомит….(выступление ученика). Самым эффективным способом для сохранения физической формы являются физические упражнения. Занятия физической культурой придадут вам больше силы и гибкости, а также укрепят сердце и легкие. Существуют самые различные физические упражнения и спортивные игры, которыми можно заниматься самостоятельно или с друзьями. Например: бег, быстрая ходьба, плавание, езда на велосипеде, упражнения со скакалкой, танцы, теннис, катание на коньках, аэробика и т.д. Помни! - Занятия спортом 3 раза в неделю по 20-40 минут помогут тебе поддерживать хорошую физическую форму.
- Занимаясь спортом, ты становишься более активными, чувствуете себя в тонусе и наполняешься жизненной энергией!
Для того чтобы окружающим было приятно находиться рядом с тобой, необходимо соблюдать правила гигиены. Обсуждаются следующие вопросы (детям было дано на дом задание, используя дополнительную литературу, в тетради выписать правила ухода за кожей, волосами, полостью рта): Так как сальные железы в период полового созревания очень активны, то, выделяемый ими кожный жир, забивает поры кожи и вступает в контакт с бактериями и в результате, на коже появляются прыщи. Что делать? – Умываться не реже 2 раз в день; принимать душ 2 раз в сутки; пользоваться специальными косметическими средствами (лосьоны, очищающие салфетки, крема и т.д.). Кроме того, принимать душ и умываться необходимо и для того, чтобы избежать неприятного запаха, т.к. потовые железы у вас уже активно работают (необходимо для терморегуляции). Неприятный запах появляется только тогда, когда пот длительное время находится на поверхности тела и бактерии успеют размножиться. - Что можно еще сделать (помимо душа), чтобы запах от вас был приятным? (Пользоваться дезодорантами и антиперспирантами.). Повышенная жирность волос в подростковом возрасте т.ж. связана с активностью сальных желез. Что же делать? Мыть голову специальными косметическими средствами, для каждого индивидуальными. Подобрать средства вам помогут в любом косметическом салоне или парикмахерской. У вас уже произошла смена временных, молочных зубов на постоянные и очень важно сохранить их. Кроме того, запах изо рта может произвести на собеседника самое неблагоприятное впечатление… О том, как правильно ухаживать за полостью рта вам расскажет… - Ребята, помните, для того, чтобы десны и зубы у вас были здоровыми их необходимо чистить не менее 2 раз в день (примерно, по 15-20 минут, со специальными пастами); пользоваться зубной нитью и жвачкой (не больше 15 минут после еды) и регулярно посещать стоматолога. - Уход за наружными половыми органами
(знакомит с правилами ухода учитель). Чтобы избежать неприятного запаха и начала воспалительного процесса, который может привести к бесплодию, не менее 2 р...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.16 | Просмотров: 2140
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|