Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Работа психолога в детской организации самоуправления - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Работа психолога в детской организации самоуправления


Автор(ы): Павлова Елена Владимировна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В проекте модернизации российской системы образования отмечается, что развитие образования значительно отстает от темпов изменения жизни в стране и мире.
Между тем современная жизнь предъявляет человеку совершенно новые требования. Главными среди них являются:
  • умение делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия;
  • общественная активность и творческая инициатива;
  • рационализм и эффективность;
  • самостоятельность и личная целеустремленность;
  • умение адаптироваться в условиях постоянных общественных изменений;
  • видение ключевых проблем общественной жизни и стремление решать их, устанавливая взаимодействие с окружающими людьми.
Молодое поколение не обладает жизненным опытом, он приходит лишь с самим ходом человеческой жизни. Не зря одной из самых развивающихся педагогических областей является социализация молодежи.
Одним из средств социализации молодежи подросткового и юношеского возраста в современной педагогике служит самоуправление.
Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей.
К началу 2004-2005 учебного года в гимназии накопился большой материал, полученный в ходе различных социологических опросов и психологических исследований. В результате анализа были выявлены вопросы, которые волнуют всех, кто имеет отношение к школе:
  • как заинтересовать детей не только учебной деятельностью,
  • как дать возможность детям реализовать свой личностный и творческий потенциал,
  • каким образом можно выявлять и развивать коммуникативные качества?
Так коллективно были сформулированы цели, достичь которых возможно через вовлечение учащихся в реальные проблемные управленческие ситуации – организацию детского самоуправления. (Приложение 1)
В нашей гимназии сложились уникальные традиции, используя которые удалось разработать структуру детской организации самоуправления, работа в которой будет максимально эффективна. Так начала свою работу ДОС гимназии №9 г.Коломны «Флотилия «ИСТОК».
В работе «Флотилии «ИСТОК» реализуется вариативно-программный подход к деятельности детей. Ребята могут выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую созвучную душе программу, сами планировать сроки и темпы выполнения программ. В связи с этим вариативно-программный подход позволяет создать наиболее благоприятные условия для создания поля самореализации детей и развития самоуправления в детских объединениях и организации в целом.
В настоящее время детская организация самоуправления «Флотилия «ИСТОК» находится на этапе становления. Цели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность детям самостоятельно определять цели своей деятельности. Поиск путей достижения целей осуществляется школьниками при консультативной помощи педагогов.
Одна из педагогических задач - оказание помощи детям в оценке друг друга с целью выявления лидеров своей группы и выбора своих организаторов. Для этого используется многоступенчатая система выборов и специально организованные занятия «Академии молодежного актива».
«Академия молодежного актива»
Программа психологической поддержки штурманов и капитанов Флотилии «ИСТОК»
…Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.
А.Дистервег
Процесс подготовки учащихся к организаторской деятельности представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности.
В подготовке школьников к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента:
  1. Информационный. Детям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;
  2. Операционный. Формирование у учащихся коммуникативных и организаторских навыков и умений, осуществляемое во время занятий;
  3. Практический. Работа в классах и объединениях, в процессе которой закрепляются приобретенные знания и умения.
В программе особое внимание уделено проблемам общения, его видам, приёмам, способам управления чувствами.
Форма проведения: занятия с использованием тренинговых упражнений.
Цели курса:
  1. Повышение общей социально-психологической адаптированности участников.
  2. Формирование навыков самопознания и самореализации
Задачи курса:
  1. Создание и пополнение запаса элементарных знаний в области психологии общения и психологии личности.
  2. Выработка устойчивых навыков конструктивного социального взаимодействия
  3. Выявление и развитие лидерских качеств.
«Юнги» (1 - 4 класс)
Цели:
  1. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
  2. Развитие навыков социального взаимодействия.
  3. Формирование позитивного отношения к сверстникам.
№ занятия
Название и решаемые задачи
Занятие №1.
«Давайте знакомиться!».
(Преодоление тревожности, создание ситуациизаинтересованности друг другом).
Занятие №2
«Как научиться разговаривать с людьми?».
(Отработка навыков коммуникации).
Занятие №3.
«Что такое интонация?»
(Отработка навыков вербального и невербального взаимодействия).
Занятие №4.
«Как научиться преодолевать трудности вместе?».
(Тренировка навыков коммуникации в различных ситуациях).
Занятие №5.
«Как понять друг друга без слов?».
(Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных иорганизаторских способностей).
Занятие №6.
«Умеешь ли ты дружить?».
(Осознание собственного отношения к другим, развитиенавыков рефлексии).
Занятие №7.
«Как научиться жить дружно?».
(Развитие социальной восприимчивости, навыков поведения вкритических ситуациях).
Занятие №8.
«Как воспитать характер?».
(Формирование позитивной самооценки, тренировка уменияотстаивать своё мнение).
«Алые паруса» (5 – 8 класс)
Цели:
  1. Познание своих возможностей во взаимодействии с другими людьми.
  2. Тренировка способности установления и поддержания контакта в общении.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.16 | Просмотров: 1112

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340