Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Работа психолога в детской организации самоуправления
Автор(ы): Павлова Елена Владимировна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В проекте модернизации российской системы образования отмечается, что развитие образования значительно отстает от темпов изменения жизни в стране и мире. Между тем современная жизнь предъявляет человеку совершенно новые требования. Главными среди них являются: - умение делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия;
- общественная активность и творческая инициатива;
- рационализм и эффективность;
- самостоятельность и личная целеустремленность;
- умение адаптироваться в условиях постоянных общественных изменений;
- видение ключевых проблем общественной жизни и стремление решать их, устанавливая взаимодействие с окружающими людьми.
Молодое поколение не обладает жизненным опытом, он приходит лишь с самим ходом человеческой жизни. Не зря одной из самых развивающихся педагогических областей является социализация молодежи. Одним из средств социализации молодежи подросткового и юношеского возраста в современной педагогике служит самоуправление. Самоуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей. К началу 2004-2005 учебного года в гимназии накопился большой материал, полученный в ходе различных социологических опросов и психологических исследований. В результате анализа были выявлены вопросы, которые волнуют всех, кто имеет отношение к школе: - как заинтересовать детей не только учебной деятельностью,
- как дать возможность детям реализовать свой личностный и творческий потенциал,
- каким образом можно выявлять и развивать коммуникативные качества?
Так коллективно были сформулированы цели, достичь которых возможно через вовлечение учащихся в реальные проблемные управленческие ситуации – организацию детского самоуправления. (Приложение 1) В нашей гимназии сложились уникальные традиции, используя которые удалось разработать структуру детской организации самоуправления, работа в которой будет максимально эффективна. Так начала свою работу ДОС гимназии №9 г.Коломны «Флотилия «ИСТОК». В работе «Флотилии «ИСТОК» реализуется вариативно-программный подход к деятельности детей. Ребята могут выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую созвучную душе программу, сами планировать сроки и темпы выполнения программ. В связи с этим вариативно-программный подход позволяет создать наиболее благоприятные условия для создания поля самореализации детей и развития самоуправления в детских объединениях и организации в целом. В настоящее время детская организация самоуправления «Флотилия «ИСТОК» находится на этапе становления. Цели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность детям самостоятельно определять цели своей деятельности. Поиск путей достижения целей осуществляется школьниками при консультативной помощи педагогов. Одна из педагогических задач - оказание помощи детям в оценке друг друга с целью выявления лидеров своей группы и выбора своих организаторов. Для этого используется многоступенчатая система выборов и специально организованные занятия «Академии молодежного актива». «Академия молодежного актива» Программа психологической поддержки штурманов и капитанов Флотилии «ИСТОК» …Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека. А.Дистервег Процесс подготовки учащихся к организаторской деятельности представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. В подготовке школьников к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента: - Информационный. Детям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;
- Операционный. Формирование у учащихся коммуникативных и организаторских навыков и умений, осуществляемое во время занятий;
- Практический. Работа в классах и объединениях, в процессе которой закрепляются приобретенные знания и умения.
В программе особое внимание уделено проблемам общения, его видам, приёмам, способам управления чувствами. Форма проведения: занятия с использованием тренинговых упражнений. Цели курса: - Повышение общей социально-психологической адаптированности участников.
- Формирование навыков самопознания и самореализации
Задачи курса: - Создание и пополнение запаса элементарных знаний в области психологии общения и психологии личности.
- Выработка устойчивых навыков конструктивного социального взаимодействия
- Выявление и развитие лидерских качеств.
«Юнги» (1 - 4 класс) Цели: - Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
- Развитие навыков социального взаимодействия.
- Формирование позитивного отношения к сверстникам.
№ занятия
| Название и решаемые задачи
| Занятие №1. | «Давайте знакомиться!». (Преодоление тревожности, создание ситуациизаинтересованности друг другом).
| Занятие №2 | «Как научиться разговаривать с людьми?». (Отработка навыков коммуникации).
| Занятие №3. | «Что такое интонация?» (Отработка навыков вербального и невербального взаимодействия).
| Занятие №4. | «Как научиться преодолевать трудности вместе?». (Тренировка навыков коммуникации в различных ситуациях).
| Занятие №5. | «Как понять друг друга без слов?». (Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных иорганизаторских способностей).
| Занятие №6. | «Умеешь ли ты дружить?». (Осознание собственного отношения к другим, развитиенавыков рефлексии).
| Занятие №7. | «Как научиться жить дружно?». (Развитие социальной восприимчивости, навыков поведения вкритических ситуациях).
| Занятие №8. | «Как воспитать характер?». (Формирование позитивной самооценки, тренировка уменияотстаивать своё мнение).
| «Алые паруса» (5 – 8 класс) Цели: - Познание своих возможностей во взаимодействии с другими людьми.
- Тренировка способности установления и поддержания контакта в общении.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2011.03.16 | Просмотров: 1112
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|