Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Открытый урок по теме Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”
Автор(ы): Иванова Татьяна Игоревна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: - Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
- Формирование положительных черт характера ребёнка на примерах любви к природе.
- Освоение интонационно-образной природы музыки.
Задачи: - Воспитание интереса к музыкальному искусству.
- Воспитание художественного вкуса, способности оценить окружающий мир по законам красоты.
- Учить детей чувствовать поэтичность и живописность художественных образов природы.
- Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей.
- Развитие активного восприятия музыки в разных видах деятельности (слушание, пение, игра на музыкальных инструментах).
- Познакомить с творчеством Х. К. Андерсена, композиторами А. Алябьевым, Ф. Листом.
- Раскрыть смысл слов: интонация, импровизация, виртуоз.
Тема урока: Музыка в сказке Х. К. Андерсена “Соловей”. Тип урока: урок углубления в тему. Форма урока: комбинированный. Жанр урока: урок-диалог. Техническое обеспечение урока: проигрыватель, магнитофон, нотная доска, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов. Музыкальный материал: - “Соловей” - А. Алябьева.
- “Соловей” - обработка для фортепиано Ф. Листа.
- Русская народная песня “Ты воспой в саду, соловейка”.
- Слушание механической игрушки – музыкальной шкатулки.
Драматургический план – схема урока: - Вводный этап: определение задачи урока.
- Развивающий этап: слушание басни “Похвала знатока”. Ответы на вопросы. Слушание сказки “Соловей” Х. К. Андерсена. Ответы на вопросы. Что в них общего?
- Кульминационный этап: слушание “Соловья” А. Алябьева и обработки “Соловья” Ф. Листа. Раскрыть смысл слов “импровизация”, “виртуоз”.
- Заключительный этап: исполнение русской народной песни “Ты воспой, соловейка” (с музыкальными инструментами в импровизационной манере).
На доске: название темы, названия произведений, ключевые слова. Предварительная работа: изучение детьми по ролям басни “Похвала знатока”. Эпиграф: Всё, что звучит в природе и есть музыка” И. Гердер. Ход урока I. Организационный момент: - Приветствие
- Показ темы на доске
- Постановка задачи: прослушать два произведения “Похвала знатока” Г. Малера и “Соловей” Х. К. Андерсена и определить что в них общего.
II. Проверка домашнего задания: чтение детьми по ролям стихотворения “Похвала знатока”. <Приложение 1. “Текст стихотворения “Похвала знатока””> Учитель (У): Что музыкального было в стихотворении? Дети (Д): Пение соловья и кукушки. У: На эти стихи у немецкого композитора Густава Малера есть песня. III. Слушание выступления к песни. У: Чья интонация была вначале: соловья или кукушки? Д: Вначале была интонация соловья, т.к. музыкальная фраза была длинной, потом кукушки, т.к. было всего два звука. Интонация изображала, как кукует кукушка. У: Скажите, а пение живого соловья – это музыка? Д: Музыка. IV. Слушание пения живого соловья, показ картинки маленькой серенькой птички, рассказ о соловье: Соловей давно и по праву считается живым символом России. Самые лучшие певцы – это курские соловьи, которые весьма дорого ценились знатоками. В 18 веке возникла городская мода на содержание певчих птиц в неволе для “песенного услаждения”. Их отлавливали в окрестностях города, владельцы трактиров скупали их за большие деньги (до двух тысяч рублей) и давали слушать любителям музыки. Трактирщики брали почасовую плату в пять рублей за слушание пения соловья. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щёлканье, клёкот, посвист и множество других вариаций. И. С. Тургенев писал: “Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои особенные трели”. У: Посмотрите на нотную запись. Трель – это быстрое чередование двух соседних нот. Она обозначается буквами tr с волнистой линией после них. <Рисунок 1> А если человеческому голосу поручить спеть за соловья, то какому? Д: Самому высокому – сопрано. У: Сейчас вы услышите певицу, которая пела в Большом театре колоратурным сопрано романс Александра Алябьева “Соловей” V. Слушание романса “Соловей”. У: Как певица пыталась подражать соловью? Д: Она передавала трели, сочиняла украшения – форшлаги. У: Валерия Барсова как исполнитель, мастерски владеющий техникой вокала, в каждую фразу романса добавляла что-то своё, импровизируя. Импровизация – это процесс сочинения музыки во время её исполнения. Мы слушали курского соловья, теперь послушаем датского соловья. VI. Чтение сказки “Соловей” Х. К. Андерсена. У: Что звучало в сказке? Д: Пение соловья, механизм игрушки искусственного соловья, мычание коров, кваканье лягушек, звучание колокольчиков, фарфора во дворце императора. У: В чем, по-вашему, волшебная сила пения живого соловья? Д: В том, что он с...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.18 | Просмотров: 2117
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|