Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок по теме Что стало бы с литературой, если бы не было музыки” - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Открытый урок по теме Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”


Автор(ы): Иванова Татьяна Игоревна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
  1. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
  2. Формирование положительных черт характера ребёнка на примерах любви к природе.
  3. Освоение интонационно-образной природы музыки.
Задачи:
  1. Воспитание интереса к музыкальному искусству.
  2. Воспитание художественного вкуса, способности оценить окружающий мир по законам красоты.
  3. Учить детей чувствовать поэтичность и живописность художественных образов природы.
  4. Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей.
  5. Развитие активного восприятия музыки в разных видах деятельности (слушание, пение, игра на музыкальных инструментах).
  6. Познакомить с творчеством Х. К. Андерсена, композиторами А. Алябьевым, Ф. Листом.
  7. Раскрыть смысл слов: интонация, импровизация, виртуоз.
Тема урока: Музыка в сказке Х. К. Андерсена “Соловей”.
Тип урока: урок углубления в тему.
Форма урока: комбинированный.
Жанр урока: урок-диалог.
Техническое обеспечение урока: проигрыватель, магнитофон, нотная доска, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов.
Музыкальный материал:
  1. “Соловей” - А. Алябьева.
  2. “Соловей” - обработка для фортепиано Ф. Листа.
  3. Русская народная песня “Ты воспой в саду, соловейка”.
  4. Слушание механической игрушки – музыкальной шкатулки.
Драматургический план – схема урока:
  1. Вводный этап: определение задачи урока.
  2. Развивающий этап: слушание басни “Похвала знатока”. Ответы на вопросы. Слушание сказки “Соловей” Х. К. Андерсена. Ответы на вопросы. Что в них общего?
  3. Кульминационный этап: слушание “Соловья” А. Алябьева и обработки “Соловья” Ф. Листа. Раскрыть смысл слов “импровизация”, “виртуоз”.
  4. Заключительный этап: исполнение русской народной песни “Ты воспой, соловейка” (с музыкальными инструментами в импровизационной манере).
На доске: название темы, названия произведений, ключевые слова.
Предварительная работа: изучение детьми по ролям басни “Похвала знатока”.
Эпиграф: Всё, что звучит в природе и есть музыка” И. Гердер.

Ход урока

I. Организационный момент:

  1. Приветствие
  2. Показ темы на доске
  3. Постановка задачи: прослушать два произведения “Похвала знатока” Г. Малера и “Соловей” Х. К. Андерсена и определить что в них общего.

II. Проверка домашнего задания: чтение детьми по ролям стихотворения “Похвала знатока”.

<Приложение 1. “Текст стихотворения “Похвала знатока””>
Учитель (У):
Что музыкального было в стихотворении?
Дети (Д): Пение соловья и кукушки.
У: На эти стихи у немецкого композитора Густава Малера есть песня.

III. Слушание выступления к песни.

У:
Чья интонация была вначале: соловья или кукушки?
Д: Вначале была интонация соловья, т.к. музыкальная фраза была длинной, потом кукушки, т.к. было всего два звука. Интонация изображала, как кукует кукушка.
У: Скажите, а пение живого соловья – это музыка?
Д: Музыка.

IV. Слушание пения живого соловья, показ картинки маленькой серенькой птички, рассказ о соловье:

Соловей давно и по праву считается живым символом России. Самые лучшие певцы – это курские соловьи, которые весьма дорого ценились знатоками. В 18 веке возникла городская мода на содержание певчих птиц в неволе для “песенного услаждения”. Их отлавливали в окрестностях города, владельцы трактиров скупали их за большие деньги (до двух тысяч рублей) и давали слушать любителям музыки. Трактирщики брали почасовую плату в пять рублей за слушание пения соловья. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щёлканье, клёкот, посвист и множество других вариаций. И. С. Тургенев писал: “Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои особенные трели”.
У: Посмотрите на нотную запись. Трель – это быстрое чередование двух соседних нот. Она обозначается буквами tr с волнистой линией после них. <Рисунок 1>
А если человеческому голосу поручить спеть за соловья, то какому?
Д: Самому высокому – сопрано.
У: Сейчас вы услышите певицу, которая пела в Большом театре колоратурным сопрано романс Александра Алябьева “Соловей”

V. Слушание романса “Соловей”.

У:
Как певица пыталась подражать соловью?
Д: Она передавала трели, сочиняла украшения – форшлаги.
У: Валерия Барсова как исполнитель, мастерски владеющий техникой вокала, в каждую фразу романса добавляла что-то своё, импровизируя.
Импровизация – это процесс сочинения музыки во время её исполнения.
Мы слушали курского соловья, теперь послушаем датского соловья.

VI. Чтение сказки “Соловей” Х. К. Андерсена.

У:
Что звучало в сказке?
Д: Пение соловья, механизм игрушки искусственного соловья, мычание коров, кваканье лягушек, звучание колокольчиков, фарфора во дворце императора.
У: В чем, по-вашему, волшебная сила пения живого соловья?
Д: В том, что он с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.18 | Просмотров: 2117

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340