Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Урок психологии в 5-м классе по теме: Родники моей души или ярмарка достоинств
Автор(ы): Киреева Эльвира Раисовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе - труднейшим периодом школьного обучения. Оснований для формирования и распространения таких представлений более чем достаточно. Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие - нет. С целью преодоления причин дезадаптации был разработан цикл занятий для учащихся пятых классов. Групповые занятия проходят в виде специально организованных встреч с детьми, имеющие разнообразные формы проведения: поведенческий тренинг, обучающие занятия, ролевое проигрывание, творческое самовыражение и т.д. Цели: - Формировать адекватную самооценку.
- Способствовать формированию позитивного образа “Я”.
- Развивать навыки общения.
Задачи: - Развивать позитивное самовосприятие.
- Содействовать сплочению группы.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать у учащихся навыки самоанализа.
Оборудование: магнитофон, компакт-диск с музыкой для релаксации, бумага для рисования, мелки, фломастеры, листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ, бланки “телеграмм” с именами всех участников группы (для каждогоучастника). Ход урока 1. Энергизатор. Цель: Создание положительного настроения, позитивного настроя на работу. Упражнение “Рукопожатие или поклон”. Психолог рассказывает группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Предупреждает участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Варианты приветствия: - Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щёки (Россия);
- Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);
- Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
- Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
- Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
- Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).
Группе предлагается образовать круг. Один из участников начинает “круг знакомств”: выступает на середину и приветствует партнёра стоящего справа. Потом идёт по часовой стрелке и поочерёдно приветствует всех членов группы. В ходе выполнения этого упражнения поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, учащимся будет интересно по-разному здороваться с одноклассниками. В конце упражнения проводится краткий обмен впечатлениями. Упражнение “Имя и эпитет”. Группа сидит в кругу. Один из учащихся представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: “Гениальный Геннадий, буйный Борис” и т.д. Второй учащийся сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику тяжелее всех, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников. После выполнения этого упражнения предлагается всех учащимся обменяться впечатлениями, ответив на вопросы: Какие эпитеты меня впечатлили? Какие имена мне было трудно запомнить? К кому я теперь испытываю интерес? 2. Работа по теме. Психолог просит учащихся ответить на вопросы: - Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
- Нужно ли учиться общению?
- Как вы считаете, для чего это нужно?
- Зачем нужно знать себя и свои сильные и слабые стороны?
В ходе дискуссии психолог подводит учащихся к выводу о том, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу. А также объясняет, зачем нужно знать себя, что могут дать нам навыки самопознания и рефлексии. Упражнение “Моя вселенная” (возможности личности). Цель: Способствовать позитивному самовосприятию. В центре листа формата А 4 учащиеся рисуют “планету” и пишут в ней букву “Я”. Вокруг этой планеты рисуют звёзды, на которых они будут писать ответы на вопросы: 1. Какие способности я у себя нахожу? 2. Какие книги я люблю читать? 3. О чём я мечтаю? 4. О чём мне приятно вспоминать? 5. Какой у меня характер? 6. Какое настроение у меня чаще всего? 7. Что у меня получается лучше всех? 8. Чем я люблю заниматься больше всего? 9. Кем я хочу стать? 10. Люблю ли я и умею ли трудиться? 11. Чего во мне больше: уверенности в себе или робости? 12. Понимаю ли я юмор, шутки? 13. Испытываю ли я иногда чувство раскаяния, стыда? 14. Ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность? 15. Как я отношусь к себе? Психолог подводит учащихся к выводу, что “звёздная карта” каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1300
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|