Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок психологии в 5-м классе по теме: Родники моей души или ярмарка достоинств - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Урок психологии в 5-м классе по теме: Родники моей души или ярмарка достоинств


Автор(ы): Киреева Эльвира Раисовна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе - труднейшим периодом школьного обучения.
Оснований для формирования и распространения таких представлений более чем достаточно. Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие - нет.
С целью преодоления причин дезадаптации был разработан цикл занятий для учащихся пятых классов. Групповые занятия проходят в виде специально организованных встреч с детьми, имеющие разнообразные формы проведения: поведенческий тренинг, обучающие занятия, ролевое проигрывание, творческое самовыражение и т.д.
Цели:
  1. Формировать адекватную самооценку.
  2. Способствовать формированию позитивного образа “Я”.
  3. Развивать навыки общения.
Задачи:
  1. Развивать позитивное самовосприятие.
  2. Содействовать сплочению группы.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Развивать у учащихся навыки самоанализа.
Оборудование: магнитофон, компакт-диск с музыкой для релаксации, бумага для рисования, мелки, фломастеры, листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ, бланки “телеграмм” с именами всех участников группы (для каждогоучастника).
Ход урока
1. Энергизатор.
Цель:
Создание положительного настроения, позитивного настроя на работу.
Упражнение “Рукопожатие или поклон”.
Психолог рассказывает группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Предупреждает участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу.
Варианты приветствия:
  • Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щёки (Россия);
  • Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);
  • Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
  • Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
  • Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
  • Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).
Группе предлагается образовать круг. Один из участников начинает “круг знакомств”: выступает на середину и приветствует партнёра стоящего справа. Потом идёт по часовой стрелке и поочерёдно приветствует всех членов группы.
В ходе выполнения этого упражнения поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, учащимся будет интересно по-разному здороваться с одноклассниками. В конце упражнения проводится краткий обмен впечатлениями.
Упражнение “Имя и эпитет”.
Группа сидит в кругу. Один из учащихся представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: “Гениальный Геннадий, буйный Борис” и т.д. Второй учащийся сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику тяжелее всех, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.
После выполнения этого упражнения предлагается всех учащимся обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:
Какие эпитеты меня впечатлили?
Какие имена мне было трудно запомнить?
К кому я теперь испытываю интерес?
2. Работа по теме.
Психолог просит учащихся ответить на вопросы:
  • Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
  • Нужно ли учиться общению?
  • Как вы считаете, для чего это нужно?
  • Зачем нужно знать себя и свои сильные и слабые стороны?
В ходе дискуссии психолог подводит учащихся к выводу о том, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу. А также объясняет, зачем нужно знать себя, что могут дать нам навыки самопознания и рефлексии.
Упражнение “Моя вселенная” (возможности личности).
Цель: Способствовать позитивному самовосприятию.
В центре листа формата А 4 учащиеся рисуют “планету” и пишут в ней букву “Я”. Вокруг этой планеты рисуют звёзды, на которых они будут писать ответы на вопросы:
1. Какие способности я у себя нахожу?
2. Какие книги я люблю читать?
3. О чём я мечтаю?
4. О чём мне приятно вспоминать?
5. Какой у меня характер?
6. Какое настроение у меня чаще всего?
7. Что у меня получается лучше всех?
8. Чем я люблю заниматься больше всего?
9. Кем я хочу стать?
10. Люблю ли я и умею ли трудиться?
11. Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
12. Понимаю ли я юмор, шутки?
13. Испытываю ли я иногда чувство раскаяния, стыда?
14. Ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?
15. Как я отношусь к себе?
Психолог подводит учащихся к выводу, что “звёздная карта” каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1300

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340