Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Социально-педагогический проект Музей гигиены - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Социально-педагогический проект Музей гигиены


Автор(ы): Грудинская Татьяна Юрьевна, заместитель директора по оздоровительной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Без культуры существование на планете человека лишается смысла.
Д.С. Лихачев.
К словам Д.С. Лихачева можно добавить, что без гигиенической культуры подрастающего поколения – тем более.
Гигиеническая культура детей и их здоровый образ жизни остаются на сегодняшний день, к большому сожалению, на низком уровне.
Данные социологического исследования показывают несоблюдение элементарных гигиенических правил:
  • каждый третий россиянин не моет руки перед едой или после туалета;
  • каждый четвертый не моет руки после возвращения с улицы;
  • трое из четверых не моют руки после игры или ухода за домашними животными.
Конечно, сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. Время поставило другие, более сложные проблемы: необходимо заниматься вопросами здорового питания молодежи, активизировать борьбу против курения, наркомании, злоупотребления спиртными напитками, укрепления физического и духовного здоровья молодежи, просвещением в области репродуктивного здоровья и психологического комфорта.
Доказано, что около 80% заболеваний провоцируют психологические факторы. Психологический комфорт – гигиена будущего. Необходимо научить школьников противостоять стрессам, избегать конфликтов.
Опыт показывает, что решение проблем здорового детства должно быть связано не только с традиционно медицинскими и гигиеническими мероприятиями, а в первую очередь, с новыми технологиями, когда составляющие их компоненты органически вплетаются в ткань образовательного процесса. Стереотип общественного мышления возлагает ответственность за здоровье на структуры здравоохранения и правопорядка.
К сожалению, такой подход к проблеме ни в практическом, ни в моральном плане не представляет перспективы. Первопричина лежит в совершенно другой плоскости, а именно в сфере активного воспитания человека. В школе взят курс на новое направление в просветительской деятельности – музейную педагогику: подготовку к открытию музея гигиены.
Концепция создания музея гигиены.
Предстоящая модернизация образования предполагает сохранение здоровья обучающихся педагогическими средствами. Для этого мы предлагаем использовать свой главный ресурс – ЗНАНИЕ.
Доказано, что в своем становлении человек тесно связан с пространством. Поэтому создание музея гигиены становится актуальным. В будущем музее предполагается собрать экспонаты гигиенической культуры. Для этих целей разработан для каждого класса маршрутный лист станций творческого поиска по гигиеническим предметам. Эмблемой музея выбран веник – символ чистоты и гигиены.
Цель: разработка и внедрение специального пространства по концентрации вокруг ребенка элементов гигиены и приобретения позитивного опыта через эту предметную среду в области культуры. Обеспечение комплексных мер по сохранению здоровья школьников.
Задача: главной задачей музея будет не просто демонстрация коллекции, а формирование у детей гигиенической культуры посредством энергетики музейного материала на основе наук музееведения, педагогики и психологии.
Деятельность музея гигиены
Направление Организация деятельности
Преобладающая функция Образовательная (сохранение коллекции и организация досуга – “здорового отдыха”, а также “нетрадиционное использование традиционных функций”, с учетом специфики аудитории)
Образовательная роль Развитие личности ребенка, передача знаний
Фонды
Любые гигиенические предметы, даже выполненные детьми (главное, “чтобы они сохраняли прошлое, иллюстрировали настоящее и освещали будущее”):1) выбранные для детей; 2) выставленные для детей; 3) интерпретируемые для детей; 4) в пространстве для детей
Здание Рекреационное пространство в школе, организованное особым образом
Содержательная направленность деятельности музея Определяется спецификой аудитории, отраслью знаний
Проведение исследований школьниками Экспериментальный и интегративный (акцент на социально-педагогические исследования для планирования учета результативности воздействия)
Ведущая деятельность Педагогическая (задача освоения музейной реальности в ее педагогическом аспекте)
Характер работы Творческий (музей-театр), регламентированный, студийный (клубный, движение “ЗОЖ”)
Основные формы работы с посетителями Интерактивные экскурсии (вовлечение посетителя в активную деятельность); комплексные (логико-аналитическое, чувственное, психомоторное восприятие): свободный выбор содержания и форм освоения самим посетителем
Адресность Обращение к детям, подросткам (ориентация на индивидуального посетителя)
Характер обращения с посетителем Как с субъектом – равноправным участником коммуникативного процесса, диалога (активный посетитель)
Тематика экспозиций Соотносится с коллекциями и не ограничена (диктуется потребностями посетителей)
Способы экспонирования Постоянные и сменные, разнообразные мероприятия для детей и с участием детей
Ведущие идеи создания музея гигиены:
  • музей гигиены может стать местом и инструментом для решения проблем в области повышения гигиенической культуры школьников;
  • ценность будущей коллекции не только в количестве экземпляров, а и в том, что ученик о них узнает;
  • каждый класс – коллекционер;
  • совершенствование содержания воспитания;
  • расширение кругозора школьников в процессе собирательства;
  • изучение, исследование предметов коллекционирования;
  • привлечение обучающихся к организации внутреннего пространства школы.
Этапы внедрения социально-педагогического проекта “Музей гигиены”
I этап:
  • предполагает разработку концепции, технологию внедрения;
  • проведение разъяснительной работы среди учеников и учителей “Зачем?” и “Что собирать?”;
  • распространение “Обращений”, выпуск проспекта “Музей гигиены”.
II этап:
  • разработка маршрута “станций” коллекционирования для классов;
  • систематизация собранного материала;
  • разработка эскизов экспозиций будущего музея;
  • обсуждение итогов данного этапа;
  • разработка положения о школьном музее гигиены;
  • приобретение оборудования.
III этап:
  • оформление дизайнером, художников пространства музея;
  • обсуждение выполнения этапов на кординационно-валеологическом совете;
  • оформление результатов внедрения проекта;
  • презентация музея гигиены.
Ожидаемые результаты внедрения проекта “Музея гигиены”:
  • создание центра по воспитанию гигиенической культуры;
  • выработка устойчивости у школьников к негативным внешним раздражителям (курению, наркомании, алкоголю и т. д.);
  • формирование гигиенических навыков;
  • распространение положительного опыта внедрения проекта “музея гигиены” в регионе как нетрадиционную технологию воспитания.
Материально-техническая база
Финансовые дополнительные за...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.19 | Просмотров: 1669

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340