Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Социально-педагогический проект Музей гигиены
Автор(ы): Грудинская Татьяна Юрьевна, заместитель директора по оздоровительной работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Без культуры существование на планете человека лишается смысла. Д.С. Лихачев. К словам Д.С. Лихачева можно добавить, что без гигиенической культуры подрастающего поколения – тем более. Гигиеническая культура детей и их здоровый образ жизни остаются на сегодняшний день, к большому сожалению, на низком уровне. Данные социологического исследования показывают несоблюдение элементарных гигиенических правил: - каждый третий россиянин не моет руки перед едой или после туалета;
- каждый четвертый не моет руки после возвращения с улицы;
- трое из четверых не моют руки после игры или ухода за домашними животными.
Конечно, сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. Время поставило другие, более сложные проблемы: необходимо заниматься вопросами здорового питания молодежи, активизировать борьбу против курения, наркомании, злоупотребления спиртными напитками, укрепления физического и духовного здоровья молодежи, просвещением в области репродуктивного здоровья и психологического комфорта. Доказано, что около 80% заболеваний провоцируют психологические факторы. Психологический комфорт – гигиена будущего. Необходимо научить школьников противостоять стрессам, избегать конфликтов. Опыт показывает, что решение проблем здорового детства должно быть связано не только с традиционно медицинскими и гигиеническими мероприятиями, а в первую очередь, с новыми технологиями, когда составляющие их компоненты органически вплетаются в ткань образовательного процесса. Стереотип общественного мышления возлагает ответственность за здоровье на структуры здравоохранения и правопорядка. К сожалению, такой подход к проблеме ни в практическом, ни в моральном плане не представляет перспективы. Первопричина лежит в совершенно другой плоскости, а именно в сфере активного воспитания человека. В школе взят курс на новое направление в просветительской деятельности – музейную педагогику: подготовку к открытию музея гигиены. Концепция создания музея гигиены. Предстоящая модернизация образования предполагает сохранение здоровья обучающихся педагогическими средствами. Для этого мы предлагаем использовать свой главный ресурс – ЗНАНИЕ. Доказано, что в своем становлении человек тесно связан с пространством. Поэтому создание музея гигиены становится актуальным. В будущем музее предполагается собрать экспонаты гигиенической культуры. Для этих целей разработан для каждого класса маршрутный лист станций творческого поиска по гигиеническим предметам. Эмблемой музея выбран веник – символ чистоты и гигиены. Цель: разработка и внедрение специального пространства по концентрации вокруг ребенка элементов гигиены и приобретения позитивного опыта через эту предметную среду в области культуры. Обеспечение комплексных мер по сохранению здоровья школьников. Задача: главной задачей музея будет не просто демонстрация коллекции, а формирование у детей гигиенической культуры посредством энергетики музейного материала на основе наук музееведения, педагогики и психологии. Деятельность музея гигиены Направление | Организация деятельности | Преобладающая функция | Образовательная (сохранение коллекции и организация досуга – “здорового отдыха”, а также “нетрадиционное использование традиционных функций”, с учетом специфики аудитории) | Образовательная роль | Развитие личности ребенка, передача знаний | Фонды | Любые гигиенические предметы, даже выполненные детьми (главное, “чтобы они сохраняли прошлое, иллюстрировали настоящее и освещали будущее”):1) выбранные для детей; 2) выставленные для детей; 3) интерпретируемые для детей; 4) в пространстве для детей | Здание | Рекреационное пространство в школе, организованное особым образом | Содержательная направленность деятельности музея | Определяется спецификой аудитории, отраслью знаний | Проведение исследований школьниками | Экспериментальный и интегративный (акцент на социально-педагогические исследования для планирования учета результативности воздействия) | Ведущая деятельность | Педагогическая (задача освоения музейной реальности в ее педагогическом аспекте) | Характер работы | Творческий (музей-театр), регламентированный, студийный (клубный, движение “ЗОЖ”) | Основные формы работы с посетителями | Интерактивные экскурсии (вовлечение посетителя в активную деятельность); комплексные (логико-аналитическое, чувственное, психомоторное восприятие): свободный выбор содержания и форм освоения самим посетителем | Адресность | Обращение к детям, подросткам (ориентация на индивидуального посетителя) | Характер обращения с посетителем | Как с субъектом – равноправным участником коммуникативного процесса, диалога (активный посетитель) | Тематика экспозиций | Соотносится с коллекциями и не ограничена (диктуется потребностями посетителей) | Способы экспонирования | Постоянные и сменные, разнообразные мероприятия для детей и с участием детей | Ведущие идеи создания музея гигиены: - музей гигиены может стать местом и инструментом для решения проблем в области повышения гигиенической культуры школьников;
- ценность будущей коллекции не только в количестве экземпляров, а и в том, что ученик о них узнает;
- каждый класс – коллекционер;
- совершенствование содержания воспитания;
- расширение кругозора школьников в процессе собирательства;
- изучение, исследование предметов коллекционирования;
- привлечение обучающихся к организации внутреннего пространства школы.
Этапы внедрения социально-педагогического проекта “Музей гигиены” I этап: предполагает разработку концепции, технологию внедрения; проведение разъяснительной работы среди учеников и учителей “Зачем?” и “Что собирать?”; распространение “Обращений”, выпуск проспекта “Музей гигиены”. II этап: разработка маршрута “станций” коллекционирования для классов; систематизация собранного материала; разработка эскизов экспозиций будущего музея; обсуждение итогов данного этапа; разработка положения о школьном музее гигиены; приобретение оборудования. III этап: оформление дизайнером, художников пространства музея; обсуждение выполнения этапов на кординационно-валеологическом совете; оформление результатов внедрения проекта; презентация музея гигиены. Ожидаемые результаты внедрения проекта “Музея гигиены”: создание центра по воспитанию гигиенической культуры; выработка устойчивости у школьников к негативным внешним раздражителям (курению, наркомании, алкоголю и т. д.); формирование гигиенических навыков; распространение положительного опыта внедрения проекта “музея гигиены” в регионе как нетрадиционную технологию воспитания. Материально-техническая база Финансовые дополнительные за...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.19 | Просмотров: 1669
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|