Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Опыт работы психологической службы Твой дом детского санатория Черная речка
Автор(ы): Чепцова Наталия Анатольевна, методист
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одним из основных, приоритетных направлений деятельности детского санатория “Черная речка” является забота о физическом и психическом здоровье и развитии ребенка. С этой целью в конце 1999 года у руководства детского санатория возникла идея организации психологической службы “Твой дом”, где каждый ребенок смог бы найти для себя любимый уголок, ласковое слово, добрую улыбку, совет и поддержку. Наш девиз “Не стой на месте!”. В своей деятельности мы стараемся постоянно совершенствоваться. В настоящее время приобретаем опыт работы со взрослыми группами, проводим курсы сеансов релаксации с элементами расслабляющего массажа и дыхательной гимнастики, а также методов ароматерапии и арттерапии. Нами разработаны и активно внедряются в практику программы работы с дошкольниками, младшими школьниками, подростками и взрослыми. В летний период курируем педагогическую и психологическую практику студентов РПК. В своей работе мы используем такие формы работы как тренинг, развивающие занятия с элементами коммуникативного тренинга, арттерапии, ароматерапии, сеансы релаксации, интегрированные занятия с художественными мастерскими, занятия по развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка, по запросу детей и родителей – диагностика, профконсультирование. С родителями и детьми каждый заезд проводим консультации, 2 раза в неделю работает телефон “Горячая линия”. С педагогами планово проводим консультации, участвуем в педсоветах, круглых столах, проводим сеансы по саморегуляции внутреннего состояния. С медицинским персоналом – медико-психологические консилиумы: например, по вопросу “Психосоматика”. Стало традицией проведение заключительного мероприятия “Музыка души” с ребятами 15-16 лет, которые вероятно, приезжают уже последний раз в детский санаторий в качестве отдыхающих детей. При свечах, под звуки гитары, за чашкой чая с вкуснейшим пирогом, ребята вспоминают интересные моменты из жизни в санатории, получают слова напутствия из книги “Кладезь мудрости” и диплом. Работа службы организована круглогодично, наблюдается творческий и разносторонний подход к деятельности. Мы продумали и оригинально организовали функциональное пространство службы. Предлагаю небольшой экскурс по службе! Тематически, с использованием природного ландшафта, большим аквариумом с экзотическими рыбками и цветами, оформлен холл, позволяющий всем обратившимся в психологическую службу окунуться в увлекательный мир природы и фантазии, где постоянно действует галерея детских рисунков “Мир души”, работает кружок “Целители природы”, проходят интересные, познавательные встречи с детьми. Путешествуя дальше, по психологической службе вы попадаете в “Зимний сад”, где вас окружают удивительные растения, звуки природы и музыки, что способствует снятию напряжения и отдыху. Из “Зимнего сада” вы можете пройти в кабинеты индивидуальной и групповой работы (“Арт-студию”, “кабинет релаксации”), кабинет компьютерной диагностики. В настоящий момент психологическая служба приобрела новый статус – научно-психологический центр, что качественно повлияло на создание новой организационной структуры всего детского санатория. С приобретением нового статуса – научно-психологического центра, определяем основную цель своей деятельности как: - Создание научно-исследовательской базы для организации эффективной деятельности детского санатория;
- Оптимизация пребывания ребенка в детском санатории, развитие и гармонизация его личности.
Задачи: - совершенствование программы деятельности психолога в рамках научно-психологического центра;
- проектирование и проведение социально-психологических исследований;
- психолого-педагогическое изучение детей в целях обеспечения индивидуального подхода;
- адаптация детей к проживанию в новом месте и в новом коллективе;
- организация и проведение консультативной работы;
- организация и проведение развивающей работы;
- организация психолого-экологического ландшафта.
Содержание направлений работы: 1. Направление по формуле: педагог + психолог - Формы работы:
- консультации;
- беседы;
- диагностика;
- педсоветы;
- творческие объединения;
- тренинги;
- сеансы релаксации.
2. Направление по формуле: медик + психолог - Формы работы:
- консультации;
- медико-психологический консилиум;
- беседы;
- АТ;
- совместная работа с документацией (курортные карты, история болезни, заключение).
3. Направление по формуле: творческий центр + психолог (творческие мастерские, оптический театр, кружок краеведения) - Формы работы:
- интегрированная программа “ Творческое сообщество”;
- беседы;
- наблюдения;
- проведение совместных тематических проектов;
- круглый стол.
4. Направление по формуле: администрация + психолог - Формы совместной работы:
- консультации;
- формирование запроса;
- совещания;
- совместные решения вопросов обеспечения психологической службы (дизайн, оборудование, приобретение методик, пособий и др.);
- эффективное совершенствование предметно-развивающей среды;
- сеансы релаксации;
- диагностика.
5. Направление по формуле: культурно-спортивный центр + психолог - Формы совместной работы:
- конкурсы;
- КВН;
- Брейн-ринг;
- соревнования;
- диагностика;
- наблюдение;
- беседы, консультации;
- совместные акции.
6. Повышение профессионального уровня (ежегодное участие в Областной конференции психологов, методическом объединении психологов, обучение в аспирантуре, поездки с целью обучения обмена опытом в другие регионы). 7. Сотрудничество с психологическими центрами области, обмен опытом с другими регионами. Актуальным считаю поддержание связей с психологическими центрами г. Рыбинска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов. Продолжаю курирование участия детского санатория в конкурсных программах регионального, всероссийского и международного уровня. Использование ресурсов ИНТЕРНЕТА для установления и поддержания контактов. Результаты: - поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;
- оптимальная адаптация детей в детском санатории;
- развитие творческих способностей у детей;
- оказание индивидуальной психологической помощи детям и сотрудникам;
- оказание своевременной помощи педагогам в налаживании отношений с детьми, решении проблемных вопросов.
На протяжении заезда (21 день) предлагаю ребятам принять участие в работе психологических групп. Тематика курса занятий зависит от подбора детей в группу (возраст, диагноз, запрос родителей и самого ребенка). Оптимальное количество встреч в группе с детьми – 10-12 раз. В зависимости от наполняемости санатория формируется количество групп, в основном 3-4 группы по 8-10 человек в каждой. Группы: - “Карапузы” (для детей 5-8 лет);
- “Развитие” (для детей 8– 10 лет);
- “Веселая планета” (для детей 10-12 лет);
- “Новое поколение” (для детей 13-15 лет).
Примечание: названия групп условны. Каждая группа сама выбирает свое название. Конспект курса занятий “Добрые волшебники” с детьми 6-8 лет Цели: - Развитие у детей творческих способностей, воображения и фантазии.
- Умение вза...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.19 | Просмотров: 1560
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|