Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Программа групповых занятий по экологии в начальной школе (2–4-й классы) Экологические исследования
Автор(ы): Мачалова Юлия Владимировна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель курса: Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, понимания и уважения её; места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности. Задачи курса: - Углублять и расширять представления в области экологии,
- Формировать умения проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды.
Программа включает два направления: - экологическое;
- “исследовательская деятельность”.
Особенности экологического направления. Особенность данного направления состоит в том, что в ней - расширяется кругозор обучающихся;
- пополняются знания об окружающем мире;
во 2-3 классах - раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами;
- расширяются представления о природных связях Земли,
- выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни,
в 4 классе - развиваются представления о человеке, как части природы, его назначении;
- раскрываются сущности происходящих экологических катаклизмов;
- акцентируется внимание на современных проблемах экологии и осознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Связь с курсом “Мы и окружающий мир” под авторством Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова. Во 2 классе: блок тем “Понятие “экология” является пропедевтической аналогичной теме из курса “Мы и окружающий мир”; тема “Роль неживой природы в жизни живого” изучается параллельно теме “Взаимодействие сил природы”; блок тем “Многообразие флоры и фауны. Их охрана” изучается параллельно блоку тем “Живая природа”. В 3 классе: тематические блоки дополняют, углубляют изучение темы “Природные зоны” из курса “Мы и окружающий мир”, так как рассматривают более подробно составляющие природных зон: вода, климат, почвы, животный и растительный мир; расширяют представления о природных связях Земли. В 4 классе: Темы этого года тесно связаны с темами “Человек и мир, созданный им” и “Человек и природа” из курса “Мы и окружающий мир”. Особенности направления “исследовательская деятельность”. Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течение года делится на три части: - тренинговые занятия,
- исследовательская практика,
- мониторинг.
В тренинговой части обучающиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска. Занимаясь исследовательской практикой, обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. В третьей части “Мониторинг” организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, семинары, конференции, диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Эта часть очень важна, т. к. ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Учебно-тематическое планирование № п.п. | Темы занятий | Кол-во часов | Контроль за ЗУН | теория | практика | всего | 2 класс | 1 | Понятие “экология”. Понятие “исследование”. | 6 | - | 6 | дискуссия на тему “Почему детеныши животных любят играть”. | 2 | Методы исследовательской деятельности. | 3 | 3 | 6 | “Осенняя” экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии “Самый наблюдательный”. | 3 | Угроза исчезновения. | 3 | 2 | 5 | коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. | 4 | Роль неживой природы в жизни живого. | 7 | 3 | 10 | тренировочное занятие “Я – исследователь”. | 5 | Многообразие флоры и фауны. Их охрана. | 4 | 3 | 7 | участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 3 класс | 1 | Экологические связи в живой природе. | 6 | 4 | 10 | мини-семинар “Защитные приспособления у растений и животных”. | 2 | Вода. Охрана воды. | 4 | 3 | 7 | семинар “Как подготовиться к защите”. | 3 | Почвы. Охрана почв. | 4 | 2 | 6 | конференция “В защиту экологического проекта”. | 4 | Воздух. Охрана воздуха. “Исследуем самостоятельно”. | 3 | 1 | 4 | мозговой штурм “Способы охраны воздуха” | 5 | Способы охраны природы. | 4 | 3 | 7 | защита исследовательских работ и творческих проектов | 4 класс | 1 | Здоровье человека и окружающая среда. | 6 | 3 | 9 | тест “Здоровье человека и окружающая среда”. | 2 | Влияние человека на окружающую среду. | на ос-нове защит исследова-тельских работ | 7 | защита исследовательских работ | 3 | Мини-курс “Я – юный исследователь”. | 6 | 4 | 10 | коллективная игра“Умею видеть проблемы”. | 4 | Природные катаклизмы. | 5 | 3 | 8 | защита исследовательских работ и творческих проектов | Содержание учебной программы. №Темы занятия | Содержание | Задачи темы | экология | исследовательская деятельность | 2 класс | 1 | Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии. | Знакомства с понятием “исследование”, “методы исследования”. Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования? | 1,2 | 2 | Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей:- связи между живой и неживой природой; - связи внутри живой природы; - связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края. | Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. “Что такое классификация”. “Учимся задавать вопросы”. Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. | 1,2 | 3 | Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. | Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. | 1,2 | 4 | Солнце как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Понятие опад, его значение. Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги. | Что такое парадоксы.Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие “Я – исследователь” по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования. | 1,2 | 5 | Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Их охрана. Красная книга, ее назначение. Черная книга природы. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. | 1,2 | 3 класс | 1 | Экологические связи в живой природе. Понятия “прямые связи”, “косвенные связи”. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.). | Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Интуиция и создание гипотез. “Искусство делать сообщения”.“Определение проблемы и выбор темы собственного исследования”. | 1,2 |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.21 | Просмотров: 6556
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|