Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа групповых занятий по экологии в начальной школе (2–4-й классы) Экологические исследования - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Программа групповых занятий по экологии в начальной школе (2–4-й классы) Экологические исследования


Автор(ы): Мачалова Юлия Владимировна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель курса:
Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, понимания и уважения её; места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.
Задачи курса:
  1. Углублять и расширять представления в области экологии,
  2. Формировать умения проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды.
Программа включает два направления:
  • экологическое;
  • “исследовательская деятельность”.
Особенности экологического направления.
Особенность данного направления состоит в том, что в ней
  • расширяется кругозор обучающихся;
  • пополняются знания об окружающем мире;
во 2-3 классах
  • раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами;
  • расширяются представления о природных связях Земли,
  • выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни,
в 4 классе
  • развиваются представления о человеке, как части природы, его назначении;
  • раскрываются сущности происходящих экологических катаклизмов;
  • акцентируется внимание на современных проблемах экологии и осознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.
Связь с курсом “Мы и окружающий мир” под авторством Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова.
Во 2 классе:
блок тем “Понятие “экология” является пропедевтической аналогичной теме из курса “Мы и окружающий мир”; тема “Роль неживой природы в жизни живого” изучается параллельно теме “Взаимодействие сил природы”; блок тем “Многообразие флоры и фауны. Их охрана” изучается параллельно блоку тем “Живая природа”.
В 3 классе:
тематические блоки дополняют, углубляют изучение темы “Природные зоны” из курса “Мы и окружающий мир”, так как рассматривают более подробно составляющие природных зон: вода, климат, почвы, животный и растительный мир; расширяют представления о природных связях Земли.
В 4 классе:
Темы этого года тесно связаны с темами “Человек и мир, созданный им” и “Человек и природа” из курса “Мы и окружающий мир”.
Особенности направления “исследовательская деятельность”.
Особенность данного направления состоит в том, что вся исследовательская деятельность в течение года делится на три части:
  • тренинговые занятия,
  • исследовательская практика,
  • мониторинг.
В тренинговой части обучающиеся приобретают специальные знания и развивают умения и навыки исследовательского поиска.
Занимаясь исследовательской практикой, обучающиеся проводят самостоятельные исследования и выполняют творческие работы. При этом степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
В третьей части “Мониторинг” организуются и проводятся мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, семинары, конференции, диспуты, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Эта часть очень важна, т. к. ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан.
Учебно-тематическое планирование
№ п.п. Темы занятий Кол-во часов Контроль за ЗУН
теория практика всего
2 класс
1 Понятие “экология”.
Понятие “исследование”.
6 - 6 дискуссия на тему “Почему детеныши животных любят играть”.
2 Методы исследовательской деятельности. 3 3 6 “Осенняя” экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии “Самый наблюдательный”.
3 Угроза исчезновения. 3 2 5 коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”.
4 Роль неживой природы в жизни живого. 7 3 10 тренировочное занятие “Я – исследователь”.
5 Многообразие флоры и фауны. Их охрана. 4 3 7 участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
3 класс
1 Экологические связи в живой природе. 6 4 10 мини-семинар “Защитные приспособления у растений и животных”.
2 Вода. Охрана воды. 4 3 7 семинар “Как подготовиться к защите”.
3 Почвы. Охрана почв. 4 2 6 конференция “В защиту экологического проекта”.
4 Воздух. Охрана воздуха. “Исследуем самостоятельно”. 3 1 4 мозговой штурм “Способы охраны воздуха”
5 Способы охраны природы. 4 3 7 защита исследовательских работ и творческих проектов
4 класс
1 Здоровье человека и окружающая среда. 6 3 9 тест “Здоровье человека и окружающая среда”.
2 Влияние человека на окружающую среду. на ос-нове защит исследова-тельских работ 7 защита исследовательских работ
3 Мини-курс “Я – юный исследователь”. 6 4 10 коллективная игра“Умею видеть проблемы”.
4 Природные катаклизмы. 5 3 8 защита исследовательских работ и творческих проектов
Содержание учебной программы.
№Темы занятия Содержание Задачи темы
экология исследовательская деятельность
2 класс
1 Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии. Знакомства с понятием “исследование”, “методы исследования”. Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования? 1,2
2 Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей:- связи между живой и неживой природой;
- связи внутри живой природы;
- связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.
Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. “Что такое классификация”. “Учимся задавать вопросы”. Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. 1,2
3 Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”. 1,2
4 Солнце как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Понятие опад, его значение. Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги. Что такое парадоксы.Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие “Я – исследователь” по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования. 1,2
5 Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Их охрана. Красная книга, ее назначение. Черная книга природы. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся. 1,2
3 класс
1 Экологические связи в живой природе. Понятия “прямые связи”, “косвенные связи”. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.). Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Интуиция и создание гипотез. “Искусство делать сообщения”.“Определение проблемы и выбор темы собственного исследования”. 1,2


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.21 | Просмотров: 6556

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340