Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Валеологическое воспитание на уроках русского языка - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Валеологическое воспитание на уроках русского языка


Автор(ы): Шайхутдинова Татьяна Шамильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности, личности активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности.
Но за годы обучения в школе ребёнок не только формируется как личность, он растёт. В его организме происходят важнейшие изменения. И проблема сохранения здоровья становится и остаётся одной из основных.
По данным специалистов, около 90% детей имеют отклонения физического и физиологического здоровья; 35% первоклассников имеют хронические заболевания; до 80% юношей призывного возраста по медицинским показателям не готовы к службе в Вооружённых силах РФ.
Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и должна школа.
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье человека отнесено к приобретённым направлениям государственной политики в области образования. В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению здоровья детей школьного возраста.
Обследование учащихся сельских школ показало высокий уровень аллергических заболеваний, близорукости, лор-заболеваний. Вызывает тревогу широкое распространение хронических заболеваний среди девушек (что может послужить угрозой для репродуктивности населения).
Здоровье понятие комплексное. Сам термин “здоровье” рассматривается как “нормальная” правильная деятельность организма, его психическое благополучие”. (словарь С.И. Ожегова).
В последнее время упоминается и социальное благополучие.
Винить только школу в “нездоровье” детей было бы не совсем правильным. Ведь существуют факторы, которые влияют на здоровье детей. Это и экологические, и биологические, и социокультурные.
Тем не менее, по данным Министерства Образования России, среди причин явного неблагополучия со здоровьем учащихся 21% составляют факторы внутришкольной среды.
Сюда можно отнести следующие факторы:
  • Интенсификация учебного процесса;
  • Нерациональная организация учебной деятельности (несколько контрольных работ в один день; к/р после выходного дня)
  • Санитарно-гигиенические условия;
  • Психологический фон во время занятий;
  • Организация учебного процесса;
  • Организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • Динамика заболеваемости;
  • Функциональная неграмотность родителей, педагогов в вопросах охраны и здоровья детей;
  • Направления здоровьесберегающих технологий;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Чем крепче здоровье ребёнка, тем эффективнее будет и обучение. Все мы в своё время изучали основы школьной гигиены. Используем ли мы полученные знания на своих занятиях? Ведь в большинстве случаев мы спешим уложиться в 40-45 минут и выдать учебный материал. А нужно, чтобы урок способствовал не только интеллектуальному развитию, но и сохранял и укреплял здоровье школьника. Поэтому необходимо изменить весь УВП так, чтобы учебные занятия не снижали, а увеличивали резервы сохранения здоровья учащихся. Здесь на первый план выходят ЗТ (здоровьесберегающие технологии). Это приёмы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой БУП (базисного учебного плана). Эти технологии должны стать приоритетными в работе школьных педагогических коллективов.
Сегодня всем известна методика периодически меняющихся динамических поз доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Режим динамических поз осуществляется следующим образом. Учитель периодически переводит (через 12-15 минут) детей из положения сидя в положение свободного стояния, чередует умственную работу с выполнением физических упражнений (физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для стимулирования мышления).
На уроках русского языка физпауза возможна во время работы со словарными словами. Учащиеся “пишут” предложенные учителем слова различными органами тела: рукой, глазами, носом и т.д.
Возможен другой вариант, когда учащиеся по очереди выбегают к доске и записывают словарные слова.
Периодическая смена поз – один из эффективных способов активизации учебной деятельности учащихся.
Необходим постоянный контроль и над сидением детей. Учителю надо видеть, чтоб дети не склоняли голову над столом ниже допустимого предела – 20 см.
Для улучшения мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, повышения устойчивости письма на уроках русского языка используются специальные кинезиологические упражнения. Некоторые из них:
1. Колечко
Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1930

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340