Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Урок с элементами тренинга по профориентации Личный профессиональный план
Автор(ы): Луконина Татьяна Ивановна, методист по профориентационной работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних условий для достижения цели) и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку. Развивать основные способы мыслительной деятельности: учить анализировать этапы своего профессионального плана, выделять главное, обобщать и систематизировать. Воспитывать навыки сознательной дисциплины: собранность и внимательность во время работы; навыки интеллектуальной активности. Тип урока: сообщение новых знаний с элементами социально-психологического тренинга. Методы урока: словесный, наглядный, практический. Ход урока: - Организационный блок.
Сообщение темы и цели урока. Цитата дня: “Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий”. Кэти Селигман, журналистка. Тренинговое упражнение: “Аукцион профессий” [5] Информационный блок. Сообщение новых знаний. У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”. Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом. Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий. Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни. Тренинговое упражнение: “Мои жизненные приоритеты” Про старушку [1]. В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились. - Многого ли достигла в жизни эта старушка? - Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни? - Каковы были её жизненные ценности? Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени. Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель). Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события. Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела. При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на ЕНТ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое. Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым: Схема личного профессионального плана Главная цель – какую профессию выбираю | Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну. | Ближайшие задачи и более отдаленные цели | Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста | Пути и средства достижения ближайших целей | Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы) | Внешние препятствия на пути достижения цели | Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей | Свои возможности для достижения цели | Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию | Запасные варианты и пути их достижения | Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д. | Практический блок. Первичное закрепление знаний. В соответствии с этой моделью построения плана продумайте ответы на следующие вопросы. Ответы на эти вопросы – и есть ваш “смутный” профессиональный план. В соответствии с этим проектом попробуйте спланировать, что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели. А после того как план готов, необходимо начать по нему действовать. Процесс принятия человеком любого решения обычно разделяют на несколько этапов. - Сбор возможных вариантов решения: глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть анализу.
- Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы.
- Исследование шансов успешности в каждом варианте: “Могу ли я на деле осуществить данный вариант?”
- Разработка конкретного плана действий: определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы.
Какова же общая последовательность действий человека при принятии решения своего профессионального выбора, каковы его главные шаги? Во-первых, это определение и оценка своих “хочу” и “могу”, во-вторых, сбор и оценка всей полученной информации об учебных заведениях, рабочих местах и, наконец, принятия решения и планирование достижения цели. - Узнать, где можно получить необходимые знания о будущей профессии.
- Узнать учебные заведения, где можно получить квалифицированную профессиональную подготовку.
- Обязательно посетить учебное заведение в “День открытых дверей”, чтобы утвердиться в правильности своего выбора.
- Узнать, какие профильные предметы надо сдавать на ЕНТ.
- Хорошо подготовиться и сдать экзамены.
- Окончить это учебное заведение.
- Найти работу по выбранной профессии.
Для достижения профессионального успеха очень большое значение имеет мотивация к нему, то есть насколько сильно хочется достичь цели и почему. - Диагностический блок.
Сила мотивации [3]. Методика адаптированная. Инструкция: Следующая методика поможет оценить силу мотивации, то есть насколько значим для вас успех, продумать ту или иную позицию по отношению к тем или иным ценностям. Если вы согласны со следующим утверждением, ставьте “+”, если не согласны, ставьте “-”. - Я раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
- Когда я работаю, это выглядит так, будто я всё ставлю на карту.
- Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
- Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
- В некоторые дни мои успехи ниже средних.
- По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
- Я более доброжелателен, чем другие.
- В процессе работы я нуждаюсь в небольших перерывах для отдыха.
- Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занимаюсь.
- Порицание стимулирует меня больше, чем похвала.
- Я знаю, что мои друзья считают меня дельным (толковым, полезным, умным) человеком.
- Препятствия делают мои решения более твёрдыми.
- На моём честолюбии легко сыграть.
- Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
- Иногда я откладываю то, что должен сделать сейчас.
- Нужно полагаться только на самого себя.
- В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
- Я менее честолюбив, чем другие.
- В конце отпуска (каникул) я радуюсь, что скоро выйду на работу (учёбу).
- Когда я расположен к работе, я делаю её лучше, чем другие.
- Мне легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
- Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
- Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
- Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
- Мои друзья считают меня ленивым.
- Мои успехи в какой-то мере зависят от коллег (товарищей, друзей, соучеников).
- Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
- Когда я работаю вместе с друг...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3724
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|