Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Блок уроков по изобразительному искусству по теме: Музыка и живопись - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Блок уроков по изобразительному искусству по теме: Музыка и живопись


Автор(ы): Блинникова Екатерина Александровна, преподаватель дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Блок уроков на тему “Музыка и живопись” для детей 8-9 лет проводился в подготовительном классе Детской школы искусств №1 г.Артема Приморского края, однако он с успехом может быть применен и в средней школе с детьми этого возраста.
Решение провести блок уроков возникло у меня не случайно, так как многие дети занимаются не только изобразительным искусством, но и учатся играть на музыкальных инструментах, поют в хоре. Тема музыки им близка и понятна. Поэтому уроки проводятся в контексте взаимодействия различных видов искусства: живописи, музыки, литературы, сценографии. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе активизирует творческий потенциал детей, расширяет диапазон воздействия каждого вида искусства и соответствует возрастным особенностям младших школьников. Картина мира у детей целостна, художественна по своей основе. Синтез искусств совпадает с этой картиной.
Основная цель этого блока – научить детей трансформировать слуховые образы в зрительные и создавать на их основе графическое изображение, что развивает не только изобразительные, но и музыкальные способности детей. В соответствии с этой целью мы решаем следующие педагогические задачи:
  • Научить детей слушать музыку, понимать ее характер, узнавать музыкальные образы. Научить отражать полученные слуховые впечатления в рисунках.
  • Способствовать интеллектуальному развитию (операции анализа, синтеза для понимания произведения), тренировке анализаторов. Развивать творческое мышление, эмоциональную отзывчивость, речь детей (использование эпитетов, сравнений).
  • Воспитывать у детей эстетические чувства (эстетический вкус, чувство гармонии и прекрасного), а также внимательность и усидчивость.
На уроках используются методы развивающего обучения: исследовательский (дети анализируют музыкальные произведения) и эвристический (педагог ставит, а дети решают изобразительную задачу). Также были задействованы традиционные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: слушание музыки, беседа, рассматривание иллюстраций, показ педагогом способа действия, упражнения, выполнение композиции на заданную тему. Постоянный интерес детей к учению поддерживается при помощи методов формирования долга и ответственности в учении, быстрой сменой деятельности, созданием ситуаций занимательности, учебными дискуссиями. Все перечисленные методы и приемы приводят в высокой степени творческой активности и продуктивности в выполнении задания.
Блок состоит из пяти уроков, каждый из которых решает свои образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Так как уроки композиции в подготовительном классе художественного отделения ДШИ стоятся из расчета 3 учебных часа на занятие, это дает возможность выполнения длительных заданий без потери детьми свежести полученных впечатлений.

Урок 1 (бинарный). “Цветная музыка”

Первый урок нашего блока мы проводили в паре с педагогом теории музыки Радьковой Еленой Юрьевной. Ее беседа помогала детям слушать и понимать музыку, усиливала воздействие искусства на эмоции детей, а я учила отражать полученные слуховые впечатления в рисунках.
На уроке мы использовали СD-проигрыватель с записью музыкального произведения Мусоргского “Картинки с выставки”. Рассказы педагогов иллюстрировались подборкой слайдов на персональном компьютере с декорациями Н.Рериха, Л.Бакста, Н. Гончаровой и др., эскизов костюмов Л.Бакста, И.Билибина, театральных афиш, картин К.А.Сомова.
Дети работали гуашью, кистями средней толщины на бумаге 1/16 листа ватмана.
Ход урока:
  • Вступительная беседа (сопровождается демонстрацией слайдов):
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами первый урок из цикла уроков на тему “Музыка и живопись”. Иллюстрировать музыку на самом деле совсем не трудно, ведь многие виды искусства взаимосвязаны. Танец тесно связан с музыкой, ведь танцевать лучше под музыку. С танцем и театром связано изобразительное искусство: художники разрабатывают сценические костюмы и варианты грима для артистов, занимаются оформлением сцены (это называется сценографией). Например, декорации к спектаклям и эскизы театральных костюмов создавали такие известные художники, как Лев Бакст, Александр Бенуа, Валентин Серов, Наталья Гончарова, Иван Билибин, Николай Рерих и др.
Есть исторические примеры, когда композитор создавал музыкальное произведение под впечатлением от увиденной картины какого-либо художника. Например, композитор Мусоргский написал цикл музыкальных произведений “Картинки с выставки” под впечатлением от выставки своего друга, художника и архитектора Гартмана. А некоторые художники, как например Константин Сомов, писали свои картины по мотивам театральных постановок и музыкальных произведений.
Таким образом, и мы с вами сегодня будем иллюстрировать музыкальные отрывки из произведений русских композиторов. А расскажет вам об этих произведениях Елена Юрьевна.
  • Слушание и анализ музыки
Краткий рассказ педагога о музыкальном языке подготавливает восприятие детей к прослушиванию музыкального фрагмента “Избушка на курьих ножках” из цикла Мусоргского “Картинки с выставки”
Общение педагога и детей о характере музыкального произведения помогает детям понять переданное композитором настроение и музыкальный образ: “Какое настроение вызывает у вас, ребята, эта музыка? Подберите как можно больше определений для этой музыки. Какие средства музыкальной выразительности помогали композитору (темп, высота звуков)? Песенность или танцевальность? А какими цветами вы бы изобразили эту музыку? А какими еще выразительными средствами можно нарисовать эту музыку (пятно, линия, штрих, завиток)?” <Рисунок 1>
Затем дети прослушивают музыкальный фрагмент противоположного характера - “Балет невылупившихся птенцов”. Педагог с детьми анализируют произведение в сравнении с предыдущим фрагментом, обсуждают, какими выразительными средствами можно нарисовать эту музыку. <Рисунок 2>
  • Показ педагогом способов действия
Свои впечатления от музыки можно отразить цветовыми пятнами, линиями, завитками и т.д. Чтобы дать детям представление о порядке выполнения задания, я показываю на отдельном листе пример упражнения на слуховые ассоциации во время звучания любого неиспользовавшегося ранее музыкального фрагмента. С Еленой Юрьевной мы договорились, что это будет случайный выбор, и мне достались “Богатырские ворота”. Прослушав несколько первых тактов, я стала рисовать линии, пятна, штрихи, передающие мое впечатление от музыки. С последним аккордом был закончен и мой рисунок.
- Ребята, я использовала именно эти краски, пятна и линии, потому что характер музыки подтолкнул меня к этому изобразительному решению. Я увидела музыку такой. А какой увидите музыку вы? Послушайте музыкальные отрывки еще раз и попробуйте передать ее характер цветовыми пятнами и линиями.
Я убираю свой рисунок, чтобы избежать срисовывания детьми моего образца.
  • Дети работают над двумя рисунками, выполняя упражнения на слуховые ассоциации во время звучания двух музыкальных отрывков, которые они ранее анализировали. По окончании работы я прошу их поднять свои рисунки, чтобы показать, какие чувства вызвала у них музыка. Рисунки у всех разные, потому что одна и та же музыка может вызывать у разных людей разнообразные чувства и эмоции. Только после выполнения детьми работы я говорю им, что они иллюстрировали музыкальные фрагменты из цикла Мусоргского “Картинки с выставки”.
  • Подведение итогов урока
По окончании урока мы устраиваем текущую выставку, вывешивая детские работы с помощью магнитов на доску. Дети обсуждают, кому из них лучше удалось передать характер музыкальных произведений, рассказывают, что им понравилось в музыке и как они это передали в своих рисунках. Елена Юрьевна рассказывает детям о музыкальном видении Мусоргским работ художника Гартмана.

Урок 2. Беседа “Музыка и живопись”

Проводится как подготовительная работа к занятию на тему “Иллюстрации к произведениям русских композиторов”.
Материалы: Музыкальная литература, передающая содержание оперы Н.А.Римского-Корсакова “Снегурочка”. Небольшие отрывки этого музыкал...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.23 | Просмотров: 1863

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340