Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Авторская дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования Первые шаги в науку - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Авторская дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования Первые шаги в науку


Автор(ы): Маюрова Людмила Владимировна, завуч


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:
  • новые цели образования, востребованные обществом, региональными и федеральными приоритетами;
  • растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.
Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.
Актуальность программы
Программа направлена на поиск талантливой молодежи, на то, чтобы талант имел возможность развиваться и совершенствоваться.
Организованная в данном направлении деятельность, даст в будущем позитивный эффект. Выявление “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а это в свою очередь сохранит существование и самого общества.
Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях.
Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 1 год. Возраст детей: 15–17 лет.
Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.
Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:
  • Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
  • Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
  • Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
  • Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
  • Овладеть основами практического выступления с научным докладом;
  • В завершение курса каждый обучающийся должен составить памятку “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.
Предназначение программы интенсивной школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.
Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Главное условие участия школьников в учебно-исследовательской деятельности – никакого насилия над собой, только личный интерес, личная увлеченность – пропуск в ШКОЛУ УМНИКОВ И УМНИЦ.
Учебно-познавательная программа интенсивной школы “Первые шаги в науку” по направленности содержания – надпредметная, по срокам реализации – краткосрочная, состоит из 3-х тематических модулей:
1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”
2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”
3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.
Продолжительность каждого модуля – 3 дня (18 часов), в каникулярное время. Продолжительность образовательного процесса – 1 год.
Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная.
Основная организационная форма обучения – погружение.
Программа предполагает использование следующих обучающих форм:
  • Установочные и аналитические мини-лекции.
  • Научные практикумы.
  • Уроки-дискуссии.
  • Психологические тренинги.
  • Консультации.
  • Беседы.
  • Научные состязания.
  • Защита исследовательских мини-проектов.
Ожидаемые результаты:
– сформированность исследовательской компетентности;
– умение самостоятельно проводить исследование, связанное с проблемами, решение которых способствует развитию научно-ориентированного мышления;
– владение основными методами научного познания;
– повышение уровня владения техниками работы с информацией;
– освоение схемы целеполагания и практики оформления результата своей работы;
– овладение способами презентации себя и своей деятельности;
– приобретение опыта продуктивной творческой деятельности;
– овладение опытом разных социальных позиций;
– освоение культуры рефлексивного мышления;
– развитие навыков самообразования;
– возможность, мотивированным к научно-исследовательской деятельности школьникам в рамках НОУ, выйти на краевой, федеральный, международный уровень, определиться в выборе научного направления.
В результате освоения курса “Первые шаги в науку” учащиеся должны знать:
– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;
– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;
– источники поиска необходимой информации;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– порядок оформления списка используемой литературы;
– способы обработки и представления результатов.
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности;
– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;
– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;
– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,
Механизм отслеживания результатов работы в интенсивной школе – на уровне экспертизы:
  • освоено полностью;
  • освоено частично;
  • не освоено.
Формы подведения итогов реализации программы:
– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.
– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (защита мини-рефератов, проведенных исследований), коллективное обсуждение во время проведения конференции.
– Публичное предъявление и защита памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.
Учебно-тематический план интенсивной школы “Первые шаги в науку”

п/п
Модули программы и изучаемые темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 1 модуль
“Первые научные пробы”.
Самоопределение в науке.
18 6 12
1.1 Презентация курса “Первые шаги в науку” 0,5 0,5
1.2 Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. 1,5 0,5 1
1.3
1.3.1
1.3.2
1.3.3
1.3.4
Структура учебно-исследовательской деятельности
Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?
Преобразование учебной, научной информации в тему исследования.
Актуальность и практическая значимость исследования.
Объект и предмет исследования.
6 2 4
1.4.
1.4.1
1.4.2
1.4.3
1.4.4
1.4.5
1.4.6
1.4.7
1.4.8
Следующие шаги. . . :
– Определение цели и задач исследования
– Формулирование гипотезы
– Определение методов исследования
– Планирование исследования
– Распределение ролей при работе в команде
– Виды литературных источников информации
– Виды фиксирования и обобщения информации
– Библиографическое описание
10 3 7
2. 2 модуль
“Поиск истины.
От замысла к открытию”.
18 4,5 13,5
2.1. Творческая личность. Качества творческой личности. 2 0,5 1,5
Азбука лидерства
2.2.
2.2.1
2.2.2
2.2.3
Эксперимент и исследование.
Общая методология выполнения исследовательских работ.
Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных.
Ведение дневника
13 3,5 9,5
2.3.
2.3.1
2.3.2
Оформление работы
Оформление работы и подготовка приложений
Рекомендации по размещению иллюстраций в работе
3 0,5 2,5
3. 3 модуль
“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”
18 2,5 15,5
3.1.
3.1.1
3.1.2
3.1.3
Практика презентации исследовательской работы
Успех презентации – залог признания и путь к номинации!
Основные подходы к составлению защитной речи.
Стендовый доклад.
5 1 4
3.2. Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания.
2 2
3.3. Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку”. Презентация проекта и исследования. 3 0,5 2,5
3.4. Критерии оценки научных работ.
Экспертиза.
3 3
3.5. Разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”, ее публичное предъявление и защита. 2 2
3.6 Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.
Тренинг.
3 1 2
ИТОГО: 54 ч 13 ч 41 ч
Содержание учебного материала
1. Введение (2,5 ч).
Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. Презентация курса. Цели и задачи. Организация занятий и их специфика.
2. Структура учебно-исследовательской деятельности (6 ч).
Как найти интересную тему. Актуальность и практическая значимость. Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности выбранной темы и практической значимости исследования.
Цель и задачи исследования. Понятия: “цель работы”, “задачи работы”, “объект и предмет исследования”.
Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Выполнение работы по алгоритму. Планирование исследования. Определение методов исследования.
Практическая работа: разработка замысла проекта.
Формы контроля: защита замысла проекта.
3. Этапы организации исследовательской деятельности (4 ч).
Распределение ролей при работе в команде.
Шаги по разворачиванию исследовательской деятельности. Планирование исследовательской работы.
Этапы работы.
Формы контроля: защита плана проекта.
Оборудование: памятки.
4. Организация работы с информацией (5,5 ч).
Основные виды источников получения информации: библиотечные каталоги, универсальные ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.23 | Просмотров: 1811

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340