Главная / Методические материалы / Администрирование школы
Авторская дополнительная общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования Первые шаги в науку
Автор(ы): Маюрова Людмила Владимировна, завуч
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили: - новые цели образования, востребованные обществом, региональными и федеральными приоритетами;
- растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.
Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования. Актуальность программы Программа направлена на поиск талантливой молодежи, на то, чтобы талант имел возможность развиваться и совершенствоваться. Организованная в данном направлении деятельность, даст в будущем позитивный эффект. Выявление “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а это в свою очередь сохранит существование и самого общества. Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 1 год. Возраст детей: 15–17 лет. Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников. Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач: - Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
- Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
- Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
- Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
- Овладеть основами практического выступления с научным докладом;
- В завершение курса каждый обучающийся должен составить памятку “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.
Предназначение программы интенсивной школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире. Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Главное условие участия школьников в учебно-исследовательской деятельности – никакого насилия над собой, только личный интерес, личная увлеченность – пропуск в ШКОЛУ УМНИКОВ И УМНИЦ. Учебно-познавательная программа интенсивной школы “Первые шаги в науку” по направленности содержания – надпредметная, по срокам реализации – краткосрочная, состоит из 3-х тематических модулей: 1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке” 2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию” 3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”. Продолжительность каждого модуля – 3 дня (18 часов), в каникулярное время. Продолжительность образовательного процесса – 1 год. Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная. Основная организационная форма обучения – погружение. Программа предполагает использование следующих обучающих форм: - Установочные и аналитические мини-лекции.
- Научные практикумы.
- Уроки-дискуссии.
- Психологические тренинги.
- Консультации.
- Беседы.
- Научные состязания.
- Защита исследовательских мини-проектов.
Ожидаемые результаты: – сформированность исследовательской компетентности; – умение самостоятельно проводить исследование, связанное с проблемами, решение которых способствует развитию научно-ориентированного мышления; – владение основными методами научного познания; – повышение уровня владения техниками работы с информацией; – освоение схемы целеполагания и практики оформления результата своей работы; – овладение способами презентации себя и своей деятельности; – приобретение опыта продуктивной творческой деятельности; – овладение опытом разных социальных позиций; – освоение культуры рефлексивного мышления; – развитие навыков самообразования; – возможность, мотивированным к научно-исследовательской деятельности школьникам в рамках НОУ, выйти на краевой, федеральный, международный уровень, определиться в выборе научного направления. В результате освоения курса “Первые шаги в науку” учащиеся должны знать: – понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”; – структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения; – источники поиска необходимой информации; – структуру речевых конструкций гипотезы исследования; – порядок оформления списка используемой литературы; – способы обработки и представления результатов. Учащиеся должны уметь: – пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности; – выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта; – уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки; – пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации, Механизм отслеживания результатов работы в интенсивной школе – на уровне экспертизы: - освоено полностью;
- освоено частично;
- не освоено.
Формы подведения итогов реализации программы: – Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы. – Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (защита мини-рефератов, проведенных исследований), коллективное обсуждение во время проведения конференции. – Публичное предъявление и защита памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”. Учебно-тематический план интенсивной школы “Первые шаги в науку” № п/п | Модули программы и изучаемые темы | Количество часов | Всего | Теория | Практика | 1 | 1 модуль “Первые научные пробы”. Самоопределение в науке. | 18 | 6 | 12 | 1.1 | Презентация курса “Первые шаги в науку” | 0,5 | 0,5 | | 1.2 | Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. | 1,5 | 0,5 | 1 | 1.3 1.3.1 1.3.2 1.3.3 1.3.4 | Структура учебно-исследовательской деятельности Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования? Преобразование учебной, научной информации в тему исследования. Актуальность и практическая значимость исследования. Объект и предмет исследования. | 6 2 4 | 1.4. 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.4.4 1.4.5 1.4.6 1.4.7 1.4.8 | Следующие шаги. . . : – Определение цели и задач исследования – Формулирование гипотезы – Определение методов исследования – Планирование исследования – Распределение ролей при работе в команде – Виды литературных источников информации – Виды фиксирования и обобщения информации – Библиографическое описание | 10 3 7 | 2. | 2 модуль “Поиск истины. От замысла к открытию”. | 18 4,5 13,5 | 2.1. | Творческая личность. Качества творческой личности. | 2 | 0,5 | 1,5 | | Азбука лидерства | | | | 2.2. 2.2.1 2.2.2 2.2.3 | Эксперимент и исследование. Общая методология выполнения исследовательских работ. Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных. Ведение дневника | 13 3,5 9,5 | 2.3. 2.3.1 2.3.2 | Оформление работы Оформление работы и подготовка приложений Рекомендации по размещению иллюстраций в работе | 3 0,5 2,5 | 3. | 3 модуль “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом” | 18 2,5 15,5 | 3.1. 3.1.1 3.1.2 3.1.3 | Практика презентации исследовательской работы Успех презентации – залог признания и путь к номинации! Основные подходы к составлению защитной речи. Стендовый доклад. | 5 1 4 | 3.2. | Тезисы и рецензия – это тоже важно! Основные правила написания. | 2 | | 2 | 3.3. | Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку”. Презентация проекта и исследования. | 3 | 0,5 | 2,5 | 3.4. | Критерии оценки научных работ. Экспертиза. | 3 | | 3 | 3.5. | Разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”, ее публичное предъявление и защита. | 2 | | 2 | 3.6 | Учимся рефлексировать! Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния. Тренинг. | 3 | 1 | 2 | | ИТОГО: | 54 ч | 13 ч | 41 ч | Содержание учебного материала 1. Введение (2,5 ч). Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. Презентация курса. Цели и задачи. Организация занятий и их специфика. 2. Структура учебно-исследовательской деятельности (6 ч). Как найти интересную тему. Актуальность и практическая значимость. Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности выбранной темы и практической значимости исследования. Цель и задачи исследования. Понятия: “цель работы”, “задачи работы”, “объект и предмет исследования”. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Выполнение работы по алгоритму. Планирование исследования. Определение методов исследования. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта. 3. Этапы организации исследовательской деятельности (4 ч). Распределение ролей при работе в команде. Шаги по разворачиванию исследовательской деятельности. Планирование исследовательской работы. Этапы работы. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятки. 4. Организация работы с информацией (5,5 ч). Основные виды источников получения информации: библиотечные каталоги, универсальные ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.23 | Просмотров: 1811
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|