Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Альтернативная энергетика — миф или реальность?
Автор(ы): Буянкина Анна Владимировна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока – привлечение учащихся к проектной деятельности через активизацию программного материала; закрепление навыка построения диаграмм и его применение в нестандартных ситуациях. Задачи урока: - образовательные – закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Деловая графика в Excel», в том числе через использование нестандартных заданий;
- развивающие – продолжить обучение учащихся умению логически мыслить, выделять главное, существенное;
- воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся творческой активности и самостоятельности; повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач.
Оформление доски: - Название урока «Альтернативная энергетика – миф или реальность»
- Девиз урока
«Если у вас постоянно дует ветер – используйте энергию ветра! Если круглый год солнечные дни – используйте энергию Солнца! Если рядом гейзеры – необходимо использовать энергию Земли. Если Вы живете на берегу реки – воспользуйтесь достижениями гидроэнергетики. Если же из вашего окна видно море или океан – можно использовать энергию волн, прибоя, приливов-отливов!» - Таблица с выводом. Таблица будет заполняться по мере ответов учащихся после построения круговых диаграмм (то есть при оформлении ее на доске не надо вписывать страны).
Таблица 1. Страны – лидеры по видам альтернативной энергетики Вид альтернативной энергетики | I место | II место | III место | Ветроэнергетика | Германия | США | Индия | Геотермальная энергетика | США | Япония | Россия | Биоэнергетика | США | Китай, Дания | Германия | Энергия Солнца | Германия | Япония | США | Микро-ГЭС | Китай | Япония | США | Необходимое оборудование: минимум шесть компьютеров, соединенных локальной сетью, мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение – Microsoft Office 2007. Урок ведется на фоне презентации (Приложение 1). ХОД УРОКА Этап | Содержание | Время, мин. | 1. Вводный | Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о видах энергетики. С экрана телевизора мы часть слышим слова: «Повысить качество жизни». А что входит в это понятие – качество жизни? Те удобства, достижения цивилизации, к которым мы привыкли. И большинство этих благ связано с энергетикой (свет, тепло, горячая вода, телевидение и т.п.). Без электроэнергии невозможно представить жизнь современного человека. Вот послушайте следующие слова: Если у вас постоянно дует ветер – используйте энергию ветра! Если круглый год солнечные дни – используйте энергию Солнца! Если рядом гейзеры – необходимо использовать энергию Земли. Если Вы живете на берегу реки – воспользуйтесь достижениями гидроэнергетики. Если же из вашего окна видно море или океан – можно использовать энергию волн, прибоя, приливов-отливов! | 0,5 | 2. Постановка проблемы | Учитель: Автор говорит об энергии ветра, солнца, земли, воды, волн, приливов и отливов. А мы в жизни чаще для получения энергии используем природные ресурсы и полезные ископаемые. Это традиционные (или невозобновляемые) источники энергии. Почему их так называют? Ученик: Полезные ископаемые могут исчерпаться. Учитель: Какие виды традиционных электростанций вы можете назвать? Ученик: Гидроэлектростанции, атомные электростанции и тепловые электростанции.Приложение 1 (Слайд 1) Учитель: Что они используют для своей работы? Ученик: Вода, уголь, нефть, природный газ. Учитель: То есть те самые, невозобновляемые, источники энергии. Это минус или плюс традиционной энергетики? Ученик: Минус. Учитель: Есть ли еще минусы у традиционной энергетики? Давайте посмотрим эти кадры. Приложение 1 (Слайд 2): - Чернобыль,
- г. Припять,
- экологические катастрофы (увеличивается уровень мирового океана вследствие парникового эффекта),
- загрязнение атмосферы выбросами,
- мировые войны из-за нефти (США – Ирак).
Учитель: А что делать? Как жить если не нам, то нашим детям, внукам? Откуда брать энергию? Ученик (или Учитель): Использовать энергию, которую дает природа. Учитель: Что в природе дает нам энергию? Ученик: Солнце, ветер, вода, земля, растительный мир. Учитель: Правильно! Эта энергия называется альтернативной (допускающей выбор). Как можно использовать эту энергию? Об этом мы поговорим дальше. Итак, тема нашего урока: «Альтернативная энергетика – миф или реальность». (Приложение 1, Слайд 3). Учитель: Давайте посмотри, каким образом можно использовать энергию природы. Приложение 1 (Слайды 4–8) - Солнечная энергетика – преобразование энергии Солнца в электрическую:
- «солнечный» дом. Вы это видели где-нибудь? (теплица);
- вакуумные солнечные водонагреватели;
- солнечные печи;
- солнечные электростанции;
- фотоэлементы.
- Ветроэнергетика – преобразование кинетической энергии воздушных масс в электрическую.
- Биоэнергетика – специально выращиваемые растения (кукуруза, сахарный тростник); использование биологических отходов животных (ферма).
- Геотермальная энергетика – Камчатка, Курилы, Кавказ (вулканы, источники).
- Гидроэнергетика:
- Волновая энергетика – используется для работы маяков, но в Португалии (г.Агусадор) уже есть одна волновая электростанция.
- Приливная энергетика – использует разницу в уровнях воды (на реках, на берегу моря, океана – приливы-отливы).
- Микро-ГЭС – можно производить электроэнергию с небольшими затратами в любых изолированных населенных пунктах, где есть горы и небольшие реки.
Учитель: Итак, ответьте мне: альтернативная энергетика – миф или реальность? Ученик: Реальность. Учитель: А насколько широко она используется в мире? В каком объеме? Какие страны применяют ее более эффективно? Как обстоит это дело в России? | 10 | 3. Решение проблемы | Учитель: Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам надо будет построить диаграммы с помощью электронных таблиц, т.к. диаграммы позволяют наглядно представить информацию. Вы разделены на 5 групп: 1. Энергия ветра; 2. Энергия земли; 3. Биоэнергетика; 4. Энергия Солнца; 5. Энергия воды. У вас на столах лежат: - Листы с Заданием (Приложение 2)
- Инструкция № 1 (Приложение 3) – поможет произвести расчет в электронных таблицах (Microsoft Office Excel 2007),
- Инструкция № 2 (Приложение 4) – поможет построить диаграмму (Microsoft Office Excel 2007).
Вам предстоит сделать следующее (Приложение 1, Слайд 9): - Вычислить коэффициент использования вашего вида альтернативной энергетики. Для этого смотрим Инструкцию № 1.
- Полученные значения записать в листок с Заданием.
- Построить диаграмму, которая сравнит установленные мощности альтернативных электростанций в семи странах (Инструкция № 2).
- Используя диаграмму, сделать вывод об участии каждой страны в вашем виде альтернативной энергетики: а) выделить три страны-лидера; б) определить место России в этой группе. Записать вывод в таблицу 2 на листке с Заданием.
- Сохранить изменения в файле. Закрыть файл.
- Рассчитанные вами данные внести в сводную таблицу «Альтернативная энергетика», которая находится на компьютере учителя.
| 3 | 4. Выполне-ние практической части | Класс делится на 5 групп (по 2 человека за компьютер). В папке, доступной по локальной сети, находятся 5 файлов: Энергия ветра.xls; Энергия земли.xls; Биоэнергетика.xls; Энергия солнца.xls; Энергия воды.xls (Приложение 5). Один ученик садится за компьютер учителя, где находится открытый файл «Альтернативная энергетика.xls» (Приложение 5) и заносит данные. | 10 | 5. Выводы по круговым диаграммам | После выполнения практической части каждая группа делает выводы. В итоге формируется таблица (Таблица 1. «Страны-лидеры по видам альтернативной энергетики»), которая ранее была оформлена на доске. Вывод: по мощностям установленных альтернативных электростанций лидируют США, Япония, Германия, Индия, Китай. | 4 | 6. Общие выводы | Учитель: Вы заполняли сводную таблицу «Альтернативная энергетика», на основании которой получилась гистограмма (гистограмма строится автоматически в файле Альтернативная энергетика.xls, Приложение 5). Она наглядно показывает, чему равен коэффициент использования каждого вида альтернативной энергетики в семи с...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.23 | Просмотров: 1828
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|