Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Альтернативная энергетика — миф или реальность? - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Альтернативная энергетика — миф или реальность?


Автор(ы): Буянкина Анна Владимировна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока – привлечение учащихся к проектной деятельности через активизацию программного материала; закрепление навыка построения диаграмм и его применение в нестандартных ситуациях.
Задачи урока:
  • образовательные – закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Деловая графика в Excel», в том числе через использование нестандартных заданий;
  • развивающие – продолжить обучение учащихся умению логически мыслить, выделять главное, существенное;
  • воспитательные – способствовать воспитанию у учащихся творческой активности и самостоятельности; повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач.
Оформление доски:
  • Название урока «Альтернативная энергетика – миф или реальность»
  • Девиз урока
«Если у вас постоянно дует ветер – используйте энергию ветра!
Если круглый год солнечные дни – используйте энергию Солнца!
Если рядом гейзеры – необходимо использовать энергию Земли.
Если Вы живете на берегу реки – воспользуйтесь достижениями гидроэнергетики.
Если же из вашего окна видно море или океан – можно использовать энергию волн, прибоя, приливов-отливов!»
  • Таблица с выводом. Таблица будет заполняться по мере ответов учащихся после построения круговых диаграмм (то есть при оформлении ее на доске не надо вписывать страны).
Таблица 1. Страны – лидеры по видам альтернативной энергетики
Вид альтернативной энергетики I место II место III место
Ветроэнергетика Германия США Индия
Геотермальная энергетика США Япония Россия
Биоэнергетика США Китай, Дания Германия
Энергия Солнца Германия Япония США
Микро-ГЭС Китай Япония США
Необходимое оборудование: минимум шесть компьютеров, соединенных локальной сетью, мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение – Microsoft Office 2007.
Урок ведется на фоне презентации (Приложение 1).
ХОД УРОКА
Этап Содержание Время, мин.
1. Вводный Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о видах энергетики.
С экрана телевизора мы часть слышим слова: «Повысить качество жизни». А что входит в это понятие – качество жизни? Те удобства, достижения цивилизации, к которым мы привыкли. И большинство этих благ связано с энергетикой (свет, тепло, горячая вода, телевидение и т.п.).
Без электроэнергии невозможно представить жизнь современного человека.
Вот послушайте следующие слова:
Если у вас постоянно дует ветер – используйте энергию ветра!
Если круглый год солнечные дни – используйте энергию Солнца!
Если рядом гейзеры – необходимо использовать энергию Земли.
Если Вы живете на берегу реки – воспользуйтесь достижениями гидроэнергетики.
Если же из вашего окна видно море или океан – можно использовать энергию волн, прибоя, приливов-отливов!
0,5
2. Постановка проблемы Учитель: Автор говорит об энергии ветра, солнца, земли, воды, волн, приливов и отливов. А мы в жизни чаще для получения энергии используем природные ресурсы и полезные ископаемые. Это традиционные (или невозобновляемые) источники энергии. Почему их так называют?
Ученик: Полезные ископаемые могут исчерпаться.
Учитель: Какие виды традиционных электростанций вы можете назвать?
Ученик: Гидроэлектростанции, атомные электростанции и тепловые электростанции.Приложение 1 (Слайд 1)
Учитель: Что они используют для своей работы?
Ученик: Вода, уголь, нефть, природный газ.
Учитель: То есть те самые, невозобновляемые, источники энергии. Это минус или плюс традиционной энергетики?
Ученик: Минус.
Учитель: Есть ли еще минусы у традиционной энергетики? Давайте посмотрим эти кадры.
Приложение 1 (Слайд 2):
  • Чернобыль,
  • г. Припять,
  • экологические катастрофы (увеличивается уровень мирового океана вследствие парникового эффекта),
  • загрязнение атмосферы выбросами,
  • мировые войны из-за нефти (США – Ирак).
Учитель: А что делать? Как жить если не нам, то нашим детям, внукам? Откуда брать энергию?
Ученик (или Учитель): Использовать энергию, которую дает природа.
Учитель: Что в природе дает нам энергию?
Ученик: Солнце, ветер, вода, земля, растительный мир.
Учитель: Правильно! Эта энергия называется альтернативной (допускающей выбор). Как можно использовать эту энергию? Об этом мы поговорим дальше. Итак, тема нашего урока: «Альтернативная энергетика – миф или реальность». (Приложение 1, Слайд 3).
Учитель: Давайте посмотри, каким образом можно использовать энергию природы.
Приложение 1 (Слайды 4–8)
  • Солнечная энергетика – преобразование энергии Солнца в электрическую:
    1. «солнечный» дом. Вы это видели где-нибудь? (теплица);
    2. вакуумные солнечные водонагреватели;
    3. солнечные печи;
    4. солнечные электростанции;
    5. фотоэлементы.
  • Ветроэнергетика – преобразование кинетической энергии воздушных масс в электрическую.
  • Биоэнергетика – специально выращиваемые растения (кукуруза, сахарный тростник); использование биологических отходов животных (ферма).
  • Геотермальная энергетика – Камчатка, Курилы, Кавказ (вулканы, источники).
  • Гидроэнергетика:
    1. Волновая энергетика – используется для работы маяков, но в Португалии (г.Агусадор) уже есть одна волновая электростанция.
    2. Приливная энергетика – использует разницу в уровнях воды (на реках, на берегу моря, океана – приливы-отливы).
    3. Микро-ГЭС – можно производить электроэнергию с небольшими затратами в любых изолированных населенных пунктах, где есть горы и небольшие реки.
Учитель: Итак, ответьте мне: альтернативная энергетика – миф или реальность?
Ученик: Реальность.
Учитель: А насколько широко она используется в мире? В каком объеме? Какие страны применяют ее более эффективно? Как обстоит это дело в России?
10
3. Решение проблемы Учитель: Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам надо будет построить диаграммы с помощью электронных таблиц, т.к. диаграммы позволяют наглядно представить информацию. Вы разделены на 5 групп:
1. Энергия ветра;
2. Энергия земли;
3. Биоэнергетика;
4. Энергия Солнца;
5. Энергия воды.
У вас на столах лежат:
  • Листы с Заданием (Приложение 2)
  • Инструкция № 1 (Приложение 3) – поможет произвести расчет в электронных таблицах (Microsoft Office Excel 2007),
  • Инструкция № 2 (Приложение 4) – поможет построить диаграмму (Microsoft Office Excel 2007).
Вам предстоит сделать следующее (Приложение 1, Слайд 9):
  1. Вычислить коэффициент использования вашего вида альтернативной энергетики. Для этого смотрим Инструкцию № 1.
  2. Полученные значения записать в листок с Заданием.
  3. Построить диаграмму, которая сравнит установленные мощности альтернативных электростанций в семи странах (Инструкция № 2).
  4. Используя диаграмму, сделать вывод об участии каждой страны в вашем виде альтернативной энергетики: а) выделить три страны-лидера; б) определить место России в этой группе. Записать вывод в таблицу 2 на листке с Заданием.
  5. Сохранить изменения в файле. Закрыть файл.
  6. Рассчитанные вами данные внести в сводную таблицу «Альтернативная энергетика», которая находится на компьютере учителя.
3
4. Выполне-ние практической части Класс делится на 5 групп (по 2 человека за компьютер).
В папке, доступной по локальной сети, находятся 5 файлов: Энергия ветра.xls; Энергия земли.xls; Биоэнергетика.xls; Энергия солнца.xls; Энергия воды.xls (Приложение 5).
Один ученик садится за компьютер учителя, где находится открытый файл «Альтернативная энергетика.xls» (Приложение 5) и заносит данные.
10
5. Выводы по круговым диаграммам После выполнения практической части каждая группа делает выводы. В итоге формируется таблица (Таблица 1. «Страны-лидеры по видам альтернативной энергетики»), которая ранее была оформлена на доске.
Вывод: по мощностям установленных альтернативных электростанций лидируют США, Япония, Германия, Индия, Китай.
4
6. Общие выводы Учитель: Вы заполняли сводную таблицу «Альтернативная энергетика», на основании которой получилась гистограмма (гистограмма строится автоматически в файле Альтернативная энергетика.xls, Приложение 5). Она наглядно показывает, чему равен коэффициент использования каждого вида альтернативной энергетики в семи с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.23 | Просмотров: 1828

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340