Главная / Методические материалы / Организация школьной библиотеки

Читательская конференция по страницам детских журналов для учащихся 3–4-х классов


Автор(ы): Самойлова Татьяна Степановна, учитель начальных классов

Цель: расширить читательский кругозор учащихся подробным знакомством с детскими изданиями периодической печати; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам и журналам;

Ход урока

I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Слайд 3
Прочитайте стихотворение Душана Родовича в переводе Л. Яхнина. Какой это совет – вредный или хороший?
Друзья
Если плачет кто-то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: “Почему?”
Это, дети, сделать надо –
Плохо плакать одному.
- А как вы утешаете плачущего? Или спокойно проходите мимо?
- Прочитайте с разной интонацией: с веселой, с грустной, с сердитой, с беспокойством, с лаской.
- Прочитайте шепотом, громко, с ускорением, с замедлением.
- Прочитайте выразительно.
III. Введение в новую тему

- А прочла это стихотворение я в детском журнале “Веселые картинки”.
- А вот еще послушайте стихотворение, которое написала Лена Лаврентьева, девочка вашего возраста. Эти стихи напечатал журнал “Мурзилка”:
Жил да был воробей
По прозванью Ротозей.
И зимой и летом он
Обожал считать ворон.
- А вот о том, в каких еще детских журналах вы можете прочесть интересный для вас рассказ или посмотреть комиксы, вам расскажут ваши товарищи. Творческая группа разведчиком сегодня все разведала и нам об этом поведает.
“Мурзилка”. Слайд 4
В первом номере “Мурзилки” от 1924 года авторский коллектив провозгласил, что новое периодическое издание будет отражать “ребячье житие-бытье и природу”, показывать, “как ребята должны работать сообща, чтобы им было весело от работы”. Авторы, стоящие у истоков нового “Мурзилки” - А.Федоров-Давыдов, А.Л.Алтаев и другие – работали в русле дореволюционной журналистики для детей, содержание их материалов было уже иным: в них подробно освещалась жизнь ребят нового города и новой деревни. Со временем журнал стал получать обширную корреспонденцию от своих читателей. Для публикации детских писем было создано специальное приложение “Мурзилкина газета” (1927-1928г.), работали такие постоянные журнальные рубрики, как “Мурзилкин клуб”, “Мурзилкина почта”. Однако “Мурзилка” 20-Х годов унаследовал от своего предшественника только одно лишь имя. Щеголеватый “господин” старого образца вряд ли мог вызвать симпатии читателей тех лет. Поэтому создатели нового “Мурзилки” - художник М.Моор, писатели А.Алтаев, А.Федоров-Давыдов, К.Чуковский – остановили свой выбор на обыкновенном черноухом щенке, который спешил на помощь всем, кто попал в беду.
Мурзилка, к образу которого привыкли современные подписчики, появился позже, в 30-е годы. Нарисовал это желтое пушистое существо в красном берете талантливый художник детской книги Аминадив Каневский. Вслед за ним Мурзилку рисовали многие другие художники, но в целом они сохраняли образ, найденный А.Каневским.
В разные годы в журнале работали К.Чуковский, C.Маршак, М.Пришвин, К.Паустовский, В.Берестов, Ю.Коринец. Иллюстрировали “Мурзилку” Е.Чарушин, В.Лебедев, Т. Маврина, В.Конашевич, Е.Рачев, В.Чижов.
“Свирелька” и “Свирель”
Это два разных издания. Оба выходят в издательстве “Веселые картинки”. “Свирелька” ежемесячный журнал о природе для самых-самых маленьких (от 3 до8 лет). “Свирель” - тоже о природе, но для читателей постарше (от 7 до 12 лет). Тексты в нем написаны в научно-популярном стиле, адаптированном для школьников. В качестве иллюстрации – фотографии.
“Свирелька” по размеру меньше, но у нее объем 32 страницы, бумага плотная, качественная. Кроме содержательных рассказиков. Историй, стихов о живой природе, в “Свирельке” есть странички-раскраски, книжечка вкладка, которую легко сделать самим: вынуть несколько листиков из журнала, сложить пополам и сшить. Много в журнале веселых ребусов, загадок. Есть и самоделка.
“Тошка и компания”
Это “веселый журнал о животных” для детей 5-8 лет. В нем много фотографий, иллюстраций. Короткие тексты. В издании много загадок, логических заданий, ребусов. Есть самоделка и даже постер с фотографией какого-нибудь животного, который ребенок может повесить в детской. Публикуются в “Тошке” рисунки, которые присылают в своих письмах читатели.
Выходит журнал в издательском центре “Эгмонт Россия”.
“Вини-Пух”
Это развивающий журнал, где главный герой диснеевский Вини-Пух и его друзья. Выходит он под лозунгом “Твой журнал о природе”, но абсолютно не похож на аналогичные издания. Здесь яркие иллюстрации, фотографии животных и очень мало текста. В основном маленьким читателям предлагают развивающие задания на сообразительность, ребусы, головоломки, любопытные вопросы, с помощью которых малыш может проверить свою эрудицию. Также в журнале есть странички-раскраски и странички- самоделки. Все обращения к детям происходят непосредственно от лица мультяшных героев журнала, а это соответствует возрастным особенностям детского восприятия информации.
Если вы заметили, в основном все детские издания и передачи ведет какой-то один или несколько постоянных персонажей. Они становятся добрыми друзьями читателей, которым дети верят и к советам которых прислушиваются.
“Микки-Маус”, “Том и Джерри”, “Барби & С”
Это первые журналы, которые залетели в Россию из Америки. И уже в 90-е годы завоевали огромную популярность у детей, которые до той поры ничего подобного не видели. До сих пор эти и подобные комиксы пользуются у маленьких читателей большим спросом.
“Журнал сказок”
В каждом его номере, стоить отметить, достаточно красочном, публикуется всего одна сказка. Интересная и, главное, поучительная. Издатели тщательно подбирают материал. В основном это проверенные временем и полезные для сердца и разума сказки народов мира. А после того как малыш ее прочтет, он непременно захочет вырезать и склеить из предложенных схем какую-то сценку или предмет, о котором шла речь в сказке.
“GEOленок”

Создан по образцу журнала для взрослых “GEO”. Интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби, первым романтическим чувствам (все в пределах разумного). Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами. И очень красочное оформление фотографиями высочайшего качества и комментариями к ним. Журнал рассчитан на возраст от 7 до 13 лет.
“Простоквашино”
Выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни Дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комиксы, игры, конкурсы, викторины.
“Муравейник”
В нем помещены рассказы и истории из жизни животных, написанные профессиональными писателями и журналистами. Довольно серьезное познавательное издание, которое может даже выступать в качестве дополнительной учебной литературы школьникам. Тексты сопровождаются красочными фотографиями.
IV. Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.
V. Презентации детских журналов “Миша”, “Мурзилка”, “Внучок”, “Читайка”
- Три творческие группы получили задание отправиться в путешествие по страницам детских познавательных журналов “Миша”, “Мурзилка”, “Внучок” и рассказать о том, что им больше всего понравилось.
- Итак, журнал “Мурзилка”.
“Мурзилка”. Слайд 5
Представляем вашему вниманию Детский развивающий журнал “Мурзилка”. Как вы уже слышали, первый номер этого журнала вышел в 1924 году. Но и сейчас каждый номер – это событие для читающих его детей.
Вы спросите почему? Да потому, что в каждом номере много интересного на любой вкус.
Вот, например, №5 за 2005 год. Весь номер посвящен Дню Победы в Великой Отечественной войне.
В журнале можем прочитать стихи уже знакомые нам А.Смирнова “Кто был на войне” и рассказ А.Митяева “Мешок овсянки” о том, как в войну собаки помогали спасать раненых, вытаскивали их с поля боя под обстрелом вражеских пулеметов.
Галерея искусств Мурзилки представлена плакатами времен войны. Именно эти плакаты висели на улицах, в метро, на проходных заводов и напоминали всем людям о том, что Родина в опасности, а враг может скрываться под маской добропорядочного гражданина.
Любая война, как известно, вмешивается в мирную жизнь страны, изменяя привычный ход событий. Люди вынуждены отправляться в эвакуацию, спасаясь от бесчинств захватчиков. Работа заводов и фабрик по выпуску мирной продукции приостанавливается. Казалось бы, и “Мурзилка” должен был замереть на время, переждать суровые дни. Но нет, именно в эти дни журнал считал необходимым поддерживать своих читателей – ведь у многих родные и близкие находились на фронте. Все четыре военных года “Мурзилка” верно служил своим читателям, радовал не только стихами, рассказами, сказками, но и оповещал ход военных событий, рассказывал, как пионеры и школьники помогают родине вооружать Красную Армию. Например, 1943 году ими было собрано 181,657,428 рублей на вооружение армии и множество подарков, продовольствия для бойцов и партизан.
Вот некоторые материалы из “Мурзилки” военных лет.
“ Пионеры дружины Кутуковской школы Спасского района внесли 25 тысяч рублей и 125 пудов зерна, которые они заработали в колхозе”.
“Учащиеся трех школ Муравлянского района Рязанской области внесли на строительство танков 300 тысяч рублей.
“Ученики Сухаревской школы Московской области заработали в колхозе на постройку танковой колонны “Пионер” 15 тысяч рублей”.
В журнале помещены рассказы об исторических сражениях, например, о Курском сражении.
Приложения в журнале содержат головоломки, кроссворды, а приложение к журналу предлагает своим читателям игры, японский кроссворд, игрушки-самоделки.
- Творческая группа журнала “Миша”.
Журнал “Миша”. Слайд 6
Журнал познавательно развлекательный. В нем много материала, который будет интересен детям от 7 до 14 лет.
Мне понравился рассказ Игоря Шкляревского “Как в Париже судили собаку”.
К судье пришел мясник и притащил на веревке собаку. Он требовал, чтобы ее повесили, так как она украла кость и укусила мясника. Защищать пса стал великий адвокат средневековья Варфоломей де Шансе. Он выяснил, что кость упала на пол когда мясник рубил мясо, а когда мясника заставили вымыть руки, то выяснилось, что на нем не было и царапины. “Бог создал ее так, чтобы она добывала себе пищу зубами. И никто не учил ее “не кради”, “не кусай”,- говорил адвокат. Собаку не только не повесили, но и присудили мяснику накормить ее. Когда в лавке мясника ей предложили миску с мясом, собака не стала есть до тех пор, пока адвокат ей не разрешил. А когда вор хотел пронести за спиной ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.23 | Просмотров: 2533

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!