Главная / Методические материалы / Организация школьной библиотеки
Читательская конференция по страницам детских журналов для учащихся 3–4-х классов
Автор(ы): Самойлова Татьяна Степановна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: расширить читательский кругозор учащихся подробным знакомством с детскими изданиями периодической печати; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам и журналам; Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка Слайд 3 Прочитайте стихотворение Душана Родовича в переводе Л. Яхнина. Какой это совет – вредный или хороший? Друзья Если плачет кто-то рядом, Если слезы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: “Почему?” Это, дети, сделать надо – Плохо плакать одному. - А как вы утешаете плачущего? Или спокойно проходите мимо? - Прочитайте с разной интонацией: с веселой, с грустной, с сердитой, с беспокойством, с лаской. - Прочитайте шепотом, громко, с ускорением, с замедлением. - Прочитайте выразительно. III. Введение в новую тему - А прочла это стихотворение я в детском журнале “Веселые картинки”. - А вот еще послушайте стихотворение, которое написала Лена Лаврентьева, девочка вашего возраста. Эти стихи напечатал журнал “Мурзилка”: Жил да был воробей По прозванью Ротозей. И зимой и летом он Обожал считать ворон. - А вот о том, в каких еще детских журналах вы можете прочесть интересный для вас рассказ или посмотреть комиксы, вам расскажут ваши товарищи. Творческая группа разведчиком сегодня все разведала и нам об этом поведает. “Мурзилка”. Слайд 4 В первом номере “Мурзилки” от 1924 года авторский коллектив провозгласил, что новое периодическое издание будет отражать “ребячье житие-бытье и природу”, показывать, “как ребята должны работать сообща, чтобы им было весело от работы”. Авторы, стоящие у истоков нового “Мурзилки” - А.Федоров-Давыдов, А.Л.Алтаев и другие – работали в русле дореволюционной журналистики для детей, содержание их материалов было уже иным: в них подробно освещалась жизнь ребят нового города и новой деревни. Со временем журнал стал получать обширную корреспонденцию от своих читателей. Для публикации детских писем было создано специальное приложение “Мурзилкина газета” (1927-1928г.), работали такие постоянные журнальные рубрики, как “Мурзилкин клуб”, “Мурзилкина почта”. Однако “Мурзилка” 20-Х годов унаследовал от своего предшественника только одно лишь имя. Щеголеватый “господин” старого образца вряд ли мог вызвать симпатии читателей тех лет. Поэтому создатели нового “Мурзилки” - художник М.Моор, писатели А.Алтаев, А.Федоров-Давыдов, К.Чуковский – остановили свой выбор на обыкновенном черноухом щенке, который спешил на помощь всем, кто попал в беду. Мурзилка, к образу которого привыкли современные подписчики, появился позже, в 30-е годы. Нарисовал это желтое пушистое существо в красном берете талантливый художник детской книги Аминадив Каневский. Вслед за ним Мурзилку рисовали многие другие художники, но в целом они сохраняли образ, найденный А.Каневским. В разные годы в журнале работали К.Чуковский, C.Маршак, М.Пришвин, К.Паустовский, В.Берестов, Ю.Коринец. Иллюстрировали “Мурзилку” Е.Чарушин, В.Лебедев, Т. Маврина, В.Конашевич, Е.Рачев, В.Чижов. “Свирелька” и “Свирель” Это два разных издания. Оба выходят в издательстве “Веселые картинки”. “Свирелька” ежемесячный журнал о природе для самых-самых маленьких (от 3 до8 лет). “Свирель” - тоже о природе, но для читателей постарше (от 7 до 12 лет). Тексты в нем написаны в научно-популярном стиле, адаптированном для школьников. В качестве иллюстрации – фотографии. “Свирелька” по размеру меньше, но у нее объем 32 страницы, бумага плотная, качественная. Кроме содержательных рассказиков. Историй, стихов о живой природе, в “Свирельке” есть странички-раскраски, книжечка вкладка, которую легко сделать самим: вынуть несколько листиков из журнала, сложить пополам и сшить. Много в журнале веселых ребусов, загадок. Есть и самоделка. “Тошка и компания” Это “веселый журнал о животных” для детей 5-8 лет. В нем много фотографий, иллюстраций. Короткие тексты. В издании много загадок, логических заданий, ребусов. Есть самоделка и даже постер с фотографией какого-нибудь животного, который ребенок может повесить в детской. Публикуются в “Тошке” рисунки, которые присылают в своих письмах читатели. Выходит журнал в издательском центре “Эгмонт Россия”. “Вини-Пух” Это развивающий журнал, где главный герой диснеевский Вини-Пух и его друзья. Выходит он под лозунгом “Твой журнал о природе”, но абсолютно не похож на аналогичные издания. Здесь яркие иллюстрации, фотографии животных и очень мало текста. В основном маленьким читателям предлагают развивающие задания на сообразительность, ребусы, головоломки, любопытные вопросы, с помощью которых малыш может проверить свою эрудицию. Также в журнале есть странички-раскраски и странички- самоделки. Все обращения к детям происходят непосредственно от лица мультяшных героев журнала, а это соответствует возрастным особенностям детского восприятия информации. Если вы заметили, в основном все детские издания и передачи ведет какой-то один или несколько постоянных персонажей. Они становятся добрыми друзьями читателей, которым дети верят и к советам которых прислушиваются. “Микки-Маус”, “Том и Джерри”, “Барби & С” Это первые журналы, которые залетели в Россию из Америки. И уже в 90-е годы завоевали огромную популярность у детей, которые до той поры ничего подобного не видели. До сих пор эти и подобные комиксы пользуются у маленьких читателей большим спросом. “Журнал сказок” В каждом его номере, стоить отметить, достаточно красочном, публикуется всего одна сказка. Интересная и, главное, поучительная. Издатели тщательно подбирают материал. В основном это проверенные временем и полезные для сердца и разума сказки народов мира. А после того как малыш ее прочтет, он непременно захочет вырезать и склеить из предложенных схем какую-то сценку или предмет, о котором шла речь в сказке. “GEOленок” Создан по образцу журнала для взрослых “GEO”. Интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби, первым романтическим чувствам (все в пределах разумного). Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами. И очень красочное оформление фотографиями высочайшего качества и комментариями к ним. Журнал рассчитан на возраст от 7 до 13 лет. “Простоквашино” Выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни Дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комиксы, игры, конкурсы, викторины. “Муравейник” В нем помещены рассказы и истории из жизни животных, написанные профессиональными писателями и журналистами. Довольно серьезное познавательное издание, которое может даже выступать в качестве дополнительной учебной литературы школьникам. Тексты сопровождаются красочными фотографиями. IV. Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем. Поморгаем И работать продолжаем. V. Презентации детских журналов “Миша”, “Мурзилка”, “Внучок”, “Читайка” - Три творческие группы получили задание отправиться в путешествие по страницам детских познавательных журналов “Миша”, “Мурзилка”, “Внучок” и рассказать о том, что им больше всего понравилось. - Итак, журнал “Мурзилка”. “Мурзилка”. Слайд 5 Представляем вашему вниманию Детский развивающий журнал “Мурзилка”. Как вы уже слышали, первый номер этого журнала вышел в 1924 году. Но и сейчас каждый номер – это событие для читающих его детей. Вы спросите почему? Да потому, что в каждом номере много интересного на любой вкус. Вот, например, №5 за 2005 год. Весь номер посвящен Дню Победы в Великой Отечественной войне. В журнале можем прочитать стихи уже знакомые нам А.Смирнова “Кто был на войне” и рассказ А.Митяева “Мешок овсянки” о том, как в войну собаки помогали спасать раненых, вытаскивали их с поля боя под обстрелом вражеских пулеметов. Галерея искусств Мурзилки представлена плакатами времен войны. Именно эти плакаты висели на улицах, в метро, на проходных заводов и напоминали всем людям о том, что Родина в опасности, а враг может скрываться под маской добропорядочного гражданина. Любая война, как известно, вмешивается в мирную жизнь страны, изменяя привычный ход событий. Люди вынуждены отправляться в эвакуацию, спасаясь от бесчинств захватчиков. Работа заводов и фабрик по выпуску мирной продукции приостанавливается. Казалось бы, и “Мурзилка” должен был замереть на время, переждать суровые дни. Но нет, именно в эти дни журнал считал необходимым поддерживать своих читателей – ведь у многих родные и близкие находились на фронте. Все четыре военных года “Мурзилка” верно служил своим читателям, радовал не только стихами, рассказами, сказками, но и оповещал ход военных событий, рассказывал, как пионеры и школьники помогают родине вооружать Красную Армию. Например, 1943 году ими было собрано 181,657,428 рублей на вооружение армии и множество подарков, продовольствия для бойцов и партизан. Вот некоторые материалы из “Мурзилки” военных лет. “ Пионеры дружины Кутуковской школы Спасского района внесли 25 тысяч рублей и 125 пудов зерна, которые они заработали в колхозе”. “Учащиеся трех школ Муравлянского района Рязанской области внесли на строительство танков 300 тысяч рублей. “Ученики Сухаревской школы Московской области заработали в колхозе на постройку танковой колонны “Пионер” 15 тысяч рублей”. В журнале помещены рассказы об исторических сражениях, например, о Курском сражении. Приложения в журнале содержат головоломки, кроссворды, а приложение к журналу предлагает своим читателям игры, японский кроссворд, игрушки-самоделки. - Творческая группа журнала “Миша”. Журнал “Миша”. Слайд 6 Журнал познавательно развлекательный. В нем много материала, который будет интересен детям от 7 до 14 лет. Мне понравился рассказ Игоря Шкляревского “Как в Париже судили собаку”. К судье пришел мясник и притащил на веревке собаку. Он требовал, чтобы ее повесили, так как она украла кость и укусила мясника. Защищать пса стал великий адвокат средневековья Варфоломей де Шансе. Он выяснил, что кость упала на пол когда мясник рубил мясо, а когда мясника заставили вымыть руки, то выяснилось, что на нем не было и царапины. “Бог создал ее так, чтобы она добывала себе пищу зубами. И никто не учил ее “не кради”, “не кусай”,- говорил адвокат. Собаку не только не повесили, но и присудили мяснику накормить ее. Когда в лавке мясника ей предложили миску с мясом, собака не стала есть до тех пор, пока адвокат ей не разрешил. А когда вор хотел пронести за спиной ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.23 | Просмотров: 2570
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|