Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Многообразие межпредметных связей в школьном курсе экономики и методика их использования
Автор(ы): Трунова Татьяна Анатольевна, старший преподаватель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Многообразие межпредметных связей в школьном курсе экономики Одна из важнейших задач современного образования – показать ребятам единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений. Экономика – предмет прикладного характера, и учащимся необходимо, в первую очередь, овладеть практическими умениями и навыками. Наряду с этим предполагается изучение и осмысление основных экономических процессов, явлений, законов и закономерностей. Подчас абстрактная теория довольно сложна для понимания, поэтому для описания и для конкретизации ведущих экономических понятий и концепций приходится привлекать знания учащихся об аналогичных процессах и явлениях, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, географии, истории и других предметов. Также межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся). Для эффективного использования межпредметных связей на уроках и во внеурочной деятельности, необходимо, на мой взгляд, знать важнейшие точки соприкосновения экономики с другими учебными дисциплинами. В связи с этим считаю целесообразным знакомиться с программами по другим предметам, знать основное содержание курсов, с которыми осуществляется интеграция; чаще общаться с коллегами, ведущими данные предметы, а также изучать специализированную литературу (например, “Курс математики для экономистов”). Представляю свой вариант межпредметных связей школьного курса экономики с предметами гуманитарно-эстетического, естественно-научного циклов и образовательной области “Технология”. Практика показывает, что эти связи могут быть очень разнообразными как по содержанию, так и по представленной ниже методике их использования. Экономика и предметы гуманитарно-эстетического цикла История Интеграция экономики и истории используется на моих уроках чаще всего, поскольку все экономические процессы и явления происходят в определенные исторические периоды. Это прекрасная возможность показать как вертикальные, так и горизонтальные связи в изучаемом материале. Вертикальные связи позволяют проследить развитие какого-либо процесса во времени (например, “История налогообложения на Руси и в России”, “Этапы формирования валютной системы”, “Исторические формы денег” и т.п.). Горизонтальные связи – это анализ какого-либо процесса или явления в пространстве (например, “Отечественные и зарубежные совместные предприятия”, “Фондовая биржа в России и за рубежом”, “Абсолютные и сравнительные преимущества стран в международной торговле” и т.п.) Кроме того, учащиеся могут видеть все многообразие сходных экономических явлений (например, различные типы экономических систем, формы организации бизнеса и т.п.). При интеграции экономики и истории часто происходит стыковка с курсом “История экономики”, который, к сожалению, в школе не изучается. И, нельзя не отметить тот факт, что при подготовке сообщений учащиеся чаще всего выбирают темы, которые как раз и предполагают интеграцию этих двух предметов. Обществознание (правоведение, социология, политология) Интеграция этих предметов проявляется в следующем: - изучение (в курсе экономики) важнейших законодательных актов, которые определяют права и обязанности экономических субъектов (налоговое законодательство, Закон о защите прав потребителей и т.п.);
- анализ политических ситуаций, имевших место в те или иные периоды в разных странах; оценка их влияния на экономическую жизнь стран (индустриализация, Великая депрессия и пр.);
- анализ основных тенденций в развитии современного общества (например, глобализация мировой экономики).
Этика и психология Одной из целей школьного экономического образования является воспитание экономической культуры учащихся, их знакомство с цивилизованными нормами поведения и усвоение этих норм. В связи с этим считаю необходимым затрагивать на уроках экономики морально-нравственные проблемы. При изучении курса провожу урок “Этика предпринимательства”, целиком посвященный данной проблеме. Для формирования экономического мышления, деловых качеств учащихся, оценки их собственного потенциала предлагаю ребятам различные формы работы. - Сочинение-размышление (например, “Почему я (не) хочу быть предпринимателем”?, “Какие черты характера помогают найти работу, а какие – ее потерять?” и т.п.).
- Тестирование (“Как Вы готовы к решению экономических проблем”, “Ваша способность идти на риск” и др.).
- Деловые игры и практикумы (“Заключение трудового договора”, “Найм на работу” и пр.)
В чем заключается ценность подобных форм работы? Во-первых, они позволяют ребенку глубже познать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Во-вторых, они дают мощный толчок для развития природных способностей, для выработки определенных моделей поведения в обществе, для самопознания и самосовершенствования. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Языкознание Синтез экономики и языкознания происходит практически на каждом уроке. При первоначальном знакомстве с новыми экономическими понятиями обязательно дается их этимология. В ряде случаев в ходе эвристической беседы совместно с учениками отыскиваются слова, имеющие тот же самый корень и смысловое значение. Например, при изучении первых экономических теорий учащиеся с помощью учителя выясняют значение однокоренных слов для понятий “меркантилизм” (меркантильный, коммерция, Меркурий, супермаркет, маркетинг, ярмарка) и “физиократия” (физика, физиология, физкультура). К изучаемым темам стараюсь подбирать подходящие эпиграфы. Иногда даю такое задание ученикам (например, прошу их записать эпиграф к темам “Предпринимательский риск”, “Труд”, “Реклама”). Еще один способ интеграции экономики и языкознания – это проведение лингвистических игр по экономической тематике. Здесь возможны самые разные варианты заданий: - решить или составить кроссворд;
- отгадать или придумать загадку с экономическим содержанием;
- вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются те или иные экономические понятия (например, “труд”, “деньги”, “богатство” и т.д.);
- составить перечень товаров, расположив их названия в алфавитном порядке;
- вставить в текст нужные пропущенные слова;
- найти ошибки в тексте и исправить их;
- исключить одно слово, которое является лишним среди остальных, и объяснить свой выбор;
- найти соответствия между понятиями и определениями;
- составить слова из заданных букв или набора слогов.
Целесообразно обращаться к страноведческим знаниям, полученным учащимися на уроках иностранного языка. Ребята знакомы с особенностями экономического развития стран Западной Европы и США и обычно принимают активное участие в беседах и лекциях при изучении таких тем, как “Потребитель в экономике”, “Производство и маркетинг”, “Труд и трудовые отношения”, “Деньги”, “Мировая экономика”. Литература Литература предоставляет большие возможности для использования ее на уроках экономики. Работа может вестись по самым разным направлениям. - Учитель может найти в литературе много примеров, иллюстрирующих те или иные экономические процессы и явления. Например, при изучении темы “Совершенная и монополистическая конкуренция” предлагаю ученикам описание ценовой и неценовой конкуренции в романе А.И.Куприна “Яма”:
“…Возникли два новых пароходства, и они, вместе со старинными, неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены на рейсы с 70 копеек для пассажиров III класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пассажирских обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас к даровому проезду присовокупил полбулки белого хлеба”. - На примере литературных героев можно создавать модели развития тех или иных процессов. Например, Робинзон Крузо – яркий пример для объяснения производственных возможностей общества, а герои сказки А.Н.Толстого “Приключения Буратино” – для описания различных способов сбережения денег.
- В ряде произведений можно найти очень интересные задачи с экономическим содержанием. Вот пример из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”: “…Порфирий Владимирович сидит у себя в кабинете, исписывая цифирными выкладками листы бумаги. На этот раз его занимает вопрос: сколько было бы у него денег теперь, если бы маменька подаренные ему дедушкой на зубок 100 рублей не присвоила себе, а положила в ломбард на малолетнего Порфирия? Выходит, однако, немного: всего 800 рублей”. Учитывая, что в момент расчетов Порфирию было 50 лет, предлагается вычислить, сколько платил в те времена ломбард по вкладам”.
- Учитель может сам подбирать или придумывать задачи с экономическим содержанием, используя опыт тех или иных литературных героев. Например, на уроке “Принципы работы банка” для раскрытия проблемы банковской эмиссии привлекаю героев романа И.Ильфа и Е.Петрова “Двенадцать стульев” – Остапа Бендера, Адама Козлевича, фирму “Рога и копыта”.
При изучении темы “Доходы населения” решаем вместе с ребятами следующую задачу. “В Тридевятом царстве проживают только 5 граждан: Иванушка-дурачок, Василиса Премудрая, Бабя-Яга, Кощей Бессмертный и Андрей-Стрелок. Доходы между ними распределяются следующим образом: Иванушка-дурачок – 50 рублей в месяц, Андрей-стрелок – 75 рублей, Баба-Яга – 125 рублей, Василиса Премудрая – 250 рублей, Кощей Бессмертный – 500 рублей. Постройте кривую Лоренца для этого царства”. Практика показывает, что может использоваться любая литература (в зависимости от степени начитанности самого учителя и познавательного интереса учащихся). Из отечественных произведений при изучении микроэкономики лучше всего брать русскую классику XIX века, а также повести и романы советских писателей. Для иллюстрации макроэкономических проблем хорошо подходят произведения зарубежных авторов. Помимо прозы, на уроках экономики большим успехом пользуется и поэзия, но подобрать нужные стихи бывает гораздо сложнее. Изобразительное искусство Для конкретизации изучаемых процессов и явлений, для формирования образного мышления целесообразно использовать на уроках репродукции работ русских и западноевропейских художников (например, при изучении тем “Производство и маркетинг”, “Финансирование предпринимательства”, “Деньги и финансовые институты”). Экономика и предметы естественно-научного цикла География Экономика современного общества сложна и разнообразна, и это разнообразие напрямую зависит от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. В основе многих экономических проблем современного общества лежат географические закономерности. С другой стороны, в любом курсе географии всегда содержатся вопросы, связанные с экономикой. Особо следует отметить курс “Экономической географии”. Фактически и в курсе географии, и в курсе экономики изучаются одни и те же явления и процессы с учетом специфика каждого предмета. Осуществляется отработка таких понятий, как специализация, кооперация, структура трудовых ресурсов, занятость и безработица, ресурсы и факторы производства, типология рынков, структура хозяйства страны, структура внешней торговли, производственная и непроизводственная сферы и многих других. В настоящее время продолжается процесс становления российской рыночной системы. При изучении тем “Что такое рынок” и “Типы экономических систем” учащиеся знакомятся с понятийным аппаратом, структурой и функционированием рынка, и это знание обязательно должно опираться на конкретные, практические примеры из курса географии; причем, желательно привлекать и местный материал. Например, для закрепления знаний о типологии рынков целесообразно предложить ребятам найти среди городских и областных предприятий примеры, иллюстрирующие все виды конкуренции. Как правило, географические закономерности хорошо проявляются на макроэкономическом уровне (например, при изучении тем “Экономический рост”, “Традиционная экономическая система”). Биология и экология Межпредметные связи с курсом биологии могут использоваться при изучении разделов, относящихся как к макроэкономике (например, физиологические потребности человека, работоспособность), так и к макроэкономике (равновесие в экосистеме и т.д.). Кроме того, при изучении ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3114
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|