Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Проект Интеграция предметов естественно-гуманитарного цикла
Автор(ы): Зотова Елена Александровна; Сафоклова Ирина Владимировна, учитель руссого языка и литературы; Хохлова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Актуальность и постановка проблемы. Ускоренное социально-экономическое развитие нашей страны предъявляет все новые требования к человеческому фактору не только в области производства, но и в сфере образования, которая должна лучше готовить молодежь к жизни и труду. Необходимо, чтобы обучение формировало новый тип мышления, новый стиль деятельности, ориентированный на более эффективное решение производственных, социальных, культурных и многих других проблем. О все еще недостаточной эффективности обучения говорят многие факты. Далеко не в полной мере решена проблема школьной перегрузки. Под влиянием растущего объема информации непрерывно пополнялось содержание школьного образования. Чтобы успевать за нарастанием научно-практической информации, школа увеличила сроки обязательного обучения. Но этот процесс не может быть бесконечным. Другая тенденция в гонке системы образования за убегающей вперед наукой и производственной технологией проявляется в непрерывном увеличении числа учебных предметов. Но ведь многопредметность усложняет учебный процесс, разрывает научные связи, ведет к дублированию материала, не способствует созданию, у учащихся, целостной картины мира. Проанализировав программно-методические материалы 5-8 классов, мы увидели дублирование следующих тем, например: 5 класс “Природа живая и неживая”. Охрана животных. Природа – наш друг. Правила поведения в природе. (биология). “Человек, как часть природы”. Природа как источник жизни человека (экология). В.И. Белов “Скворцы”. Астафьев “Васюткино озеро”, “Белогрудка”, “Слёзы тигра”. Родная земля в стихах и прозе русских писателей XX века. Региональный компонент: сибирский фольклор: сказки, сказы, легенды. Н.С. Устинович, рассказы о животных. (литература). 6 класс “Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир” (биология). Живопись и графика: иллюстрации “Мир природы” Е. Рачёва, В. Коваленко “Кладовая солнца” (МХК) “Воздействие человека на природные комплексы”. (география). М.И. Пришвин “Кладовая солнца”. Региональный компонент: И. И. Пантелеев “Алешка с Агула”. Тема защиты природы от браконьеров. В. Н. Белкин, лирика. Тревога за завтрашний день природы. 8 класс А.Н. Немтушкин “Мне снятся небесные олени”. Природа как живая стихия. Человек и природа в произведениях Б.М. Петрова “Тайна в наследство”, “В островах охотник” (литература) Памятники природы. Охрана природы. Человек и природа. Рациональное природоиспользование. Экологическая ситуация в России (география) При традиционном подходе к обучению у учащихся не формируются базовые компетенции. Вот почему дальше идти таким путем нельзя. Жизнь требует искать пути рациональной интеграции уже имеющихся учебных предметов. Цель: Формирование учебной мотивации через интеграцию предметов естественно-гуманитарного цикла. Задачи: - Разработать и провести интегрированные уроки и внеклассные мероприятия
- Повысить информативную емкость содержания обучения.
- Формировать учебно-познавательную компетентность.
- Создать методическую копилку интегрированные мероприятий предметов естественно-гуманитарного цикла.
Целевая группа проекта 5-9 классы. Сроки реализации проекта: август 2007 - июнь 2008 Подготовительный этап. Цель: осуществление подготовительных мероприятий для запуска проекта. № | Мероприятия | Сроки | Ответственные | 1 | Установочное совещание организаторов проекта. | 21 августа | Руководители МО естественно-гуманитарного цикла. | 2 | Формирование рабочей группы. | 27-31 августа | Руководитель МО русского языка и литературы И.В.Сафоклова. | 3 | Планирование мероприятий и составление графика работы по проекту. | Сентябрь | Е.А.Зотова, руководитель рабочей группы | 4 | Диагностика мотивации обучения. | Сентябрь-октябрь | Психолог Керн Г.В. | Основной этап Цель: осуществление мероприятий проекта, направленных на формирование, у учащихся, учебной мотивации. № | Мероприятия | Цель | Сроки | Ответственные | 1. | Цикл интегрированных уроков в рамках регионального компонента“Всему свой час ….” (5-е классы) “Человек – хозяин природы?” Интегрирование предметов по темам: “Природа наш друг”(биология), “Природа как источник жизни человека” (экология), “Гуманизм рассказов Астафьева “Белогрудка”, “Слёзы тигра”(литература). | Формирование, у учащихся, нравственных ценностей, утверждение мудрого, доброго отношения к природе. | ноябрь | Учителя- предметники, работающие в 5- ых классах. | 2. | 7-ые классы: “С памятью к памяти….” Интегрирование предметов по темам: “Человек на войне”. В.П. Астафьев рассказ “Сибиряк”.(литература) “Сибиряки на ВОВ” (история) | Воспитание чувства патриотизма и гордости за земляков | май | Зотова Е.А.Сафоклова И.В. | 3. | 8-ые классы:“На Часовенной горке”. Интегрирование предметов по темам: “Твой след на земле”. В. П. Астафьев “Далёкая и близкая сказка”, К. Лисовский “На Часовенной горке” и др. сибирские поэты (литература) “От основания до наших дней”(краеведение, МХК) | Учить бережно относиться к прошлому своего народа и воспитывать любовь к родной земле | ноябрь | Витютнева Н.М. | 4. | Участие в экологическом конкурсе памяти Е. Крутовской (5-9 классы). (Создание творческих работ) Интегрирование предметов (география и литература): “Экологические проблемы”, “Охрана природы”, “Тревога за завтрашний день”. | Обучение высказыванию по обозначенной проблеме. | декабрь | Мациенко Л.В., учитель русского языка и литературы.Блюдина Н.В., учитель географии. | 5. | Интегрированный урок.“Культура народов Севера” (5- е классы) Интегрирование предметов: МХК, литературы, экологии. | Познакомить учащихся с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера. | январь | Хохлова Н.В., учитель литературы, Витютнева Н.М., учитель МХК. Григорьева Н.В., учитель информатики. | 6. | Заочная экскурсия в художественную галерею. “Фольклорно-поэтические мотивы в литографюрах В.И. Мешкова.” (7-9 классы). Интегрирование предметов: МХК, литературы. | Воспитывать у учащихся уважение к народной культуре, формировать эстетический вкус | февраль | Хохлова Н.В., учитель литературы. Сафоклова И.В. учитель литературы. Витютнева Н.М., учитель МХК.Григорьева Н.В., учитель информатики. | 7. | Интегрированный урок.“Кладовая солнца”. (Пейзажные зарисовки в живописи и графике В. Коваленко и в сказке – были М. Пришвина “Кладовая солнца” (6 классы). Интегрирование предметов: МХК, литературы. | Развивать у учащихся способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира через наблюдение за природой, изображенной в произведениях М. Пришвина и пейзажных зарисовках В. Коваленко | март | Хохлова Н.В., учитель литературы. Сафоклова И.В. учитель литературы. Витютнева Н.М., учитель МХК.Григорьева Н.В., учитель информатики. | 8. | Литературно-экологический журнал. Страница 1(5-6 кл)“По следам “Красной книги” Красноярского края”. Интегрирование предметов: литературы(стихи поэтов Красноярского края, творческие работы учащихся), экологии, биологии. | Прививать любовь к малой родине, развивать творческие способности учащихся. | апрель | Зотова Е.А., учитель русского языка;Мациенко Л.В. учитель русского языка и литературы | 9. | Литературно-экологический журнал. Страница 2 (7-8 кл)“По следам “Красной книги” Красноярского края”. Интегрирование предметов: литературы (стихи поэтов Красноярского края, творческие работы учащихся), экологии, биологии. | Прививать любовь к малой родине, развивать творческие способности учащихся. | апрель | Сафоклова И.В.,Хохлова Н.В., Анциферова О.С. | Заключительный этап Цель: подведение итогов реализации проекта. № | Мероприятия | Сроки | Ответственные | 1 | Диагностика учебной мотивации учащихся | 02.05 – 13.05 | Керн Г. В.(психолог) | 2 | Заседание рабочей группы проекта по результатам его реализации | 17.05 | Руководитель МО(Сафоклова И.В.) | 3 | Оформление отчетной документации | Июнь 2008 г | Руководитель МО(Сафоклова И.В.) | 4 | Систематизация материала для создания методической копилки интегрированных мероприятий предметов естественно-гуманитарного цикла | Июнь 2008 г | Руководитель МО(Сафоклова И.В.) | Риски реализации проекта. - Согласовать расписание проводимых мероприятий с завучем по УР.
- Согласовать работу актового за...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2297
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|