Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна Дети капитана Гранта в 6-м классе)
Автор(ы): Бузанакова Галина Вадимовна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Программа по зарубежной литературе Вятской гуманитарной гимназии в 6 классе включает изучение приключенческого романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта”. 11-12-летним мальчишкам и девчонкам близок этот жанр: дети и подростки любят приключения и связанные с ними азарт, риск, игру. Приключения бывают разные: легкие, веселые, серьезные, страшные, героические, авантюрные. Но все они интересны! И каждый мечтает о них! При подготовке мастерской хотелось, чтобы ребята прочитали роман “Дети капитана Гранта” (560 страниц – объем, немаленький для шестиклассников) и их захватил и покорил бы дух романтики, увлек за собой в мир добрых и бескорыстных героев. Но как это сделать? Для выполнения той и другой задачи нашли выход, подсказанный самим автором: нужно отправиться в воображаемое путешествие на поиски капитана Гранта. В течение месяца каждый “бороздил” воды морей и океанов на “Дункане” в поисках героя, вел путевой дневник. Путевой дневник – отличное средство контроля за чтением: дети записывают дату, количество прочитанных страниц, указывают основные события этого дня: 2.10.02. (стр.1-63) Капитан Грант нуждается в помощи! 25.08.1864 г. мы отправились на поиски капитана. Жак Паганель по рассеянности оказался на борту “Дункана”. Это удивительный человек! Он покорил всех! Миновали о. Мадейра, Канары, о-ва Зеленого Мыса, Магелланов пролив… 3.10.02. (стр.64-168) Успешно совершили переход через Чили. В горах пережили землетрясение. Исчез Роберт. Огромная птица нашла Роберта. Чей-то выстрел спас сына капитана Гранта. Познакомились с патагонцем – индейцем Талькавом. Теперь это наш добрый друг. У него прекрасная, быстрая и умная лошадь Таука. (Из путевого дневника Дениса Тарасова.) Записи не должны быть очень объемными, но в них нужно отразить самые важные события. А поскольку в романе многие страницы посвящены рассказам Паганеля о животном и растительном мире Южной Америки, Австралии, то вполне даже допустимо, что будут иногда просто перечислены животные и растения, с которыми путешественники познакомились в этот день. В течение всего срока “поиска” капитана Гранта работал штаб экспедиции, в который ребята присылали свои фотографии (конечно, это рисунки тех героев и эпизодов, которые больше всего понравились детям) и телеграммы: – Мы отплываем на поиски капитана Гранта. – Из Патагонии – в Шотландию: Пока сведений никаких не имеем. Надеемся на удачу. Будем искать капитана по всему миру. – SOS! Нам нужны лошади! – SOS!!! Мы находимся в горах. Мы потеряли Роберта! – Мы на северо-западном склоне Сьерра-Вентона, на реке Гуамини. Помогите! Мы окружены красными волками! – У нас пополнение в составе! Ну и чудак этот Паганель! Что нам с ним делать? – Не верьте Айртону! – Рио-Колорадо разлилась, она затопила все! Мы ведем птичий образ жизни, запасы пищи закончились. – У нас нет питьевой воды! Озеро Салинас и впадающие в него реки пересохли. В бурдюках все выпито! Источников поблизости никаких нет. Умираем от жажды! Телеграммы оформлены необычно: это и рисунки, и послания в бутылках, и SOS-сообщения… Самые важные – сообщения о том, что герой найден! Не в Патагонии, не в Австралии, даже не в страшной Новой Зеландии, а на маленьком острове Табор, затерянном в Тихом океане. Для учителя это сигнал: книга прочитана и можно проводить мастерскую – слет участников экспедиции. На этой мастерской происходит обмен впечатлениями, поиск ответов на главные вопросы: куда, с кем, с какой целью отправились; что приобрели, узнали, чему научились? Мастерская включает внимание с помощью песни Яблоковой “Капитан”. – Куда собрался, капитан, Куда ты, брат, собрался? Погоды нету, капитан, Нигде погоды нет… – Там крик о помощи, милорд, Я слышу – крик раздался. Милорд, я слышу этот крик, Теперь за мной ответ. – Ты что, не видишь, капитан, Ты разве сам не видишь: В такую бурю, капитан, Не выплыть никому? Да ты же вмиг пойдешь ко дну, Как только в море выйдешь! – Я слышал крик, милорд, Мой долг – откликнуться ему. – А что команда, капитан? В дорогу, чай, не рвется? Жена и дети, капитан, – А им что предстоит? – Со мной охотники, милорд, Со мной лишь добровольцы, А дом родной простит, милорд, Мой дом меня простит. Звучит песня, а ребята получают задание: за две минуты объяснить необходимость поисков капитана Гранта: – Нужно всегда откликаться на крик о помощи. – Мэри и Роберт останутся сиротами, если мы не найдем их отца. – Такой человек, как капитан Грант, достоин того, чтобы на поиски отправились его соотечественники: он ведь два года назад отплыл с очень благородной целью, в интересах Шотландии. – Человек должен иметь шанс на спасение. Затем участники слета рассаживаются по группам – экспедициям и делятся воспоминаниями о самых ярких событиях, которые с ними произошли. Звучат рассказы о красных волках-агуарах, о разливе Рио-Колорадо, о птичьем образе жизни на огромном дереве “омбу”, “достигающем футов ста высоты”, об окружении кайманами (крокодилами), о землетрясении, о предательстве Айртона, о смешном Паганеле… Исследовательская работа с текстом романа продолжается в творческих группах. “Исследователи маршрута” бумажными корабликами отмечают путь “Дункана” на карте, которая висит на доске: Глазго – о. Мадейра – … – о.Табор. “Языковеды” объясняют лексическое значение слов, с которыми познакомились во время путешествия: Патагония, кошка-девятихвостка, кубрик, камбуз, абор...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2317
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|