Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок Святая к музыке любовь... - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Интегрированный урок Святая к музыке любовь...


Автор(ы): Живицкая Галина Михайловна, учитель немецкого языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Межпредметная связь :музыка, история, немецкий язык.
Цели занятия :
  • расширение страноведческих знаний по немецкому языку.
  • cовершенствование монологических и диалогических высказываний о значении музыки, о жизни и творчествевеликих композиторов Германии и Австрии.
  • развитие творческих способностей учащихся, их эстетического вкуса, обогащение внутреннего мира детей.
  • воспитание любви и уважения к немецкому народу и немецкой культуре, а также к родной культуре.
  • развивать правильное отношение к музыке и музыкальный вкус,
  • воспитывать чувство прекрасного на основе музыкальных, литературных, художественных произведений.
Техническое оснащение занятия :компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные произведения Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, портреты композиторов, репродукции картин.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
На свете много языков, но лишь одному подвластны умы и сердца людей всей Вселенной. Это язык музыки. Ребята, сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие - музыкальное путешествие по Германии.
Наше путешествие будет не только в пространстве, но и во времени. Мы перенесёмся с вами в 17-19век, когда Германия была одной из самых влиятельных стран Европы. Страна развитой промышленности, богатая историей, давшая миру много выдающихся личностей. Это гении мировой поэзии, музыки, литературы, искусства и науки. . Давайте прослушаем краткую историческую справку о развитии музыкального искусства Германии в 17-19 веке.
Ученик рассказывает о развитии западно – европейской музыки 17-19 века. : 17-век –это начало новой эпохи в музыке, освобождающейся от господства церкви, обретающей всё большое многообразие жанров, форм, красок, выразительных средств. В это время из немецких композиторов и музыкантов широко был известен Георг Фридрих Гендель (1685-1759), который стремился к воплощению в музыке идей героического подвига. Церковь нередко запрещала исполнение такой музыки, но величественные произведения Генделя всё же получили широкое признание. Его творчество оказало большое влияние на Глюка и Бетховена . Рядом с вокальными жанрами развиваются инструментальные. Вслед за органом-королём искусства Барокко, звучащим уже не только во время церковной службы, но и в специальных концертах, выдвинулся клавесин. Для этих инструментов писали музыку Букстехуде Д. , Г. Ф. Гендель и величайший из всех –И. С. Бах. Мощь и патетика органных сочинений оттенялись изяществом клавесинных. Высшего расцвета инструментальная музыка достигла во 2-ой половине 18-века. При дворах немецких и австрийских князей существовали капеллы-ансамбли и оркестры. Их руководители (капельмейстеры) писали музыку для развлечения князей. Вена стала колыбелью классической симфонии и других жанров инструментальной музыки-сонаты, концерта, квартета. В музыке венских классиков Й. Гайдна, В. А. Моцарта , Л. Бетховена -окончательно сложился тот музыкальный язык, на котором “заговорила”вся Европа.
Приближение Великой французской революции оказало огромное влияние на музыкальное искусство. Идеи революционного преобразования мира стали содержанием симфоний Бетховена, проложивших новые пути музыке 19 века. Вскоре появляется и новое направление- романтизм, впервые заявивший о себе в песнях и симфониях Ф. Шуберта. Жизнь человеческого сердца стала главным содержанием его творчества. Композиторы 19в. -страстные борцы за утверждение высокого искусства, воспитывающего людей в духе самых благородных и светлых идей. Они нередко выступают со словом о музыке, поясняя её содержание, стремясь приобщить к ней как можно большее число людей. И сейчас статьи и книги Шумана, Вагнера, Листа помогают нам разобраться в сложном мире музыкальных идей. Романтизм вступает в свой зрелый этап с творчеством Р. Шумана, утверждающим тесную связь музыки и литературы . Беседа учителя с учащимися о том, каким должно быть настоящее музыкальное произведение.
Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова (на экране появляется выражение на немецком языке-“Die Musik ist eine Sprachе die jeder versteht”. Учитель читает эти слова и говорит о том, что это высказывание очень точно передаёт смысл и тему урока. )Далее на экране появляются слова на русском языке:”Музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слёзы и грусть . Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. ’Это свойство музыки составляет её главную прелесть, главную чарующую силу. Она непосредственный язык души”.
(На экране появляется план урока)
  1. Wozu braucht man doch Musik?
  2. Was ist ein richtiges Kunstwerk?
  3. Die grossten Komponisten Deutschland.
На фоне музыки на экране появляются слова:”Jeden Tag horen wir uns im
Rundfunk und im Fernsehen, auf den Strassen und im Kinosaal Musikwerke an. Verschiedene Musikarten, verschiedene Melodien, verschiedene Darsteller. Die anderen bewundern wir, die anderen lassen wir kalt. Warum?
Was ist ein richtiges Kunstwerk?Um diese Frage zu beantwortet, sagen wir welche Musikwerke gibt es? Учащиеся отвечают:ein Lied, eine Opern, eine Sinfonie, eine Romanze, ein Klavirkonzert, eine Orgelmusik, ein Walzer, ein Ballet, eine Popmusik, Rap, Jazz, Heavymetal, Techno, u. a.
Слова учителя:Gut! Und wie soll ein richtiges Musikwerke sein?Wie meint ihr?
Ответы учащихся:
аktuel sein, immer modern sein, optimistisch sein, lebenswichtig sein.
Учитель:Und wie ist seine Sprache? (genau, national, versteandlich, sonnenlicht, klar, genial, lustig u. a. )
Und wir beginnen unsere Reisen in der Stadt Eisenach. (на экране картаГермании )Учитель начинает рассказ на родном языке.
“Когда из Эрфурта едешь в Эйзенах, то примерно через час пути, видишь вдали гору с замком на вершине. Это -Вартбург, старинная крепость тюрингских ландграфов. Теперь здесь музей. (показ крепости Вартбург)
Сотни лет назад, во времена средневековья, в зале Вартбургского замка происходило знаменитое состязание певцов. Из окон замка открывается, захватывающий дыхание вид на окрестные горы, покрытые лесом (пейзаж на экране) и на расположенный у подножия Вартбурга Эйзенах, город в котором 21 марта 1685 года родился Иоганн СебастьянБах. (портрет Баха на фоне его музыки ). Родился здесь в Тюрингии в одном из красивейших краёв Германии, в местах издавна связанных с музыкой. (на экране дом-музей Баха).
Прошло 322 года со дня рождения гениального немецкого композитора
“Не ручей ! Морем он должен был называться” -сказал когда-то о Бахе Людвиг Ван Бетховен.
Здесь игра слов “Бах” по-немецки означает “ручей”. Да, музыка Баха –это действительно море или даже целый океан чувств и мыслей. (на экране портретБаха). Посмотрите на портрет Баха – крупно вылепленное лицо 47-летнего человека, полного жизни. В близоруких глазах, смотрящих из-под густых энергично сведённых к переносице бровей, внутренняя сосредоточенность, а в углах рта – лукавое добродушие. Ну, разумеется, он в парике. К слову сказать, парик служит Баху иногда самым неожиданным образом. Бах вспыльчив , рассказывают, что однажды на какой –то репетиции Бах, обьятый гневом, сорвал свой парик и запустил им в фальшиво играющего музыканта. Впрочем, Бог с ним, с париком; Иоганн Себастьян принадлежал к пятому поколению Бахов, которые вот уже добрую сотню с лишним лет служили музыке во славу своей земли. (слайд немецкой церкви и органа ). Бах любил орган больше всех других инструментов, хотя превосходно играл на клавесине, скрипке, альте. И действительно, какой инструмент сравнится с органом в звуковом богатстве. Молодой музыкант, сидящий за пультом арнштадского органа, чувствует себя повелителем мира звуков. Но он знает, что мир этот вверен ему не для забавы, а для возвышенного и торжественного служения искусству. Бах достиг уже немалых успехов в композиции и игре на органе , но ещё большей была его жажда совершенства. Вот почему в октябре 1705 года, получив у начальства отпуск на месяц, он отправился в Любек поучиться у Дитриха Букстехуде, одного из лучших органистов того времени. От Арнштадта до Любека 350 километров. У Иоганна Себастьяна видно не было денег, чтобы проехать такое расстояние. Он проделал весь путь пешком. Так, по крайней мере , нам рассказывает Форкель - первый биограф Баха . Знаменитое путешествие юноши Баха входит в историю его жизни как одно из свидетельств великой, священной любви к музыke, горевшей в его душе. Дорога ведёт его на север, в сторону Балтийского моря. После долгих дней пути в сероватой мгле холодного утра перед ним встаёт старинный город с башнями и шпилями, воротами и крепостными стенами - Любек, вольный имперский город- порт. (показ Любека ) Иоганн Себастьян идёт по его извилистым улочкам и выходит к знаменитой Любекской ратуше, рядом с которой, на одной из площадей возвышается Мариенкирхе – цель путешествия Баха. Наступило рождество на улицах царило праздничное веселье. В Мариенкирхе звучали праздничные хораллы. (звучит органная Токката и фуга ре минор ). …Замер последний звук музыки, величественной, как мир и взволнованной, как душа человека, потрясённого величием мира , первые слушатели этой музыки были потрясены так же, как каждый из нас кто теперь. почти 320 лет спустя, затаив дыхание слушает органную Токкату и фугу ре минор Бах многому научился у знаменитого органиста и вместо одного месяца пробыл в Любеке четыре, только в феврале Иоганн Себастьян отправился в обратный путь. Глубоким органным тоном звучит музыка в его душе. Он идёт, окрылённый новыми впечатлениями. Но чувства у людей разные и музыка Баха тоже разная. Он с детства почувствовал величие музыки. Когда же сам Иоганн Себастьян стал мастером, людям, слышавшим его игру, казалось, что от музыки исходит облагораживающая сила, способная переродить человека. Недаром её так любят учёные, философы, поэты – все те кому открылся беспредельный мир мысли. Известно, например, как преклонялся перед ней великий учёный нашего времени Альберт Эйнштейн. Он слышал в ней “гармонию Вселенной”
Тридцатые годы 18 века Иоганн Себастьян Бах жил в Лейпциге. Здесь в его обязанности входило “руководить музыкой “ в двух главных церквах города …. Почти каждое воскресенье почтенные жители Лейпцига, их жёны и дети, заполнявшие Томаскирхе, могли слушать какую- нибудь духовную кантату Баха. Сам мастер сидел за органом. Тут же находился небольшой хор, в котором пели ученики Баха - мальчики из школы св. Фомы. И звучала прекраснейшая музыка. (слайд - поющие мальчики из церковного хора). (Рассказ о Бахе на немецком языке, приложение №1)
В жизни самого Баха густо переплетаются тёмные и светлые нити. Его зрение катастрофически быстро ухудшается, врачи констатируют “прогрессирующая слепота “ часто Бах играет “на слух” он не видит нот (к концу жизни Бах был почти слепым).
Что касается службы, то, по его собственным словам, он живёт в Лейпциге в обстановке “злобы”, ”зависти”, и “преследования”(из письма Баха 1730 г. ) Радость и скорбь, свет и мрак, сменяют друг друга и в домашней жизни Баха. Его дом посещает смерть, уносящая одного за другим нескольких его детей. Бах был дважды женат, первый раз на троюродной сестре Марии Барбаре Бах, а после её смерти на молодой певице Анны Магдалены. От двух браков у него было около двадцати детей. Оставшиеся в живых сыновья и дочери были “прирождёнными музыкантами”(из письма Баха 1730 г. )” смею Вас заверить, что из моей семьи можно составить концерт как вокальный, так и инструментальный “- с гордостью говорил Бах. К счастью, от того времени сохранились восторженные хвалы современников искусству Баха . Его называют “князем всех клавиристов и органистов “, пишут стихи в его честь:
“Но ты таких высот, о Бах, достигнуть можешь,
Что путь к бессмертию один себе проложишь. ”
Бах известен гостеприимством, приветливостью, и “нелицемерной любовью к ближнему “, как написал ему в посвящении своих сочинений один музыкант. К Иоганну Себастьяну приезжают музыканты, желающие у него поучиться или получить совет. Иногда возникает важный вопрос :какое искусство важнее - серьёзное, возвышенное или весёлое, развлекающее ? И то, и другое – отвечает Бах своей музыкой, возвышенно- трагической в духовных кантатах и Бах смеющийся в шуточных, весёлых кантатах. ( Звучание мажорной музыки Баха)
Много прекрасной музыки написал Бах, в 19 веке началось возрождение его музыки её повсеместное издание и изучение. Каждое поколение находит в музыке Баха что- то новое, учится понимать её ещё глубже и полнее.
Следующей целью нашего путешествия будет небольшой немецкий город Бонн - родина гениального немецкого композитора Людвига Ван Бетховена, который появился здесь на свет в 1770 году. “Музыка должна высекать огонь из людских сердец “ - говорил Бетховен, чьё творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Творчество Бетховена новый этап в музыке, oh расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает её невиданными доселе контрастами, напряжённым развитием образов. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами : таковы его единственная опера “Фиделио” и музыка к драме И. В. Гёте “Эгмонт” (далее на немецком языке учащиеся рассказывают о жизненном и творческом пути композитора. Приложение №2 ) Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, здесь он ещё юношей восхитил своей игрой В. А. Моцарта, занимался у Й. Гайдна, здесь прославился прежде всего как пианист. Бетховен превосходно импровизировал, а также исполнял свои концерты и сонаты, не уступавшие симфониям по глубине и силе музыкальных идей. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность филосовской лирики , сочный, порой грубоватый юмор– всё это мы можем встретить в бесконечно богатом, всеобъемлющем мире его сонат (всего им были написаны 32 сонаты ). Лирико – драматические образы 14-й (“Лунной”) и 17-й сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжёлый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из– за потери слуха. (звучание 14-й или 17-й сонат ). Но кризис был преодолён ; появление 3 симфонии (1804 год) ознаменовало победу человеческой воли. Грандиозность масштабов нового сочинения ошеломила слушателей. Симфония получает название “Героическая”. В период с 1803 по 1813 создаётся большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Так в знаменитой 5-й симфонии достигает особого накала драматизм борьбы с судьбой. И одновременно возникает одно из самых светлых, ”весенних” произведений - 6-я (“Пасторальная”) симфония, воплотившая образы природы, любимой Бетховеном глубоко и неизменно . Композитор находится на вершине славы. Однако аристократическое общество чуждо Бетховену , вкусы “танцующей” Вены его не привлекают. Ему всё больше нравятся камерные жанры. В вокальном цикле “К далёкой возлюбленной”, последних квартетах и сонатах Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека. Никогда не останавлиясь на достигнутом, стремясь вперёд, к новым открытиям, Бетховен намного опередил своё время. Его музыка была и будет источником вдохновения для многих поколений. (звучание одной из симфоний или сонат Бетховена, на фоне музыки одна из учениц произносит : “Я представляю, что Бетховен играет эту сонату будучи глухим. Он музыку не слышит, но чувствует её всем сердцем. Музыка грустная, и очень трогательная, такая же как жизнь Бетховена”.
(на экране портрет Роберта Шумана и вид города Лейпцига)
Учитель или ведущий продолжает: Наше путешествие снова ведёт нас в старинный немецкий город Лейпциг. С именем Роберта Шумана – великого немецкого композитора – связаны самые большие завоевания романтической музыки. Способность глубокого и тонкого проникновения в жизнь человеческого сердца , желание увидеть в жизни чудесное и необыкновенное, скрытое от равнодушных обывателей; Мечтатель и выдумщик Шуман очень любил детей и много писал о них и для них. Его фортепьянные пь...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.26 | Просмотров: 1347

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340