Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования


Автор(ы): Писарева Елена Витальевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В настоящее время заметно возрастает качество образования как важного фактора экономического и социального прогресса общества. Центральными тенденциями обеспечения качественного образования становится ориентация на запросы учащихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом “качество образования” до сих пор не имеет четкого определения. В философии качество означает сущностные свойства вещи, отличающие её от других. В теории социального управления качеством называют уровень достижения поставленных целей, степень удовлетворения ожиданий потребителя. В педагогике укоренилось понимание качества образования как соотношение цели и результата. [9]
С.Е. Шишов и В.А. Кальней связывают качество образования с достижением цели развития и формирования “гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности”. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010года” указано, что качество образования отражается не только в сформированных у обучающихся знания, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правовом самосознании, духовности, толерантности, коммуникабельности, готовности к личному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях поликультурного взаимодействия. [5,9]
Т.А. Строкова (2003) предлагает определить качество образования как совокупность оптимально сочетающихся его важнейших характеристик, отражающих уровни достигнутых количественных и качественных результатов, организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и созданных для него условий, отвечающих интересам государства и общества и удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся.
К критериям оценки качества результатов образования относят следующие аспекты: школьная и внешкольная успеваемость; здоровье; социокультурное развитие учащихся. Приоритетным направлением государственной политики в области образования, согласно закону РФ “Об образовании”, является состояние здоровья школьников России. Из полученных данных (Смирнов Н.К., 2006) следует, что за последние десять лет по России заболеваемость детей выросла в 1,4 раза. Большую группу составляют дети, находящиеся “между здоровьем и болезнью”, т.е. дети с дезаптационными нарушениями. Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. Эту проблему необходимо решать за счет грамотного подбора здоровьесберегающих технологий, где существенную роль должна играть школьная психологическая служба. Именно психолог может сделать для здоровья школьника больше, чем любой врач. В его арсенале есть много методик, способных вывести человека из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д. Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:
Музыкотерапия – использование музыки для:
а) расслабления и успокоения (применяется музыка Шопена, Шуберта);
б) активизации эмоциональной сферы (музыка Чайковского, Моцарта);
в) философского настроения (фуги Баха);
г) призыва к действию (музыка Бетховена, Вагнера);
д) коррекции эмоционального состояния (мелодии со всевозможными звуками природы: пением птиц, шумом дождя и другие).
Ароматерапия (бытовая) – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях. Критерии подбора аромата: “одобрение запаха”, соблюдение дозировки, отсутствие аллергии к аромату. При применении эфирных масел целесообразно использовать ароматическую лампу и следующие ароматы:
а) антидепрессанты: жасмин, лаванда, сандал;
б) при переутомлении: апельсин, эвкалипт, ель;
в) при страхе и плаксивости: роза, мандарин, корица и т.д.
Цветотерапия – использованием цветовой визуализации:
а) при депрессии: желтый, оранжевый цвета;
б) при тревожности: синий, зеленый цвета;
в) для снятия страха: зеленый, розовый, голубой цвета
Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. Основными методическими приемами танцевально-двигательной терапии (по Т.А. Шкурко, 2003) могут быть: 1)использование спонтанного танца (индивидуального, группового, диадного); 2) использование кругового группового танца, где танец выполняет следующие функции: снижение тревожности, возникновение доброжелательной атмосферы, сплочение группы; 3) целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие; 4) ритмичная групповая активность, используемая в целях создания определенной атмосферы в группе; 5) кинестетическая эмпатия или “отзеркаливание”.
Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
В нашей школе психологической службой была предпринята попытка применения этих методов. Их выбор был обусловлен тем, что данные психологические методики
- являются краткосрочными и эффективными;
- универсальными как при индивидуальной, так и при групповой работе;
- могут применяться как для учеников, так и для учителей;
- создают эмоционально-психологический климат в группе;
- способствует улучшению качества образования.
Нами использовались эти методики в комплексе. Основной упор делался на групповую работу при исследовании школьной дезадаптации и её коррекции в 1-ом классе, в среднем звене при развитии творческого потенциала личнос...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.27 | Просмотров: 1355

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340