Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Использование активных форм обучения при изучении темы Управление предприятием в современных условиях в 10-м классе. Интегрированный урок по экономике и психологии
Автор(ы): Ландякова Елена Владимировна, учитель экономики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: Определить индивидуально-психологические способности менеджера. Выявить организаторские способности. Овладеть ораторским искусством, научиться убеждать в своей правоте. Научить самоанализу, дать оценку своей пригодности к избираемой профессии. Оборудование урока: Листы бумаги, карандаш, карточки с заданиями для групп, тесты, таблица. Ход урока. 1.Орг.момент. Проверить готовность класса к уроку, объявление целей урока, постановка задач. 2. Повторить определения: а) что такое менеджмент; б) кто такой менеджер; в) кто такой предприниматель. 3. Вступительное слово. Учитель экономики: Менеджмент опирается на социально-психологические исследования, практику регулирования управленческих процессов и деловых игр, а также на конкретный опыт. Использование индивидуальных устремлений и наклонностей каждого работника для решения задач стоящих перед организацией в целом,- вот критерии, по которым оценивается эффективность организации труда. Школьный психолог: Современный менеджмент предполагает наличие у менеджера индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих эффективное управление трудовой деятельностью коллектива. Учитель экономики: Игра “Менеджер ли я” Игра проводится со всем классом. В течение 5-10 минут участники записывают на листе бумаги в двух колонках, какие качества должен иметь человек, выбирающий себе профессию менеджера, и какие качества ему мешают (9-10 пунктов). После этого надо определить степень важности каждого из качеств. Для этого их нужно разбить по номерам, присваивая наиболее важному качеству номер 1, и т.д. Также следует поступить и с отрицательными качествами. Затем эти листы сдаются учителю. Психолог раздаёт всем участникам новые листы, где определение необходимых качеств для менеджера проведено профессионалами в этой области (Приложение № 1). Учащиеся могут сравнить свой взгляд на проблему с профессиональным. Затем уже в этих листах они должны оценить ранг данных качеств, проставив порядковые номера. После этого листы сдаются. Данные по обоим заданиям обрабатываются. Их результаты обсуждаются в классе. Психолог вместе с учащимися делает вывод: чтобы обеспечить эффективное управление трудовой деятельности менеджер должен: Уметь: ставить перед собой четкие цели; предвидеть события; управлять собой; влиять на окружающих. Знать: социальные и экономические законы развития; особенность социальной обстановки; принципы эффективного управления; методы активизации трудовой деятельности. Обладать: способностью быть лидером; высокой нравственностью; сознанием социальной значимости; физическим здоровьем. Психологи утверждают, что положительный результат деятельности коллектива считается обеспеченным, если менеджер проявляет себя: - реалистом – объективно оценивает окружающую действительность, имеет свою точку зрения по фактам и событиям;
- неравнодушным – не проходит мимо фактов, оказывающих влияние на результаты;
- способным к самореализации, самоконтролю – умеет организовывать деятельность, демонстрирует эмоциональную сдержанность и выдержку;
- жизнерадостным – имеет всегда хорошее, ровное настроение, словом и делом положительно влияет на окружающих;
- целеустремленным – понимает общие задачи и видит пути их решения;
- внимательным к людям – умеет слушать и ценить мнения других, замечать перемены в настроении каждого члена коллектива;
- требовательным к себе и подчиненным – не допускает сознательного нарушения установленных правил и требует их выполнения от других;
- справедливым – воздерживается от проявлений симпатий и антипатий к сотрудникам и партнерам.
Игра “Незаконченное предложение”. Управлять это значит ... (продолжить предложение предлагаемыми вариантами: руководить, вести за собой, быть лидером) Давайте посмотрим, обладаете ли вы этим качеством. Узнаем кто из вас ведущий, а кто ведомый. Тест “Кто вы ведущий или ведомый?” (Приложение № 2) Подведение итогов теста. Продолжим познавать себя. Мелодия вашего поведения – психогеометрический тест. Посмотрите на пять фигур: Рисунок 1. На листе бумаги нарисуйте ту фигуру, которая вас привлекает в первую очередь, затем проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место это – ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым, будет представлять для вас наибольшие трудности (Приложение №3). По итогам двух проведенных тестов выявлены лидеры (это ведущие треугольники). Чтобы убедиться в точности определений проведем еще небольшую игру. Игра “Идея”. Цель: выявить организаторские способности, овладеть ораторским искусством, научиться убеждать в своей правоте. В игре участвуют лидеры, т.е. 4-5 человек. Учитель экономики объявляет задание: каждый из вас является руководителем фирмы, партии, института, страны и т.п. (это они определяют сами). Каждый из вас должен выдвинуть свою “идею”, возможно, самую фантастическую, и привлечь как можно больше сторонников этой идеи. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Формы агитации могут быть самые разнообразные: лекция, презентация, наглядная агитация, реклама, индивидуальная беседа. Пока руководители готовятся, учитель экономики проводит беседу с остальными из цикла “ Это интересно”. В книге “Секреты бизнеса для всех” Мак Кормак приводит “десять причин пробуксовки карьеры” сотрудника, на которого фирме трудно рассчитывать: - Незнание того, для чего вас взяли на работу;
- Слишком медленное исполнение;
- Игнорирование “принципа Питера” (продвигаясь вверх, любой работник, в конце концов, достигает уровня своей некомпетентности);
- Пренебрежение корпоративной культурой (“вы же не будете ходить в свитере, когда все вокруг ходят в белых рубашках”);
- Желание нравиться всем и каждому. (“Решения должны диктоваться ситуациями, а не симпатиями и личными чувствами”);
- Неумение защитить себя при появлении нового босса;
- Разбалтывание своих сокровенных мыслей;
- Непоследовательное поведение;
- Перекладывание вины на других;
- Требование от сотрудников того, чего не делаете сами.
В той же книге приведены характерные признаки семи наиболее опасных для фирмы работников: - Гото...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.27 | Просмотров: 1634
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|