Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Информационные технологии на уроках экономики и обществознания - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Информационные технологии на уроках экономики и обществознания


Автор(ы): Волков Владислав Константинович, заместитель директора по учебной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Данная статья - небольшое пособие, написанное с целью оказания помощи школьным учителям общественных дисциплин (прежде всего обществознания, права и экономики) в внедрении современных информационных технологий. В ней представлены поурочные разработки, предполагающие проведение нетрадиционных уроков с использованием игровых форм обучения на основе использования компьютерных программ – социально-политических симуляторов.
Читателю, наверное, не будет понятен ход дальнейших моих рассуждений, если он не имел ранее дела с компьютерными играми – экономическими и политическими симуляторами. Предложенные в данной статье поурочные разработки основаны на использовании игры «Тропико» или её более совершенной версии «Тропико – сказочный остров». "Тропико" - совместное издание фирмы "1С" и компании "Логрус" TROPICO - картинка, срисованная с Кубы периода 50-60 годов. В начале игры у вас в распоряжении порядка 500 подданных, земля, густо покрытая тропическим лесом, и, естественно, государственная казна. Как вы будете всем этим добром распоряжаться - исключительно ваша забота. Число вариантов практически ничем не ограничено и Вам придётся: бороться с торговым дефицитом, строить школы, церкви, аэропорт; развивать промышленность и туризм, создавать рабочие места и заботиться о том, чтобы у каждого Педро на завтрак был не кусок хлеба, а бутерброд с маслом. При этом вы все равно не будете идеальным правителем никогда по двум причинам. Во-первых, каждый в начале игры выбирает для своей характеристики как минимум два недостатка (общее число - около пятидесяти). Во-вторых, подданных много, а денег мало. Даже при всей вашей гиперответственности и заботе кто-то обязательно останется недоволен. Да и реакция населения далеко не мгновенна - латиносы люди южные, им долго думать надо, прежде чем они поймут, что их Эль Президенте очень даже неплохой диктатор. Иными словами, доброе дело за неделю до выборов вряд ли поднимет ваш рейтинг, тут все заранее делать надо. В любом случае президенту можно даже открыть счет в швейцарском банке и жить себе тихо-спокойно, не полагаясь на обожание тропиканцев.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Приняв роль "хорошего" правителя, вы рискуете заработать лишние седые волосы и пару продольных морщин на лбу. Вопрос "ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ" будет преследовать вас повсюду. А денег всегда будет не доставать. Да и откуда их может быть много, если, кажется, вся жизнь на острове вертится в рамках заколдованного круга? Торговый дефицит ликвидируется исключительно за счет экспорта сигар и рома. Только табачных денег явно не достаточно, чтобы строить аэропорт, развивать инфраструктуру и промышленность. Принимается судьбоносное решение о вырубке некоторой части дорогостоящего тропического леса для высвобождения новых средств. Вы уже мечтаете о том, как построите аэропорт, как благодарные туристы толпами повалят в Тропико и радостно будут прощаться с хрустящими купюрами в бассейнах, аквапарках и ресторанах, но тут ваши грезы обязательно прервет отборная ругань с площади, из которой вы узнаете, что вы изверг, губитель природы и отбираете у нищей страны последний ценный ресурс.
Вообще с населением можно "договариваться" по-разному. Можно выведать, что тревожит недовольных, и принять соответствующие меры. Например, если инженерам надоело продираться сквозь заросли джунглей по дороге на работу, почему бы не сделать людям приятное и не проложить цивилизованную дорожку? Можно "убрать" непокорных чужими руками или устроить открытые гонения - тут уж вам решать, вы ведь диктатор, в конце концов. Жестоких правителей народ побаивается, но вполне вероятно, что через несколько лет президентства они вас так возненавидят, что в щепки разнесут ваш дворец и повесят вас на флагштоке сушиться рядом с табачными листьями.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
В области внешней политики вы будете зависеть от указки двух супердержав - России и США. Если вы будете вести себя вызывающе, они могут попытаться "посоветовать" вам, как руководить страной. Если отвергнуть их рекомендации, они могут наложить эмбарго, прекратить финансирование, и даже будут защищать свои интересы при помощи военного флота. И берегитесь выступать против одной державы, не заручившись поддержкой другой - вас попросту сотрут в порошок. Так что издавайте указы, живите себе в удовольствие и не забывайте вовремя готовиться к выборам. Подробнее о данной игре – стратегии и её модификациях можно прочитать на официальном сайте игры по адресу http://games.1c.ru/tropico/
Проблемы, решению которых способствует данная форма работы учащихся на уроках.
Данный проект направлен на повышение качества школьного обществоведческого образования через широкое внедрение информационных технологий, проектных методов обучения, повышение мотивации учащихся к изучению обществоведческих дисциплин. Особое внимание в проекте уделено использованию экономических симуляторов, методическому сопровождению их внедрения в школьное обществоведческое образование. Экономические и политические симуляторы (игры – стратегии, «симулирующие» виртуальное государство, которым следует управлять, проводя конкретную внутреннюю и внешнюю политику, проводя экономические и социальные реформы) могут быть использованы на практических занятиях в рамках школьного курса обществознания в 10 – 11 классах, основ рыночной экономики. Нами также разработаны элективные курсы для предпрофильной подготовки (9 классы). Экономико-политические симуляторы могут быть использованы учителями обществознания и экономики как для организации фронтальной работы с классом, так и для групповых и индивидуальных занятий. Возможна самостоятельная работа учащихся на дому (при наличии персонального компьютера). Реализация проекта позволит соединить воедино преимущества проектного метода обучения и ИК технологии, будет способствовать развитию пользовательских навыков учащихся и учителей. Реализация проекта преследует не только обучающие цели. В нём заложен значительный потенциал воспитательного характера. Внедрение в практику преподавания обществознания в школе экономико-политических симуляторов позволяет успешнее, чем при традиционных подходах достигать следующих целей:
  • Повысить интерес учащихся к экономике, обществознанию.
  • Значительно повысить практическую направленность курса экономики, обществознания Развить навыки социальной коммуникации, повысить правовую и политическую культуру учащихся.
  • Реализация данного проекта способствует успешной политической социализации учащихся, формированию активной гражданской позиции, становлению в нашем обществе политической культуры участия, становлению гражданского общества и правового государства.
  • Через примеривание на себя «исторических масок», «костюмов» и происходит воспитание историей, воспитание гражданских качеств, активной жизненной позиции, воспитание личности – атома формирующегося в нашей стране гражданского общества.
  • Работа в составе правительства виртуального государства будут способствовать развитию навыков социального общения, формированию демократической политической культуры учащихся, политической толерантности.
Педагоги, изъявившие желание внедрить данную технологию в свою практику, могут сделать это без дополнительного образования и курсовой подготовки в несколько этапов. Первый этап – самообразовательный. Он связан с приобретением, изучением программы, её интерфейса и возможностей. Второй этап – ознакомление учащихся с программой, использование её при фронтальной работе с классом. (Рекомендуем создание дополнительной игровой ситуации через формирование с классом виртуального «кабинета министров» с последующим «дележом» министерских портфелей по отраслям экономики и ведомствам). Больше подходит для этого нетрадиционная форма урока в виде заседаний кабинета министров. Учащиеся побуждаются к обязательному использованию в контексте своих программных выступлений соответствующих обществоведческих терминов, что немаловажно для подготовки к ЕГЭ. По завершении каждой игры проходит «разбор полётов» - рефлексия, в ходе которой анализируются причины удач или неудач тех или иных реформ, начинаний. Внутренняя и внешняя политика государства подвергается всестороннему анализу, выявляются причинно – следственные связи, вырабатываются рекомендации для следующего состава кабинета министров. ( Второй этап по времени может занять 3–4 часа урочного времени – 2 недели). Предполагаемый результат – вызвать интерес учащихся, организовать принятие учащимися целей данного вида учебной деятельности, ознакомить их с интерфейсом программы, побудить их к самостоятельному изучению экономического симулятора, организация групповой работы по логической схеме: целеполагание - осознанная «политическая» деятельность – рефлексия. В качестве главы кабинета министров пока выступает педагог (хотя возможны варианты в зависимости от состава и уровня подготовленности учеников).
Третий этап – самостоятельное «правление» учащихся. Структура и логика деятельности совпадают с вторым этапом. Деятельность учителя по отношению к учащимся более индивидуализирована. Могут ставиться конкретные задачи правления, такие как, - превращение государства Тропико в международную туристическую Мекку, привлечение иностранных инвестиций, достижение социального равенства и благоденствия для всех жителей Тропики, социальная и политическая стабильность – борьба с политическим экстремизмом, предотвращение революции и т.д.. Главная задача учителя и игры – добиваться от учащихся принятии осознанных политических решений, развитие умений строить футурологические прогнозы, мыслить по государственному. Предполагаемый результат - формирование политической культуры, умения принимать взвешенные решения, предвидеть последствия. Закрепление теоретического материала, терминологии. Расширение активного словарного запаса учеников. В заключение учащиеся могут выступить с подготовленными «посланиями президентов», в которых проанализируют своё правление, наметят планы и направления развития государства. Возможно проведение пресс-конференций, круглых столов и др. форм уроков.
Опыт работы с использованием данных программ показал, что более эффективны спаренные уроки или же данная форма работы должна быть использована на ряде уроков подряд, - блоками (до 3 уроков в блоке). Благо, что программа «Тропико» имеет возможность сохранения игры на любом её этапе с возможностью дальнейшего возобновления. Поэтому поурочные разработки, представленные в данном издании имеют блочную структуру.
Урок 1. Вводный
Цель урока: Познакомить учащихся с политическим симулятором «Тропико», вызвать к нему интерес; обобщить основные особенности истории народов и государств в целом, выявить главные факторы их развития. Главная проблема – показать, что особенности социально - экономического развития народов зависят не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности ряда факторов. Продемонстрировать учащимся возможности игры «Тропико», познакомить с её интерфейсом, «инструментарием». На первом же уроке можно поставить перед классом игровую задачу – превращение государства Тропико из аграрного государства в аграрно – индустриальное, дабы в процессе совместного моделирования освоить инструментарий управления игрой.
ТСО: Игровая программа «Тропико», компьютер не ниже уровня Пентиум 3, проекционное оборудование (телевизор с S-video, при наличии S-video-выхода на компьютере или лазерный проектор, или же - интерактивная доска). Наиболее оптимальным вариантом по цене, качеству и себестоимости эксплуатации является телевизор диагонали 74 см., подключаемый в качестве монитора, обращённого к классу.
Ход урока
Устанавливаем режим игры, задачи и условия правления, следуя указания программы. Например – достижение благоденствия для всех, проведение – свободных выборов – как обязательное условие правления и т.д.. Далее, уже с началом игры, учащимся предлагается изучить социально экономическую ситуацию на острове. Для этого в программе предусмотрен ЖУРНАЛ, который содержит статистическую информацию, отражающую динамику развития сельского хозяйства, туризма, промышленности, данные о средней зарплате, разбросе доходов, настроениях народа и т.д. Всего около 30 показателей. Вся полученная информация позволит поставить перед учащимися следующую учебную задачу, - выработать программу реформ, призванных модернизировать экономику, ослабить социальную напряжённость в государстве «Тропико». Учитель может попросить учащихся провести исторические параллели с Россией, попросить их вспомнить периоды истории нашего государства, когда перед нами стояли аналогичные ситуации. Наиболее подготовленные учащиеся, возможно, смогут мобилизовать исторический опыт реформ (индустриализации 20-30-х гг. XX века и др.).
На начало игры в бюджете государства будет только 10 000 условных денежных единиц. Это уже побуждает поставить перед классом ряд вопросов: где взять деньги на индустриализацию? Каковы будут источники первоначального накопления капиталов? Где взять необходимые для этого квалифицированные кадры? Как решать проблему почти поголовной неграмотности населения Тропики? К каким зарубежным странам обратиться за помощью? Как быть с весьма значительным влиянием духовенства на население при относительно малочисленном электорате других политических сил – милитаристов, коммунистов, зелёных, партии капиталистов? И как наконец удержать власть, укрепить её легитимность? Ведь на острове возможны восстания, экстремистские лозунги звучат из уст некоторых тропиканцев. Может их подкупить, убить в лучших традициях макиавеллизма? Эти и многие другие вопросы неизбежно встанут перед учащимися в ходе игры. Задача учителя будет состоять в том, чтобы придать игре осмысленность, побуждать учащихся разрабатывать «политические программы», предлагать их к общему вниманию, отстаивать аргументировано собственную позицию, оценивать достигнутые результаты. В ходе урока учитель побуждает использовать термины, пройденные ранее, расширяя их активных политический словарный запас. Для этого я практикую запись на доске терминов, которые учащиеся должны стараться использовать в контексте. Эта форма работы актуальна и для того, чтобы подготовить учащихся к такой форме экзаменационного испытания, как эссе (в ходе ЕГЭ по обществознанию).
Примерный список терминов: легитимность, модернизация, реформы, социальная политика, экономическая политика, внешнеполитический курс, власть, плюрализм, толерантность, индустриализация, совокупная покупательная способность, инвестиционная привлекательность, социально-экономическая стабилизация и т.д..
Игра длится примерно 30 мин. Поэтому первоначально в настройках игры её продолжительность устанавливаем на минимум, а скорость на максимум. Этого достаточно, чтобы добиться определённых результатов правления и завершить урок рефлексией, в ходе которой класс пытается дать анализ причин успехов и неудач правления. На этом этапе незаменимым помощником учителя является журнал, имеющийся в игровой программе, который, который ведёт статистику, в том числе уровня жизни тропиканцев, их настроений, отношения к властям.
PS. Проведение данной игры требует от учителя владения компьютером на достаточно высоком уровне, высокой скорости реакции, высокого уровня распределения внимания и совершенного знания игрового интерфейса программы «Тропико», т.е. ориентации в «игровом мире» программы.
Урок 2. Практическая работа.
Цель урока:
Привить учащимся навыки самостоятельной работы с игровой программой, самостоятельного принятия решений...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.27 | Просмотров: 1965

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340