Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Роль семьи в воспитании юного человека - Работа с родителями - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с родителями

Роль семьи в воспитании юного человека


Автор(ы): Грищенко Наталья Леонидовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На входе в одну из египетских пирамид высечена надпись, что человечеству грозит гибель, если оно не захочет изучать мир и свою собственную сущность. А для этого ему необходимы интеллект (умение получать, анализировать информацию и делать на ее основе заключения) и творческие способности (образное мышление, пространственное воображение). Человечество за тысячелетия изобрело самый лучший способ для их развития – читать!
Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии. Первые способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь большой объем памяти и творческое воображение, лучше владеть речью. Читатели точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты, более критичны и самостоятельны в суждениях и поведении. «Не все читатели являются лидерами, но все лидеры – читатели» (Брайан Трейси)
Но в современном обществе, где бушуют гигантские информационные потоки, чтение отступает под натиском телекоммуникационных средств. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и юношеским чтением, которое выпало из круга досуговых предпочтений детей и подростков. Евгений Баханов, заместитель председателя Редакционного совета концепции Национальной программы «Чтение», пишет: «Еще два-три поколения, и мы будем иметь не читающую нацию, стремительно теряющую свой интеллектуальный потенциал со всеми вытекающими для России последствиями: утратой позиций в мировой культуре, науке, экономике, политике…»
Вернуть книгу в руки ребенка непросто. Специалисты всерьез обеспокоены тем, что более легкие, увлекательные занятия, связанные с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, составляют серьезную конкуренцию чтению.
Проблеме соотношения чтения и средств массовой информации посвящено много исследований. Озабоченность вызывает падение у детей интереса к чтению и рост «теле смотрения».
Это безобидное времяпрепровождение вполне устраивает и детей, и родителей. В самом, деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, никуда не лезет и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.
Первое из таких последствий – отставание в развитии речи. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их словарный запас беден и примитивен. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.
Однако, при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит разговор. Разве это не способствует речевому развитию?
Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание словосочетаний. Овладение речью в раннем возрасте происходит в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, участвует в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но всеми мыслями и чувствами. Ответные высказывания ребенка возникают только на живую адресованную ему речь. Речевые звуки, не обращенные к нему лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, она не становится «своей».
Вторая особенность – неспособность детей к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации».
Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении: ребенок сверхактивен, ен может заниматься никаким делом подолгу, усидеть на месте. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако воспринимают их поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых ассоциаций.
Третий аспект, отмеченный педагогами – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-либо занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Отсутствие внутреннего содержания отражается и на их отношениях. Замечено, что общение со сверстниками становится все более формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку и ждать новых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство разрастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко увеличилось. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность этих «шалостей». При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.
Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу.
Неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, ен готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда телевизор поглощает все силы и внимание малыша и подменяет для маленького ребенка общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее, деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.
Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в это время в дальнейшем практически невозможно. Возраст дошкольного и раннего школьного возраста – зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание уже будет построено, нельзя. Если фундамент испорчен или искривлен, дом будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться.
Сажая малыша перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые нарушают основной закон развития психики ребенка. Этот закон открыт Л.С. Выготским. Суть его в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Внутреннюю суть вещей ребенок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог, постоянно подстраивается под его состояния, настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности.
Никакие технические средства, никакие даже саамы совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого че...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.27 | Просмотров: 1192

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340