Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проект Мифологические верования древних славян - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Проект Мифологические верования древних славян


Автор(ы): Хуснутдинова Марина Робертовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  1. Познакомить учащихся с технологией создания проекта по славянской мифологии.
  2. Обучать коллективной работе.
  3. Развивать устную речь; умение работать с различными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, ресурсами Интернет.
  4. Развивать творческие способности в учениках.
  5. Воспитывать уважительное отношение к культуре древних славян.
Оборудование: Мультимедийная аппаратура, СD проигрыватель, презентации учителя и учеников, выполненные к уроку.
Работа проходит в конференц-зале гимназии. Класс заранее поделен на группы, к работе над проектом ребята готовились самостоятельно и в группах.

Ход работы.

1. Слово учителя.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей- то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера» («народ»- это одно из значений древнеславянского слова «язык»).
(Приложение 1, слайд 1)
Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим, по их мнению, все вокруг. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга.
В далекие времена, когда основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители - дикие животные. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было свое священное животное (тотем).
Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество.
Хозяином языческого леса был Медведь – самый сильный зверь.
Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия.
(Приложение 1, слайд 2)
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. (Приложение 1, слайд 3)
Среди домашних животных древние славяне более других почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Образ солнца- коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком- изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Подкова, найденная на дороге и подвешенная с внутренней стороны двери, до сих пор считается могучим оберегом. (Приложение 1, слайд 5)
С течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом. О ни населяли не только леса и воды. Известно немало божеств- домовых, а также доброхотов и доброжилов. (Приложение 1, слайд 6)
О них стоит поговорить подробней.
Считалось, что домовые живут либо в подпечье, либо в лапте, подвешенном для него на печь. В новый дом домового переносили в горшке с углями из старой печи, приговаривая при этом : «Домовой, Домовой, пойдем со мной». Домовой покровительствовал хозяйству: если хозяева были старательны, он к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой.
Изображения домовых вырезались из дерева и представляли собой бородатого человека в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков- прадедов, пращуров. Выражение «Чур меня!» означало просьбу: «Предок, охрани меня!»
На Руси верили, что домовой схож лицом с хозяином дома, только руки у него покрыты шерстью. В Беларуси его почитали в образе настоящего, живого ужа, живущего под печью; хозяйки называли его господариком и угощали молоком.
Часто изображения домовых вырезались из дерева и выставлялись во дворе или на крыше дома на высоком шесте. Считалось, что так дом находится под постоянным покровительством домового.
В некоторых северных русских селах бытовали поверья о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также дворовый, скотник и кутной бог, для них в углу хлева оставляли немного хлеба и творога, а также овинник- хранитель запасов зерна и сена.
(Приложение 1, слайд 7)
С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные боги. Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Дажьбог (Даждьбог) – бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая.
(Приложение 1, слайд 8)
К древнейшему земледельческому культу Матери- Земли восходит общеславянское почитание Мокоши (Макоши)- богини земли, урожая, женской судьбы, великой Матери всего живого.
В развитой славянской мифологии высшим богом стал громовержец Перун. Он представлялся в образе седого и златоусого воина. Он едет по небесам на колеснице или верхом на коне и мечет оттуда стрелы- молнии.
Наиболее выразительно поклонение Перуну как высшему божеству, проявлениями которого являются другие боги, отразилось в языческом Збручском идоле. (Приложение 1, слайд 9). Этот уникальный памятник древнерусской скульптуры отражает воззрения древних славян на структуру мира и иерархию богов. У идола четыре лика, каждый из которых соответствует одному из божеств славянского пантеона.
С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна - к нему, даже поверженному, проявили уважение: идол был спущен в Днепр, и эскорт из 12 дружинников сопровождал его до порогов в соответствии с одной из форм славянского погребения, когда покойника помещали в ладью и пускали вниз по реке. Так свергнутый бог был похоронен, как умерший человек.
Широкой известностью пользовались у славян божества и духи, связанные со сменой времен года. Их почитание, как правило, ограничивалось празднествами в честь перехода от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени, а также зимнего солнцеворота.
В день зимнего солнцестояния надо было помочь солнцу набрать силу- потому крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, которые символизировали светило. Чтобы зима была не слишком с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1466

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340