Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Формирование экологической культуры у обучающихся пяти–восьми лет через поисково-познавательную деятельность
Автор(ы): Чаленко Ольга Луковна, зав. методическим отделом
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”. /Ян Амос Каменский/ Последние десятилетия прошедшего века – время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования. Проводились посвященные этому конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В настоящее время в этой области просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья учебно-воспитательного процесса, выражающееся в создании детских экологических объединений, возрастании числа экологических центров, колледжей, лицеев и т.д., то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к выводу, что вне поля зрения остается нечто существенное, без чего невозможно значительное повышение уровня экологической воспитанности школьников. А также, в настоящее время экология как предмет вводится в старших классах школы, идет экологизация других предметов, издаются учебники для школьников, студентов. При этом специалисты в области экологического образования часто воспринимают дошкольное звено несерьезно. Однако, как это не парадоксально звучит, в настоящее время именно в дошкольных учреждениях создаются оптимальные условия для экологического образования. Ведь основы мировоззрения, базовые личностные качества ребенка формируются именно в этот период, а в дальнейшем лишь развиваются. В начальной школе экологическое образование осуществляется преимущественно через различные предметы (“Природоведение”, “Экологию”, “Окружающий мир”). На практике основное внимание по традиции уделяется получению знаний и их механическому воспроизведению. Этому способствуют и жестко регламентированные по времени уроки, и большое количество учеников в классах. Крайне мало времени уделяется в деятельностному подходу, непосредственному общению детей с природой, их участию в практической и экспериментальной работе. И хотя ряд авторов школьных учебников, в частности, Н.Ф. Виноградова, подчеркивает необходимость интегрированного подхода к естественнонаучному, экологическому образованию младших школьников, на практике этот принцип все еще редко реализуется. В общей системе экологического просвещения, обучения и воспитания подрастающего поколения немалую роль играют детские объединения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно в этом возрасте (да и легче) формируется основа правильного отношения к природе, труду, обществу. Именно с раннего возраста нужно приобщать детей к любви, нежности, состраданию к окружающему миру. Именно с раннего возраста появляется понимание человека как существа неразрывно связанного с природой, которое должно нести ответственность за свои действия. Но экологическое образование, познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребенок знакомиться с природой в процессе непосредственного общения с ней, экспериментирования, наблюдения и т.д. Данный опыт заключается в том, чтобы сформировать экологические знания и экологическую культуру у обучающихся 5-8 лет путем поисково-познавательной деятельности и постоянного общения с живыми объектами ДЭС. На Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. В Рио-де-Жанейро, были сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяется к реализации этих идей. Основная задача устойчивого развития – сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Для этого всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими видами. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников: Постановление Правительства РФ “О мерах по улучшению экологического образования населения”, 1994 г.; Постановление “Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации”, 1994 г. В 2000 г. Разработан проект “Стратегии экологического образования в Российской Федерации”, в котором дошкольникам и младшим школьникам посвящен отдельный раздел. Достичь целей, декларируемых в концепции устойчивого развития, можно только через образование. Именно поэтому и в “Концепции устойчивого развития России” выделен раздел “Экологическое образование, экологизация общественного сознания”. В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей. Прежде всего, мы должны уделять внимание следующим вопросам: - формированию понимания самоценности природы;
- осознанию ребенком себя как части природы;
- воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы “цепная реакция”;
- пониманию того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;
- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоению основ экологической безопасности;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома, в детском саду, школе. Программа дополнительного образования детей “Мир вокруг нас” помогает ребенку получить новые знания, умения через поисково-познавательную деятельность и постоянное общение с живыми объектами мини-зоопарка Детской Экологической станции, помогая тем самым сориентироваться и определиться в дальнейшем выборе детского объединения более узкой направленности. Программа “Мир вокруг нас” является авторской (приложение 1). При ее написании основывалась на собственном опыте работы, и на программу для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (г. Москва, 1983 г.), где большая часть предусмотрена для практических работ в природе и (экскурсии, наблюдения, проведение различных опытов, исследований). В основу программы был положен опыт деятельности Санкт-Петербургского зоопарка (КЮЗ), где изучение и наблюдение за животными и растениями проводятся в искусственно созданных условиях и Дарвинского государственного музея. Новизна опыта заключается в том, что занятия проводятся не на основе таксидермических экспонатов, а на живых объектах. Как показывает опыт, они отличаются повышенной эмоциональностью и познавательной направленностью. Детей привлекают особенности движений, голосовых сигналов, способов поведения животных, их реакция на возникшую опасность, проявления чувства к людям, забота о потомстве. А также, новизна опыта еще в том, что занятия построены таким образом, что ребенок получает новые знания прикладывая свои усилия, а не получает их в готовом виде. Изучение нового материала проходит в процессе активной творческой деятельности, основывается на личном опыте ребенка. Это важно, потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Опыт показывает, что даже проявляющаяся спонтанно поисковая, исследовательская активность детей может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями. Но несложно заметить, что этот процесс наиболее эффективно протекает в условиях специального обучения. Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения используются самые разные методики и формы проведения занятий: игра, проведение простейших опытов, экскурсии, наблюдения, проблемные ситуации и вопросы, практическую и лабораторную работу, творческие задания. Активно включаются в занятия экологические сказки, которые являются не только познавательными. Они повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Сказки расширяют экологический кругозор, воспитывают человечность, доброту, ответственное отношение к людям, к природе. Широко используются проблемные задания, вопросы и ситуации, что позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся. Ведущая педагогическая идея опыта – формирование экологической культуры и развитие творческих способностей, подготовка обучающихся 5-8 лет к ведению исследовательской деятельности. Каждый из нас – изначально, по своей природе, исследователь. Однако ни для кого не секрет, что по...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.03.28 | Просмотров: 1901
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|