Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное мероприятие (физика + история). Тема: Путешествие в мир открытий и изобретений - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Внеклассное мероприятие (физика + история). Тема: Путешествие в мир открытий и изобретений


Автор(ы): Головко Ольга Александровна, учитель физики и информатики; Храбрая Светлана Ивановна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи:
  • повысить интерес к изучению физики и истории;
  • повторить и обобщить в форме внеклассного мероприятия знания о важнейших открытиях и истории Древнего мира;
  • развивать творческие способности учащихся через различные виды внеурочной деятельности;
  • способствовать развитию речи, мышления, воображения.
Оборудование:
  • презентация
  • лента времени
  • карта по истории Древнего мира
  • метроном
  • рычаг
  • необходимое оборудование для опытов.
Оформление на доске: (приложение 1)

Ход мероприятия

Учитель истории: Сегодня мы в рамках предметной недели познакомимся с некоторыми изобретениями и историей их открытий.
Учитель физики: История не сохранила нам имени того первобытного “инженера-конструктора”, которому первому пришла в голову мысль взять в руки палку, чтобы отвалить камень и поймать юркнувшую под него ящерицу. Да и было ли ещё имя у этого “инженера”? Я умышленно употребляю это слово, т.к. “инженер” происходит от французского слова “гений”, а первая мысль об использовании палки в качестве орудия, увеличивающего силу руки, поистине было гениальной мыслью.
Учитель истории: На протяжении веков и тысячелетий, с тех пор, как появился homo Sapiens (человек разумный) – а это произошло около 40 тыс. лет тому назад – он изготавливал орудия для охоты и труда, строил жилища и при этом накапливал опыт, знания и умения, которые передавались из поколения в поколение. Да и сейчас, в нашем XXI веке, мы ежедневно пользуемся изобретениями, которые дошли до нас из глубокой древности.
Учитель физики: Вот мы сегодня и вспомним, с одной стороны о некоторых таких изобретениях и изобретателях…
Учитель истории: …а с другой стороны поговорим о том, в какой стране и каких условиях они были изобретены. Наш урок пройдёт в форме путешествия во времени и пространстве. Всего мы сделаем три остановки – их название вы узнаете в ходе путешествия. Ну, а пока мы на старте.
Учитель физики: Куда же мы отправимся сначала?
Учитель истории: Наверное, на родину самых древних изобретений. А это значит, что мы отправляемся в Древний Египет. (1–2 слайды о Египте)
Ученик: В Северо-Восточной Африке дожди выпадают редко, и большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются здесь песчаные пустыни. С юга на север пустыню пересекает одна из величайших рек мира – Нил. А где вода – там и жизнь. Именно в долине Нила, от порогов до Средиземного моря, более 3 тыс. лет до н.э. образовалось могущественное рабовладельческое государство – Египет. Во главе государства стоял фараон. Древние египтяне верили, что фараон не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца – Ра. По их представлениям без фараона, так же как без Солнца, невозможна жизнь на Земле.
Ученик: Для захоронения фараонов в Древнем Египте возводились “дома вечности” - гробницы в виде пирамид, на строительство которых уходили огромные средства, и привлекалось множество людей. И всё равно строительство каждой пирамиды длилось годами, а иногда и десятилетиями.
Ученик: Одним из древних архитектурных памятников Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника и основателя третий династии фараона Джосера, находящаяся в Саккаре. Эта ступенчатая пирамида, высотой более 60 м, сложена из белых известняковых блоков. (Слайд 3). Её создал зодчий Имхотеп, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествляли архитектора и почитали его как сына бога Птаха. Пирамиду Джосера обычно называют матерью египетских пирамид.
Ученик: В конструкции отражены три основных правила возведения этих сооружений: гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня, как строительного материала. Эти особенности позднее стали обычными. (Слайд 4).
Ученик: Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса. (Слайд 5) Она была построена в 27 веке до н.э. Её создатель – племянник фараона по имени Химиун. Высота этой пирамиды 147 метров. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина стороны основания 250 метров. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 тонн. (Слайд 6). Они ничем не закреплены и удерживаются силой собственной тяжести. Зазоры между блоками не превышают 0,5 мм.
Ученик: Как предполагают учёные, при строительстве пирамид использовались приспособления, которые в физике называют простыми механизмами. Это клин, рычаг и наклонная плоскость.
Ученик: Для того, чтобы построить пирамиду, необходимо сначала изготовить каменные блоки, каждый весом более двух тонн. Для пирамиды Хеопса требовалось 2 млн. 500 тыс. блоков. Для этого в скале делали отверстия по одной линии. Потом в них забивали деревянные клинья и поливали их водой. Колышки разбухали, и камень давал трещину. Египтяне поняли, что камень гораздо легче откалывается, если использовать клин. Вот как изобразил художник эту ситуацию на шуточном рисунке (слайд 7).
Ученик: Хотя клин использовали ещё до нашей эры, его действие вполне объяснимо с точки зрения современной физики: происходит изменение действующей силы по величине и по направлению.
Учитель физики: Назовите, где применяют клин в наше время?
Ученик: Когда были получены блоки правильной формы, их тщательно шлифовали песком, чтобы поверхность была ровной и гладкой. Оставалось их поднять на нужную высоту. Как это сделать, учитывая, что вершина пирамиды находится на высоте 147 метров? Многие учёные считают, что для этого использовалась наклонная плоскость – насыпь в виде спирали вокруг пирамиды. По ней и тащили готовые блоки. Египтяне видели, что идти приходится дольше, но усилий тратится гораздо меньше, чем поднимать тот же груз вертикально вверх. Сейчас мы знаем, что всё дело в направлении действующей силы, т.е. силы подъёма, и силе тяжести, которая всегда направлена … куда? (Ответы учащихся).
Учитель физики: Иногда египтяне шли другим путём, используя другое приспособление – рычаг. Вспомните из физики определение рычага. (Ответы учащихся). Любой рычаг имеет составные части (слайд 8). Назовите их. (Ответы учащихся). (Слайд 10). Назовите все рычаги, изображённые на данном рисунке. (Ответы учащихся ). При подъёме тела при помощи рычага вам придётся приложить усилие, но оно гораздо меньше. Причём существует некоторая закономерность между прилагаемой силой и длиной плеча.
(Учащийся проводит эксперимент: чем легче открыть жестяную банку монетой или ложкой)
Учитель физики: В каком случае требуется меньшая сила? (Ответы). Таким образом, чем длиннее плечо, тем меньше сила.
Ученик: Кроме применения при постройке пирамид, рычаги в Древнем Египте использовались и для других целей - сельскохозяйственных. Вдали от Нила, особенно в сухое время года, среди пустыни только изредка встречались островки зелени – оазисы. (Слайд 9). Поэтому требовался огромный труд, чтобы напитать землю влагой и сделать её плодородной. Сады и огороды орошали при помощи шадуфов. А это ни что иное, как рычаг.
Учитель истории: Итак, В Древнем Египте господствовал рабовладельческий строй, во главе государства стоял фараон – земной бог. Для фараонов строились гробницы в виде пирамид, при постройке которых применялись простые механизмы.
Подведение итогов первой остановки. На доске, рядом с названием остановки записывается фамилия лидера данной остановки.
Учитель истории: А теперь совершим путешествие в пространстве и времени и перенесёмся в 3200г. до н.э. в Месопотамию. (Слайд 10).
Ученик: Высоко в горах Кавказа берут своё начало две реки – Тигр и Евфрат. Страну, расположенную между ними, в древности называли Междуречьем, а по-гречески Месопотамией. Сейчас на этой территории находятся Ирак, Сирия.
Ученик: Жизнь и плодородие приносила Месопотамии вода. (Слайд 11). Но она же была и причиной многих бед. При разливе двух рек, на селения и пастбища обрушивались, сметающие всё на своём пути, потоки воды. Но люди не отступали перед трудностями. Они рыли каналы, строили дамбы, насыпали холмы, на которых строили города и специальные храмы – башни, куда подниматься дозволялось только жрецам. (Слайд 12). Оттуда жрецы вели беседу с богами и наблюдали за движением небесных тел: солнца, луны и планет. На основе этих астрономических знаний, жители Месопотамии составили лунный календарь. И это неслучайно – ведь при невыносимой дневной жаре для работ использовались лунные ночи. Время оборота Луны вокруг Земли, это примерно 29 суток, составляло месяц, который делился на 4 части по 7 дней в каждой. Так появились неделя и сутки. Этими терминами мы пользуемся и сейчас.
Учитель истории: По календарю Месопотамии в году было 354 суток. А сколько суток в году по современному календарю?
Учитель физики: На движении какого небесного тела основан современный календарь?
Учитель истории: От какого события идёт отсчёт нашей эры?...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.30 | Просмотров: 1681

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340