Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Война и мир глазами В.Верещагина (1842–1904) - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Война и мир глазами В.Верещагина (1842–1904)


Автор(ы): Журавлёва Жанна Валерьевна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
31 марта 1904 года, когда были в разгаре военные действия русско-японской войны, на мине подорвался флагманский броненосец русского флота “Петропавловск”. Через несколько секунд после первого взрыва взорвались паровые котлы. Громадная стальная стрела для подъема шлюпок рухнула на корму, где стоял адмирал Макаров в окружении офицеров. Их раздавило и смело. Там же находился и Василий Верещагин, спешно рисующий открывающуюся взору панораму…
Есть художники, с творчеством которых знакомишься по необходимости: они общепринятые гении. Но душу зрителя их произведения затрагивают незначительно (например, существует мнение, что живопись передвижников больше апеллирует к разуму, чем к эмоциям человека). При подготовке урока мне на глаза попалась характеристика творчества Верещагина, согласно которой оно также лишено эмоциональности:
“Художник писал драматические события, но ему никогда не удавалось вложить в эти сцены хоть небольшую долю того темперамента, той экспрессии, которую излучали полотна Репина и Сурикова, - он слишком документалист”.
О вкусах не спорят. Но современники называли Василия Верещагина гением, а после его гибели гениальные картины постарались спрятать в самые темные углы галерей. Причину я вижу в силе их психологического воздействия на зрителя, в остром чувстве сопереживания увиденному. Подлинно творческий художественный замысел никогда не определяется рациональными соображениями, а всегда непосредственным эмоциональным переживанием. Можно с уверенностью сказать, что в мире не существует такого объекта, который бы не вызвал в каком-либо человеке активного эмоционального отношения. Именно вам предстоит стать независимыми арбитрами в этом заочном споре о темпераменте и экспрессии полотен Верещагина.
Биография Василия Верещагина – это, собственно часть его творчества. Его считали человеком американизированного типа – он был “self-made man” – человеком, который сделал себя сам.
Он – сын богатого провинциального помещика. Родители, как им казалось, обеспечили сыновьям счастливое будущее, т.к. определили их в Морской корпус. “Никогда не любил никакой службы, а тем более морской, в которой меня укачивало…” - запишет впоследствии художник. Несмотря на трудности и нелюбовь к точным наукам, Верещагин заканчивает корпус первым гардемарином и сразу же отказывается и от блестящей карьеры, и от кругосветного путешествия, меняя все это на Академию художеств.
Отец не захотел помогать непослушному отпрыску:
- Делай, как знаешь, не маленький. Только на меня не рассчитывай, я тебе в этом не помощник, ничего не дам.
Не сразу обрел себя Верещагин как художник. Но и в несовершенных вещах чувствуется его неудержимый интерес к человеку, а чем старше он становился, тем сильнее его влекло к теме человека, оказавшегося “на пределе” душевного и физического бытия, в критической ситуации.
Летом 1867 года, будучи в Санкт-Петербурге, Верещагин узнал, что генерал Кауфман, назначенный генерал-губернатором Туркестана, желал бы пригласить в Среднюю Азию художника для создания художественной хроники покорения края (ведь фотография еще не получила широкого распространения). Верещагин предложил свою кандидатуру. Результатом его пребывания в Ташкенте стал первый цикл картин, явившийся причиной скандала и принесший своему создателю известность. И если Кауфман надеялся получить в лице художника восторженного почитателя и пропагандиста военных действий, то его ждало глубокое разочарование.
“Варвары” – туркестанский цикл картин Верещагина. В него входят и две небольшие по размерам картины, две притчи о войне – “Победители” и “Побежденные”. Их тема – не торжество победителей, как может показаться на первый взгляд, а жестокость войны.
На первом полотне - два солдата-бухарца. Они стоят на выжженной равнине над трупом русского солдата и с любопытством рассматривают его отрубленную голову, которую один из них приподнял за волосы. Другой приготовил узорчатый мешок, предназначенный для страшных трофеев. Эпизод достоверен, т.к. подобное художник воочию видел у стен Самарканда.
На втором полотне роли меняются: на первом плане – груда мертвых тел, убитые бухарцы. Рядом стоит русский солдат и спокойно раскуривает трубку, позади него безучастные товарищи. Война – это смерть, бедствия и страдания, а не красивая маршировка на параде. Война не заслуживает прославления. Обычно она заканчивается торжеством смерти, запечатленным на полотне “Апофеоз войны”.
Время действия уже не конец 19-го, а 14-15 века. Империя Тамерлана. Зной. Все выжжено. Скелеты деревьев. Руины города. Хрупкие кустики – все мертвы. В гробовой тишине слышен лишь крик черных ворон, единственных живых существ в этом царстве смерти. На земле груда черепов. Нет, не груда – ПИРАМИДА. Она сложена во славу победителя. Художник сопроводил этот холст надписью: ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ ВЕЛИКИМ ЗАВОЕВАТЕЛЯМ: ПРОШЕДШИМ, НАСТОЯЩИМ И БУДУЩИМ.
Сюжет – не фантазия художника. Имеются бесспорные исторические свидетельства того, что по повелению Тамерлана воздвигались пирамиды из голов побежденных для устрашения подданных.
Цветовое решение картины основано на контрастном сочетании трех тонов: желтого песка и того же цвета городских развалин, желтовато-белых черепов и светло-синего неба (парадокс – это цвета Владимирской Руси и Сальвадора Дали). Однообразие цвета усиливает впечатление унылой безотрадности. Идея же далеко перерастает рамки туркестанской серии. Историки подсчитали, что за 5500 лет мировой истории произошло не менее 14500 серьезных вооруженных конфликтов, т.е. за всю историю было 292 мирных года. В этих конфликтах “богу войны” было принесено в жертву не менее 3540 млн. человеческих жизней. “Апофеоз войны” Верещагина является лишь слабым отголоском жертвоприношения такого масштаба. Но до него никто еще не осмеливался выступить против захватнических войн вообще, в принципе, где бы и когда бы они ни велись.
“Апофеоз войны” – это трагедия миллионов. “Смертельно раненный” – трагедия одного человека. Верещагин был очевидцем смерти этого солдата, и описывает ее в своем дневнике:
“Пуля ударила в ребра, он выпустил из рук ружье, схватился за грудь и побежал по площадке вкруговую, крича:
--Ой, братцы, убили, ой, убили! Ой, смерть моя пришла!
--Что ты кричишь-то, сердечный, ты ляг, - говорит ему ближний товарищ, но бедняк ничего уже не слышал, он описал еще круг, пошатнулся, упал навзничь и умер, и его патроны пошли в мой запас”. Как все обыденно и просто.
Через 100 лет Юлия Друнина напишет:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
//Домашнее задание. Я описала вам и показала картины “Победители”, “Побежденные”, “Смертельно раненный”. А был еще “Забытый”. Ее уничтожил сам художник, столкнувшись с абсолютным непониманием со стороны властей и публики. Его обвинили в полном отсутствии патриотизма, в том, что он извращает факты и позорит армию. “Картины его ужасны и граничат с изменой”, - писали газеты. Напишите небольшое эссе, в котором дайте свой ответ на вопросы:
-Как вы понимаете слово “патриотизм”?
-Являются ли картины Верещагина изменой?
-Как вы думаете, что было изображено на картине “Забытый”?//

После Туркестана Верещагин много путешествует; из континентов он не был разве что в Австралии. После каждой поездки появляется 100-150 этюдов: великолепные дворцы и мечети, местные жители в национальных костюмах, пещерные жилища в скалах, люди разных рас и национальностей…


В апреле 1877 года Россия объявила войну Турции. Главный театр боевых действий развернулся на Балканах. Просьба Верещагина о причислении к штабу русских войск была удовлетворена. Он был отправлен в передовой отряд и в одной из опасных операций был тяжело ранен.
“Мне приходилось выслушивать множество выговоров за ту легкость, с которою я вошел в опасное дело. Они, военные, идут по обязанности, а я – зачем? Не хотели люди понять того, что моя обязанность не менее сильна, чем их: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны, нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… Нужно не бояться жертвовать своею кровью, мясом, иначе картины мои будут “не то”.
Пресса была полна победных реляций с Балканского фронта. Вернувшийся с фронта Верещагин создает балканскую серию картин, которая стала ушатом холодной воды для России. Мы победили. Но какой ценой?
Художник восхищался героизмом русских солдат, оборонявших Шипкинский горный перевал в течение пяти месяцев. Но он был свидетелем и другого – беспечности командования, которое не позаботилось о продовольствии и теплой одежде для солдат. “На Шипке все спокойно”, – так докладывал в ставку генерал Радецкий, проводивший время за карточной игрой.
“На Шипке все спокойно!” – так иронически Верещагин назвал свой триптих, который воспроизводит последовательность гибели русского солдата, замерзающего на посту.
  1. Немолодой солдат, съёжившийся в холодной шинели…
  2. Он еле стоит на ногах под шквалом ветра…
  3. Ветер уже победил.
Поистине, на Шипке все спокойно – здесь мертвая тишина.
Завершает серию картина “Скобелев под Шипкой”. Современным искусствоведам это полотно напоминает диораму. Это единственная из верещагинских картин данной серии, посвященная победе русских войск. После боя под Шейновом 9 янва...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.03.31 | Просмотров: 1687

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340