Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
История изготовления куклы из соломы - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

История изготовления куклы из соломы


Автор(ы): Полякова Жанна Сильвестровна, учитель ИЗО


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Так уж заложено природой, что женщины связаны с куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь матерью, она играет в куклы со своими детьми.
Куклы используются не только для игр, но и как сувениры, реклама, как театральные персонажи и герои мультфильмов.
На смену ручным народным куклам на витрины магазинов пришли барби и кены, а в сувенирных лавках появились куклы в богато расшитых народных костюмах.
Но наряду с этими промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации.
Уже более 100 лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны сотни научных и популярных статей.И тема эта далеко не исчерпана.
В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой распространенных растительных материалов.
Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде, и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связался с символикой снопа, зерна, колоса.
В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и жаворонки - зазывание весны с использованием соломенных птичек.
Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.
Декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка культивируемы злаков издавна используется для художественного оформления самых разных вещей.
Ещё в прошлые века в Европе оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы. В западной Европе, где поля в основном засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома.
Настоящие ценители и знатоки этого вида декоративно-прикладного искусства всегда определят, где изготовлено то или другое изделие из соломки, так как работы мастеров из различных областей нашей и других стран отличают традиционные стили работы, виды изделий по назначению и технике исполнения.
В Японии, Вьетнаме и Китае мастера изучили свойства рисовой соломы и научились искусно использовать её для изготовления различных изделий: ширм-перегородок, декоративных панно, а также игрушек и декоративных скульптур.
В Польше, Чехии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную солому.
В России, Белоруссии и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, поэтому в повседневной жизни крестьян чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой.
Именно эта солома шла на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. Также использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома. При изготовлении поделок учитывались особенности каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь, недаром, крестьяне сложили поговорку: Гречневая солома кривая, ячменная смачная, пшеничная пышная.
Ржаница - так в старину называли ржаную солому - была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько прочной и гибкой, что из неё можно было плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.
Из ржаной соломы плели корзины, сумки и коврики. Основой большинства плетеных изделий из соломы , будь то сумки, корзины, головные уборы, коврики служат плетежки или плетешки. Эти слова продолжают жить в лексиконе народных мастеров, работающих с соломой.
В среде жниц, имеющих богатое воображение, родилась загадка: Маленький Афанасий травкой подпоясан И, конечно же, каждый сельский житель узнавал в маленьком Афанасии ржаной или пшеничный сноп. Нашлась среди жниц мастерица, которая, может быть в шутку, сделала Афанасию руки и поставила среди стерни.
Это, наверное, и было рождение первой соломенной скульптуры.
Масленичная кукла, так называемая Кострома, олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества, Большая кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать её огню или же пустить на плоту вниз по реке.
Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек.
Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных.
Всевозможные корзины, короба и другие изделия плели крестьяне из соломенных жгутов. Сущность этого вида спирального плетения заключался в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой и укладывается по спирали плотными витками.
Народные мастера всегда стремились сохранить на долгие годы подмеченную красоту. И золотистый цвет, переливчатый блеск соломы не могли остаться без внимания.
В Нижегородской, Тверской и Вятской и других областях золотистой соломкой украшают самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки, игрушки.
Традиционной среди мастеров стала техника инкрустации из соломки.
Мы занимаемся рукотворной куклой уже несколько лет. Приступая к занятиям, обычно погружаемся в историю предмета. Когда и как появилась эта кукла? Какой она была? Какие функции выполняла?
Обычно начинаем занятия с чтения сказки Василиса Прекрасная из сборника А.Н. Афанасьева. Сколько загадок и открытий таится в этой сказке! :Умирая , купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу,,,,, отдала ей и сказала: :Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никогда не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета:..
Дальше выясняем, для чего ещё нужна была такая игрушка, вычленяем её функции: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации. Параллельно с тряпичной куклой, мы пробуем изготовлять куклу из соломы Начиная мастерить куклу из соломы, мы вспоминаем , какую родословную имеют простенькие игрушки соломы? Очень-очень ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.07 | Просмотров: 2916

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340