Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Обобщающий урок по теме Насекомые - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Обобщающий урок по теме Насекомые


Автор(ы): Карпова Тамара Петровна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • развивать умения анализировать, систематизировать, делать выводы, сравнивать виды насекомых;
  • закрепить знания о насекомых, привить навыки коммуникативного общения;
  • воспитывать интерес к изученному, бережное отношение к природе, насекомым.
Тип урока: урок учета и контроля ЗУН.
Вид урока: интеллектуальная игра.
Форма урока: групповая.
Средства обучения:
  • рисунки с изображением насекомых,
  • карточки-задания,
  • игровое поле.
Ход урока
Актуализация урока
Учитель: Урок сегодня, ребята, мы начнем с загадок:
1.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит
Сядет и укусит. (комар)
2.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (пчела)
3.
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
4.
Не солнце, не огонь,
а светит. (светлячок)
5.
Целый день летает,
Всем надоедает:
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (муха)
Учитель: Ребята! Что объединяет всех этих животных? Да, их относят к классу Насекомых. За что они получили такое название? Свое название они получили за характерные насечки на брюшке. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1, 5 млн. видов, живущих и процветающих на планете Земля. Создана наука по изучению этих животных. Как она называется?
Наука - энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Попытайтесь назвать их имена. Угадайте, о каких ученых идет речь?
- В 1729 году в своей работе Система природы, шведский ученый натуралист описал около 2 тысяч видов насекомых, сгруппировав их в 9 отрядов. Он заложил основы современной систематики двойной номенклатуры. (К. Линней.)
- Этот древнегреческий ученый разделил всех животных, на животных с кровью (позвоночных) и без крови (беспозвоночных), выделив из последних группу энтома (энтома - насекомое). Он является учеником Платона. В 343 году был приглашен царем Македонии Филиппом, воспитывать его сына Александра. Создал труд История животных, где привел сведения о строении тела животных, их образ жизни поведении. Составил первую систематическую сводку животных, так называемую Лестницу существ. (Аристотель)
- Один из основоположников энтомологии. Занимая скромную и малообеспеченную должность провинциального учителя на юге Франции, он почти полстолетия посвятил изучению насекомых. В1879 году в Париже был издан первый том из десяти Энтомологических воспоминаний, где описаны многолетние наблюдения над образом жизни насекомых и других членистоногих. Он не принадлежит к числу профессиональных ученых, но по праву считается знатоком насекомых. Его зарисовки о жизни насекомых, в сокращенном варианте, издано в нашей стране под заголовком Нравы насекомых. (Фабр Жан Анри)
- Ребята, вы поняли, что сегодня на уроке мы снова будем говорить о насекомых, обобщим знания о них, узнаем новое, т.е. расширим кругозор, и сделаем это с помощью интеллектуальной игры, для участия в которой вы уже разделены на команды. А теперь послушайте условия игры.
1. На игровом поле к написанному слову или его части нужно поставить букву - вправо, влево, вверх, вниз.
2. Слово должно быть существительным в единственном числе (исключение во множественном), нарицательным.
3. Если слово составлено из трех букв - команда зарабатывает 30 очков, ответив при этом на предложенное учителем задание для всей команды.
4. В случае неправильного ответа команде дается другое задание, и количество очков уменьшается на 10.
5. Команда выполнившая задание передает ход другой команде.
6. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
7. Зоны на игровом поле: Проверь, Распредели, Третий лишний, Угадай, Ералаш.
1 зона. Третий лишний. Почему?
а)
  • жук, крокодил, комар;
  • паук, слепень, воробей;
  • стрекоза, муравей, наездник;
  • палочник, соловей, клоп черепашка;
б)
  • кузнечик, саранча, пчела;
  • пчела, бабочка, скарабей;
  • комар, блохи, божья коровка;
  • медведка, саранча, наездник;
в)
  • овод, комар, жужелица;
  • тутовый шелкопряд, пчелы, москиты;
  • кожный овод, вши, шмель;
  • тля, капустная белянка, трихограмма;
г)
  • яблоневый цветоед, медведка, божья коровка;
  • платяная моль, вши, трихограмма,
  • пчела, лесные муравьи, саранча,
  • непарный шелкопряд, яблоневая плодожорка, тутовый шелкопряд;
2 зона. Распредели: выдели из списка требуемые насекомые.
а)
  • общественные насекомые: медоносная пчела, колорадский жук, саранча, муравьи, бабочки, термиты, тля, оса;
  • перепончатокрылые: хвойный пилильщик, трихограмма, шмельмуха, комар, термиты, овод, крыть;
б)
  • двукрылые: слепень, короед, комнатная муха, овод, шелкопряд, сверчки, цикады, павлиний глаз;
  • жуки: сверчки, моль, короед, долгоносик свекловичный, хрущ, тутовый шелкопряд, оса, усач;
в)
  • чешуекрылые: платяная моль, махаон, стрекоза-коромысло, термиты, капустная белянка, долгоносик, павлиний глаз, медоносная пчела;
  • прямокрылые: сверчки, цикады, стрекоза, слепень муравей, медведка, усач, комнатная муха;
г)
  • переносчики заболеваний: комнатная муха, непарный шелкопряд, колорадский жук, комар, муха це-це, махаон;
  • полужесткокрылые: свекловичный долгоносик, цикады, слепни, клоп - черепашка, постельный клоп;
3 зона Угадай.
а) Более 5 тысяч лет назад это животное жило в естественных условиях. Его Родиной считаются Гималаи. В природе этот вид вымер и ныне не встречается. Однако он не исчез, так как его начали искусственно разводить. Питается насекомое исключительно листьями шелковицы, эти насекомые утратили способность летать. Эти насекомые стали домашними.
(тутовый шелкопряд).
б) Особый отряд насекомых с неполным превращением. Живут на различных млекопитающих и человеке, имеются две разновидности. Это типичные паразиты, тело их сильно уплощено, у них нет крыльев и фасеточных глаз. Удерживаются с помощью специально приспособленных для этого ног, лапка и коготок которых образует своеобразные щипцы. Питаются кровью, за период размножения самка откладывает триста яиц, которые прикрепляется к волосам и одежде человека. Личинки тоже питаются кровью. Насекомые являются переносчиками типа и гепатита.
(платяная и головная вошь).
в) Эти крупные, стройные, ярко окрашенные насекомые известны каждому любознательному человеку. Насекомые отличаются быстрым полетом. Особенно их много можно увидеть возле водоемов, в которых развиваются их личинки. Летают они днем в теплую погоду и в тихие вечера. Во время полета ловят различных насекомых, которыми питаются. Зеленоватые или буроватые личинки живут на дне водоемов. Они также хищники. К нижней стороне головы личинок прикреплен орган нападения - так называемая маска, которая выбрасывается в сторону приближающейся жертвы. Насекомые могут летать на сотни тысяч километров.
(стрекозы).
г) Опаснейшие вредители сельского хозяйства. Насекомые, для которых характерны вспышки массового размножения, гнездятся в плавнях низовьях дона Волги, Урала, Терека, Среднеазиатских рек и озер. Питаются тростником, а, улетая на сотни километров, истребляют по пути всю растительность. Огромными стаями насекомые поднимаются в воздух и летят со скоростью 10 - 15 км/ч., преодолевая расстояние за день 80 - 120 км. Уроны от этих насекомых ни миллионные, а миллиардные. В ООН создан центр по борьбе с этими насекомыми. Этих насекомых еще называют - зубами ветра. Смертельно щелкая, зубы ветра пронеслись над Африкой и Азией в 1985-1987 годах. Первые вести об этом насекомом поступили из Сенегала, Мали, Негера, Чада, затем продвинулась в Эфиопию, Кению, Уганду, Египет, а затем перемахнула вАзию. Жители Африки нашли свою выгоду.
Население Азиатских стран ловят их, сушат, пекут хлеб, то есть употребляют в пищу.
(саранча).
4 зона Проверяй.
а) Указаны особенности дождевого червя, майского жука, и еще одного животного. Подчеркните характерные особенности майского жука - прямой чертой, дождевого червя извилистой. Как называется животное, особенности которого остались неподчеркнутыми?
  • Тело членистое.
  • Тело покрыто слизью.
  • Четыре пары ног.
  • Три пары ног.
  • Органы дыхания - поверхность тела
  • Органы дыхания-трахеи.
  • Есть головогрудь.
  • Есть голова.
  • Имеются твердые хитиновые надкрылья.
  • Антенны отсутствуют.
  • Есть сложные глаза.
  • Яйца откладывают в кокон, находящийся в почве.
  • Развитие простое.
  • Насекомое.
  • Кольчатый червь.
  • Жилище в виде колокола, находится в воде.
Б) Тест:
1. Для насекомых характерны признаки:
а) 4пары ног и одна пара усиков;
б) 3пары ног и1пара усиков;
в) головогрудь и брюшко;
г) голова, грудь, брюшко;
2. Из перечисленных насекомых к отряду Перепончатокрылых относят:
а) майского жука;
б) белянкого наездника;
в) зеленого кузнечика;
г) медоносную пчелу;
3. Дышат насекомые при помощи:
а) легких;
б) легких и трахей;
в) жабр;
г) трахей;
4. К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущества для распространения можно отнести:
а) наличие сложных рефлексов;
б) способность к полету;
в) их небольшие размеры;
г) разнообразие ротовых аппаратов;
5. Мальпигиевы сосуды - это:
а) вид кровеносных сосудов;
б) органы выделения;
в) органы пищеварения;
г) сердце;
6. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
а) яйцо-взрослое насекомое;
б) яйцо-личинка;
в) яйцо-личинка-куколка-взрослое насекомое;
7. Комар из рода анофелес является:
а) возбудителем малярии;
б) переносчиком возбудителя малярии;
в) организмом хозяином;
г) промежуточным хозяином паразита;
8. Для представителей отряда Чешуекрылых характерны признаки:
а) развитие с неполным превращением;
б) сосущий ротовой аппарат в стадии имаго;
в) развитие с полным превращением;
г) личинка - гусеница;
9.Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют:
а) дезинфекцией;
б) биологическим способом борьбы...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.08 | Просмотров: 3984

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340