Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Урок по экологии. Влияние биотических факторов среды на организм человека. Роль и воздействие растений на его жизнедеятельность
Автор(ы): Семенова Валентина Андреевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи: - сформировать знания о влиянии биотических факторов среды на организм человека;
- раскрыть роль и особенности воздействия растений на его жизнедеятельность;
- изучить комнатные растения, выделяющие в окружающую среду фитонциды, и возможность использования растений в озеленении интерьера.
Средства обучения: демонстрационные таблицы, информационные карты растений, экземпляры живых комнатных растений, дополнительная литература по теме, презентации учащихся. Ход урока Сколько экзотики таит в себе удивительный мир растений... Множество видов и оригинальных форм, красота и многообразие цветов. Каждое из растений имеет свою родину и историю. На этом уроке есть возможность узнать о воздействии растений на жизнедеятельность человека. В ходе урока мы будем опираться на знания об экологических факторах. I. Актуализация знаний (фронтальный опрос) - Что называют экологическими факторами?
- Какие группы экологических факторов вам известны?
- Что относят к абиотическим факторам?
- Пользуясь схемой, расскажите о взаимодействии человека с разными абиотическими факторами.
- Что называют биотическими факторами среды?
- Назовите группы биотических факторов.
II. Изучение нового материала 1. Влияние биотических факторов среды на организм человека, (объяснение учителя) Человек, как и другие живые организмы, может взаимодействовать с животными, растениями и людьми. Одни формы взаимоотношений сложились в ходе естественной эволюции органического мира, другие в процессе исторического развития человеческого общества. Из поколения в поколение человек передавал сведения о пользе и вреде различных растений и животных, используя наиболее древний метод исследования – метод наблюдения. 2. Значение растений в жизни человека (дискуссия). 3. Способность растений выделять фитонциды (объяснение учителя). К санитарно-гигиеническим свойствам растений относиться их способность выделять особые летучие органические соединения – фитонциды. Клинико-экспериментальными работами доказано, что фитонциды улучшают восстановительные процессы, способствуют очищению, заживлению ран, оказывают бактерицидное и антисептическое действие, положительно воздействуют на слизистую оболочку дыхательных путей и другое. 4. Классификация фитонцидов - бактерицидные (убивающие бактерии)
- фунгицидные (противогрибковые)
- процистоцидные (убивающие простейшие)
5. Растения, обладающие наибольшей фитонцидной активностью. Наибольшей фитонцидной активностью обладают: лук, чеснок, редька, клюква, зверобой, тысячелистник, мята, подорожник, можжевельник, сосна и другие растения. Благодаря открытию фитонцидов практическая медицина получила фитопрепараты. 6. Взаимодействие человека с комнатными растениями. Полезные растения вводились в комнатную культуру постепенно. Как интересно вырастить комнатное растение, добиться цветения и плодоношения. Сколько радости и удовольствия доставляет забота о комнатных растениях. Факты полезности комнатных растений получили свое научное обоснование лишь в XX столетии. Отечественными учеными были изучены свойства оранжерейных и комнатных растений. Выявлено, что свыше 100 видов проявляют фитонцидную активность. Это агава американская, алое древовидное, каланхоэ перестое, лимон обыкновенный, мирт обыкновенный, розмарин лекарственный, плющ обыкновенный, хризантема, хлорофитум хохлатый, пеларгониум розовый и другие. 7. Комнатные растения, обладающие фитонцидными свойствами (презентации учащихся). III. Закрепление знаний (лабораторная работа) Проводится параллельно с презентациями учащихся. Задания: - рассмотреть экземпляры комнатных растений;
- пользуясь данными презентаций и литературными источниками, составить список из 10 комнатных растений, обладающих фитонцидными свойствами;
- указать морфологические особенности этих растений;
- требования к абиотическим факторам среды;
- ф...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.04.13 | Просмотров: 2224
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|