Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Постановка и решение проблемы в ходе эксперимента на уроке физики
Автор(ы): Данилова Галина Николаевна, учитель физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одно из направлений совершенствования школьного физического образования связано с повышением интегративности его содержания и усилением его развивающего влияния на личность каждого ученика. Актуальность данного направления определяется, с одной стороны, интенсификацией процесса гуманизации образования, а с другой - интегративным характером развития науки, техники и производства, определившим потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нем человека и обладающих творческим, системным стилем мышления. Под проблемно – интегративным подходом к обучению я понимаю особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимосвязанных внутри- и межпредметных учебных проблем в условиях целенаправленного обучения его процедурам выдвижения и доказательства истинности гипотез. Следовательно, по своей природе проблемно – интегративный подход – технологический, так как его реализация предполагает четкую постановку учебных целей, гибкое и поэтапное управление и организацию познавательной деятельности школьника на основе оперативной обратной связи. Учебная проблема является основой вовлечения школьников в процесс самостоятельной проблемно – поисковой деятельности, а также важнейшим средством целенаправленной мотивации и управления. Проблемная ситуация – это спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи недостаточно имеющихся у него предметных знаний и умений. В процессе обучения любая проблемная ситуация реализуется в виде конкретной учебной проблемы. Под учебной проблемой я понимаю форму практической реализации возникшей в предметном обучении проблемной ситуации межпредметного характера, побуждающей к внутри- и межпредметному синтезу знаний и способов действий для своего решения с целью усвоения нового понятия, нового способа деятельности. Таким образом, обязательным условием, принципом функционирования проблемно- интегративного обучения физике становится раскрытие перед учащимися межпредметного характера решаемых учебных проблем как основы мотивации и управления деятельностью. Применительно к проблемно – интегративному обучению физике предлагаю следующую систему форм организации обучения: Этап подготовки учащихся к восприятию учебной проблемы. Актуализация знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, осознание ими проблемной ситуации, а значит, начало самостоятельного поиска. Этап создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация создается путем выявления какого – либо противоречия в содержании изучаемого материала на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции знаний учащихся и способов их действий. Результатом осознания выявленного противоречия является постановка конкретной учебной проблемы. Этап формулировки учебной проблемы. Здесь вскрывается предметный характер противоречия, содержащегося в учебной проблеме, самими учащимися или мотивируется учителем. Этап решения учебной проблемы. Методологической основой является принцип выдвижения гипотезы и построения плана проверки её истинности или ошибочности. Этап доказательства правильности найденного решения. Этап творческого применения усвоенных знаний и способов действий. Обобщенные знания и способы действия становятся основой и средством дальнейшего познания, решения новых творческих задач, основой для постановки новых, взаимосвязанных с уже решенными учебных проблем. Важно так построить проблемно – интегративный урок, чтобы все его учебные проблемы были выстроены в единую причинно – следственную систему познавательных задач. В основе композиционного цикла любой учебной проблемы можно выделить следующие элементы: А). Экспозицию – предпосылку к созданию проблемной ситуации на уроке. Б). Завязку – процесс создания проблемной ситуации и постановки конкретной учебной проблемы. В). Аксиологический элемент – оценивание противоречия, сущности учебной проблемы, мотивация деятельности ученика. Г). Основное действие – процесс поиска решения поставленной учебной проблемы. Д). Развязка – нахождение решения и его проверка. Е). Рефлексия и оценивание результатов деятельности. Особенность реализации данного подхода состоит в том, что оценивание результатов решения одной учебной проблемы становится экспозицией к постановке следующей, вследствие чего все композиционные элементы замыкаются в единый композиционный цикл. В свою очередь, все учебные проблемы урока, курса образуют единую систему композиционных циклов, в которой всегда можно выделить одну или несколько ведущих проблем всего изучаемого курса, главную проблему конкретной темы, учебные проблемы конкретных уроков и их смысловых блоков. Проект урока физики. Тема “Газовые процессы”.7 класс. “Секрет подготовки таланта – это найти его и тихонечко постоять рядом.” А. Эйнштейн. Характеристика темы. Данный урок 2, 3 и 4-й в теме “Газы и их свойства” 7 класса общеобразовательной школы. Авторская программа А.Е.Гуревич. Тема началась с подробного изучения механизма давления газа и передачи его по всем направлениям. Затем изучаются газовые процессы, проводится их качественное и количественное рассмотрение. На представленном сдвоенном уроке предполагается рассмотреть три изопроцесса, с тем чтобы на следующем уроке применить полученные знания для решения задач. На решение задач в программе отводится один час. При подобном подходе возникает час резерва, который используется для творческой работы учащихся. Система целей к уроку. Общая дидактическая цель (ОДЦ): приобретение умений самостоятельно в комплексе применять полученные ранее знания, умения, навыки; осуществлять их перенос в новые условия. Триединая дидактическая цель (ТДЦ) – Образовательный аспект: репродуктивная цель: объяснить давление газа на стенки сосуда с молекулярной точки зрения. Объяснение зависимости давления газа от температуры и концентрации частиц; конструктивная цель: понимание стандартной ситуации, умение работать с теоретическим материалом; творческая цель: использование эксперимента для изучения физического смысла изопроцесса, формирование умений анализировать данные эксперимента и переносить знания для объяснения явлений природы, связанных с простыми газовыми законами. – Развивающий аспект: создание условий для развития логического мышления, интеллектуальных умений. – Воспитательный аспект: развитие диалектического мировоззрения, воспитание коммуникативной культуры учащихся, формирование умения организовать работу. Структура урока. Тип урока: Урок комплексного получения знаний, умений, навыков. План, этапы и цели урока на технологической карте. Содержание урока. Содержание учебного материала. Рассмотрение примеров газовых процессов, происходящих в природе и технике. Величины, характеризующие состояние газа. Изменение этих величин в газовых процессах. Примеры. Экспериментальные исследования и графики зависимостей. Объяснение зависимостей с точки зрения молекулярной теории. Умения и навыки. Формулировки газовых законов. Конструктивная и творческая деятельность. Эксперимент как метод познания законов природы. На уроке планируется создание адаптивной образовательной среды для воспитания активной жизненной позиции ученика. Формы организации познавательной деятельности: 1) общеклассная; 2) парная; 3) индивидуальная. Методы обучения Проблемный. Поисковый. Урок ведется в технологии модульного обучения с элементами метода проектов. Формы реализации методов. Самостоятельное планирование деятельности каждым учеником. Постановка проблемы и её решение. Самостоятельная работа с источником информации. Эксперимент, взаимообучение. Построение проекта и его защита. Средства обучения Оборудование физического эксперимента для демонстрации газовых законов, учебник “Физика - 7” А.Е. Гуревич, технологическая карта урока, блоки информации. Система контроля на уроке: Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Технологическая карта урока. Газовые процессы. Основной материал: - Изучение процессов, в которых один из параметров газа остается неизменным.
- Доказать экспериментально существование таких процессов.
- Объяснить на основе молекулярной теории газовые процессы.
- На основании опытов получить формулы, описывающие газовые процессы.
Этапы и цели урока | Деятельность ученика | Советы учителя | | На основании информации, данной учителем, определи главную цель урока, составь план работы | | - Знакомство с понятием газового процесса.
| Прочитай начало п. 5 , стр. 44 учебника. Ответь на вопросы: - Что может происходить с газами в различных процессах?
- Приведи примеры газовых процессов.
- Какие параметры меняются при накачивании волейбольного мяча?
- Докажи, что меняется объем мяча при накачивании
что меняется масса мяча что меняется давление что меняется температура - Какие процессы будут рассмотрены на этом уроке?
- Что значит приставка “изо” в слове?
- Как называется процесс, происходящий при постоянной температуре
при постоянном давлении при постоянном объеме? | Запиши в тетрадь обозначения параметров. Запиши в тетрадь новый термин “изопроцесс”. | - Изучение простых газовых законов.
| Класс разбивается на три группы по изучению трех изопроцессов. Определи свои функции внутри группы: Теоретик Экспериментатор Оформитель. Получи задание, приступи к его выполнению. | Задание группе на отдельном листе (См. блок информации) О выполнении задания группа докладывает классу. | - Обмен информацией, защита проекта.
| Представь классу отчет о работе группы. Расскажи об изопроцессе по плану: - Дать определение изопроцесса.
- Продемонстрировать изопроцесс.
- Объяснить процесс с молекулярной точки зрения.
- Прочитать формулу изопроцесса.
- Объяснить график.
| На доске укрепи лист с результатами исследования. | - Промежуточный контроль за усвоением материала.
| Расскажи формулировку изопроцессов, выслушай и оцени ответ соседа. Рассмотри внимательно опыты, поставленные ребятами, сделай вывод, прочитай формулировки газовых законов. | Работа в паре по схеме.Запиши в тетрадь формулы газовых процессов. | - Выучить определения всех изопроцессов.
| Научи соседа по парте говорить определение своего процесса, научись сам рассказывать формулировки других изопроцессов. Рассмотри внимательно опыт учителя, объясни его, применив новые термины и формулировки. | Работа в паре по схеме. Первые варианты колонок пересаживаются -меняются местами. | | Оцени результаты своей работы в пяти баллах: - Я много работал на уроке и отлично понял материал. Знаю все формулировки изопроцессов. Могу объяснить явление природы, связанное с газовыми процессами. Умею выполнять опыты по демонстрации газовых законов - 5 баллов.
- Я хорошо понял изопроцессы. Умею наизусть читать правила изопроцессов. Умею выполнять опыты по газовым законам - 4 балла.
- Я хорошо понял тот изопроцесс, который изучала наша группа. Умею выполнять опыты по газовым законам. Наверное, я смогу объяснить какое-то явление природы, связанное с другим изопроцессом - 3 балла.
- Я понял, как надо проводить опыты, они мне понравились больше всего, но мне надо заново читать учебник и заучивать наизусть формулировки изопроцессов – 2 балла.
| | - Информация по выполнению домашнего задания.
| Всем: Вопросы на стр. 50. Сильным ученикам по желанию: Привести свой пример изопроцесса, объяснить его. | | Блок информации. Задание группе по изучению изотермического процесса. Прочитайте первый абзац п. 5. 1 на стр. 45. - Что означает пр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.04.13 | Просмотров: 2638
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|