Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Статья Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно - образовательного процесса - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Статья Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно - образовательного процесса


Автор(ы): Румянцева Надежда Дмитриевна, психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным "инструментом" учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.
Различного рода нарушения в общении ученика и учителя подавляют
творческий саморазвивающийся потенциал ребенка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения учащихся, напряженные аффективные состояния учителей, сопровождаемые в наиболее острых случаях невропатическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.
Всякое общение отличается не только определенным содержанием, но и формой. Если содержание общения отражает целевые установки обмена информацией, то форма — это характер взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу. Решающее значение имеет содержание общения, его наполнение полезным для дела смыслом, поскольку в противном случае и самая эффективная его форма не сможет привести к требуемым результатам. И, наоборот, неудачно выбранная форма общения способна принизить или вовсе свести на “нет”, его смысловую нагрузку. Педагогическое общение возможно непосредственное (контактное) или опосредованное (косвенное).
Формы непосредственного педагогического общения в профессиональном учебном заведении могут быть самыми различными и зависят от характера обучения: уроки, занятия в мастерской, посещения цехов, предприятий и организаций, воспитательные мероприятия в учебных группах. В своей педагогической среде преподаватели в непосредственной форме общаются на педагогических советах, методических комиссиях, деловых совещаниях, проводимых администрацией.
К опосредованным формам педагогического общения относятся, прежде всего, письменные сообщения: оценки домашних и контрольных работ, письма родителям учащихся, докладные записки и т.д.
В решении своих задач педагогу не обойтись без опосредованных форм общения. Но это не должно вылиться в бумаготворчество и администрирование без живого непосредственного общения с учащимися и их родителями. Чем больше прямых контактов с учащимися, тем меньше потребность в опосредованных формах общения.
Характеризуя формы педагогического общения, необходимо отметить, что все они выполняют координирующую функцию, превращающую общение в организующий импульс.
Организующее общение — это общение с целью консолидации людей, ориентации их деятельности в определенном направлении. Преподаватель вступает в организующее общение с учащимися, чтобы:
  • дать педагогические указания, что-либо порекомендовать, посоветовать;
  • получить “обратную” (контрольную) информацию от учащихся о выполнении задания;
  • дать оценку выполнения задания.
Эти цели по своей сущности и представляют собой три функции организующего общения. При этом эффективность такого общения зависит от полной реализации каждой из трех функций.
Функция организующего общения — дача педагогических указаний - не только наиболее часто осуществляется по сравнению с другими функциями, но и оказывает наибольшее влияние на эффективность учебного процесса. От того, как дается указание, зависит и качество его восприятия учащимися.
Таким образом, организующее общение это специфическая форма профессионального общения преподавателя с учащимися, связанная с организацией их деятельности, повышением ее эффективности.
Учебный процесс основан на постоянном, профессиональном общении педагогов с учащимися. Поэтому особенно важно проанализировать приемы организации педагогического общения с целью дальнейшего его совершенствования.
В повышении эффективности педагогического общения определенную позитивную роль играет и позиция учащихся, высказывание и защита ими собственного мнения. Это означает, что учащийся слушает преподавателя, следит за его речью, тщательно проверяет его аргументацию и всё обдумывает.
Понимание темы зависит еще и от того, насколько последовательно и логично преподаватель излагает свои мысли. Будет ли учащийся понимать то, что ему говорят, это зависит от того, насколько удастся побудить его сльшать суть дела. Именно слышать, а не слушать. Слушать это эксплуатировать свой орган слуха, слышать же — это эксплуатировать свой мозг, концентрируя внимание на словах преподавателя.
Важно, чтобы общение проходило в вежливо – предупредительном тоне, но и слишком серёзная и официальная манера общения с учащимися не способствует успеху. В процессе педагогического общения не следует стремиться к достижению односторонних преимуществ, подчёркивать высокий статус преподавателя перед учащимися, так как это ранит их самолюбие и снижает эффект общения. Для высокого эффекта педагогического общения важно создать благоприятный психологический климат.
Так, излишняя легкая доступность преподавателя для учащегося не способствует созданию нормальной обстановки и часто приводит к панибратству. Одновременно с этим его излишняя недоступность также нежелательна, так как она ведет к потере общения.
И, наконец, правила педагогического общения рекомендуют оставлять за пределами учебного заведения домашние невзгоды и раздражение. Недопустимо, чтобы все это оказывало отрицательное влияние на атмосферу общения. Ни загруженность работой, ни общественное положение, ни неприятности, ни плохое самочувствие не дают права преподавателю быть невежливым с коллегами и учащимися.
Для педагога умение сочетать решение рабочих задач в процессе профессионального общения и вне формальной обстановки - один из самых эффективных способов достичь успеха. Дополнительное время, затраченное на неофициальное общение, гораздо активнее стимулируют результаты взаимоотношений, чем короткие встречи в стенах учебного заведения, в спешке текущих дел.
Большое значение для общения имеет внешний вид преподавателя, умение вести себя в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и всегда ведет себя соответственно и достойно.
Во всех случаях организации неформальных взаимоотношений важно стремиться устроить все так, чтобы они были с одной стороны, приятными, а с другой, — деятельно отвечающими педагогическим задачам. При этом требования этикета важно соблюдать и тогда, когда они не соответствуют желанию человека, независимо от его настроения и психологического состояния в тот момент времени.
Приемы формирования аттракции.
В терминах психологии вызывать к себе эмоционально положительное отношение, т.е. расположить, это означает сформировать аттракцию (вызвать к себе симпатию, чувство расположения, приязни). Аттракция - привлечение, притяжение одного человека к другому.
Основной проблемой педагогического общения служит то, что учащиеся не всегда выполняют указания преподавателя или выполняют его не на должном уровне. Ведь в зависимости от отношения к учебе такие задания могут быть не выполнены совсем или выполнены удовлетворительно, хорошо или отлично.
Педагогическое указание по форме может быть директивным, демократическим или даже либеральным. Правда, для учащегося в принципе любая форма педагогического указания воспринимается не как просьба, а как распоряжение. Однако демократическая форма распорядительной информации значительно повышает качество исполнительной деятельности и дает большую отдачу, по причине того, что учащийся с большим желанием выполняет задание.
Когда учащийся выполняет указание без желания или, тем более, вопреки желанию, то итог бывает плохим, и уж во всяком случае, не отличным. Делать отлично — значит искать новые, более эффективные пути решения задачи, привлекать свой творческий потенциал, проявлять инициативу. И если не учитывать этот психологический фактор мотивации, то это отразится на качестве исполнения. Для педагога, ответственно относящегося к своей работе, небезразлично, каким будет качество выполнения его распоряжений, и почему учащийся так выполнил задание: не хотел портить с преподавателем отношения, или чтобы избежать неприятностей, или сам считал, что так надо.
Следовательно, отдавая педагогическое указание, важно руководствоваться правилом: "желание — залог успеха".
Анализируя проблему мотивации учащегося при выполнении им педагогического указания, важно иметь в виду каким мотивом руководствовался учащийся — внешним или внутренним — и на сколько этот мотив им осознавался. Причины (мотивы) могут быть внешними (он это сделал потому, что так приказал преподаватель) или внутренними (он это сделал потому, что независимо от преподавателя у него появилось такое желание). Осознанные человеком мотивы — это и есть желание.
Необходимо учитывать также силу его мотива. Желание может быть слабым и это отразится на качестве исполнения, или же достаточно сильным, чтобы выполнить распоряжение "на отлично".
Одной из причин невыполнения учащимися указаний преподавателя является отсутствие взаимопонимания. Действительно, если учащиеся не понимают, чего от них хотят, то они не смогут выполнить дело так, как того требуют или просят их преподаватель. Для того, чтобы обеспечить взаимопонимание между ними, достаточно лишь узнать, от каких условий зависит, будет ли понимать учащийся, что ему говорят, и как соблюдать эти условия.
Здесь, прежде всего, важно, чтобы учащийся знал тот профессиональный язык, на котором преподаватель отдает указание. Понимание зависит также от общей культуры, от общего интеллектуального развития учащихся.
Следующее условие, от которого зависит понимание педагогического указания — полнота информации. Объясняя, что надо делать, не следует скупиться на информацию.
Сконцентрированность внимания — еще одно условие, от выполнения которого зависит понимание педагогического указания. Обобщение практического опыта позволяет предложить условия, от которых зависит, будут ли учащиеся понимать то, что им сообщает преподаватель:
  • доступность изложения материала;
  • учет уровня интеллекта учащихся;
  • логичность изложения;
  • сконцентрированность внимания учащегося.
Кроме того, понимание во многом зависит от интонации говорящего. Так, если учащемуся что-либо объясняют и при этом возмущаются его непонятливостью, говорят достаточно грубо, агрессивно, то понимание будет затруднено.
Все внимание человека, на которого обрушивается лавина угроз, возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на форме, на отношении к нему педагога. Этот сдвиг внимания как защитная реакция блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова не осознаются — понимание заблокировано.
Как правило, при общении с учащимися многие преподаватели выполняют все рассмотренные условия: стараются говорить на таком языке, чтобы он был им понятен; убеждают учащихся что-то сделать, стремятся подробнее и логичнее обосновать свою позицию; концентрируют их внимание на своих словах и не допускают повышения тона в разговоре; добиваются полного понимания. И, тем не менее, педагогические указания выполняются не всегда.
Отсюда вывод: понимание является необходимым, но не достаточным условием для выполнения педагогического указания.
Важно еще добиться того, чтобы учащийся согласился это сделать, принял указание — тогда он выполнит его хорошо. Поэтому мало того, чтобы учащийся понял преподавателя. Оказывается, понять — это еще не значит принять. Проблема не в отсутствии взаимопонимания, а в достижении согласия учащегося с позицией преподавателя, формировании психологической основы эффективного педагогического общения.
Формирование психологической основы эффективного педагогического общения предполагает соблюдение определенных условий.
Первое условие - непротиворечивость того, что должен сделать учащийся, его принципиальным взглядам на данную проблему. Действительно, он выполняет педагогическое указание с желанием, если оно соответствует его внутренним убеждениям, что это делать необходимо. Следовательно, чтобы учащийся внутренне согласился выполнить педагогическое указание или последовать совету преподавателя, необходимо, чтобы позиция последнего не противоречила каким-либо основным взглядам, позициям учащегося по данному вопросу.
Вторым условием принятия педагогического указания служит личный интерес учащегося. Они с большим желанием выполняют ту работу, результаты которой удовлетворяют какие-либо их интересы, потребности. Отсюда практические рекомендации: чтобы учащийся принял позицию преподавателя, необходимо показать, что действия, которые ожидаются от него, не только не будут противоречить его взглядам, но и будут способствовать удовлетворению каких-то его потребностей. Конечно, данные рекомендации это не панацея, но они увеличивают шанс, вероятность успеха. Если их игнорировать - вероятность успеха будет ниже, если использовать — шансы на успех возрастут.
Третье условие принятия педагогического указания связано с межличностными, неформальными, неофициальными отношениями между преподавателем и учащимся. Оно оказывает влияние на принятие позиции даже тогда, когда первые два не срабатывают, и, как бы перекрывает все остальные.
Дело в том, что когда преподаватель отдает указание или что-то рекомендует, то эта распорядительная информация воспринимается учащимся не абстрактно. В любом сообщении, которое адресуется партнеру по общению, имеется текстовая информация (это то, что сообщается) и персониицированная (информация о самом авторе, включающаяся в сообщение всегда помимо его воли).
Эти две "части" сообщения могут приниматься тем, к кому обращено сообщение, либо вместе, либо раздельно. Здесь вполне возможно то, что очень доброжелательный преподаватель, к которому учащиеся относятся с глубоким уважением и который для них весьма авторитетен, дает настолько неубедительные рекомендации, что учащиеся не могут их принять. В этом случае персонифицированная информация положительная, а текстовая — отрицательная. Последняя оказалась более значимой, в результате чего она не принята.
Возможна и противоположная ситуация, когда разумную рекомендацию дает преподаватель, к которому у учащихся давно выраженное негативное отношение. Даже если он дает учащимся вполне приемлемые педагогические рекомендации, вполне возможно, что учащиеся и последуют рекомендации такого преподавателя, но при этом им придется преодолеть некий психологический барьер. Если же рекомендации окажутся не очень важными для учащихся, то, скорее всего, они не будут ими приняты для исполнения. В данном случае персонифицированная информация отрицательная, а текстовая — положительная. В результате сообщение также не принято.
В ситуации, когда сообщение — это указание, а его автор — это преподаватель, непринятие текстовой информации означает, что учащиеся не выполнили распоряжения (не согласились добровольно его выполнить) из-за неприятия личности своего преподавателя, из-за скрытой или явной антипатии, т.е. межличностных отношений.
Очевидность данного положения подтверждается тем, что при прочих равных условиях учащиеся легче принимают позицию того преподавателя, к которому испытывают эмоционально положительное отношение (симпатия, привязанность, дружба и любовь), и наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).
Итак, собеседник может видеть и не видеть одновременно, слышать и ... не слышать. Все зависит от того, насколько этот сигнал значим, несет ли он в себе достаточный, эмоциональный заряд для него.
Приемы формирования аттракции в процессе педагогического общения основаны на индуцировании учащемуся сигналов, которые им не осознаются, но которые имеют для него эмоциональное значение. С помощью этих приемов невозможно кого...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.04.14 | Просмотров: 3223

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340